Internews Kazakhstan

Борис Кузьмин, МАП: «Производство печатной продукции остается прибыльным бизнесом»

Cоздан:   пт, 09/09/2011 - 09:56
Категория:
Тэги:

Межрегиональная ассоциация полиграфистов (МАП) учреждена как некоммерческая организация в 1995 году. В ее состав входят около ста крупнейших полиграфических предприятий и организаций смежных производств, а также ряд региональных объединений полиграфистов из более чем пятидесяти регионов РФ. Редакция портала PlanetaSMI.RU обратилась к президенту МАП Борису КУЗЬМИНУ с просьбой рассказать о полиграфической промышленности России, ее проблемах и перспективах.

— Борис Александрович, дайте свою характеристику современному состоянию рынка полиграфии в России.

- Полиграфия в последние годы потерпела значительные изменения, она модернизировалась. За двадцать лет она в корне изменилась, появилось много предприятий, особенно в сфере малого бизнеса. Сейчас возможности полиграфии значительно выше, чем спрос на них.

— Насколько технологически развиты современных полиграфпредприятия в нашей стране?

- Уровень вооруженности нашей полиграфии резко возрос. Последние годы процесс модернизации не останавливается, он все время совершенствуется, и связан с изменением ассортимента, заказов и требований качества, сроков исполнения. У нас в России широкая сеть децентрализованной печати, которая постоянно развивается. Издатели создают типографии по всей стране с учетом своей специализации. Главная задача сегодня состоит в том, чтобы состояние полиграфической базы в регионах соответствовало требованиям выпускаемых изданий.

С массовыми, многотиражными глянцевыми журналами дело обстоит сложнее. Раньше таких журналов было не так много, но они выпускались большим тиражом, все печатались в Москве, в типографии «Правда», и рассылались. Но, тем не менее, принцип централизации для выпуска подобных изданий остался. Можно по пальцам перечислить предприятия, которые способны с ними работать: «Пушкинская площадь», «Первый полиграфический комбинат», «Экстра М» и «Алмаз-Пресс».

Технологическое развитие полиграфии на современном этапе осуществляется комплексно за счет дальнейшего совершенствования традиционных способов печати и масштабного внедрения цифровых технологий, включая применение цифровых печатных машин различных типов. Это очень важный фактор, но недостаточный. Новые технические возможности полиграфического производства ставят и новые задачи по организации более эффективного бизнеса.

— Вслед за декларацией о скорой смерти печатной прессы, многие эксперты рынка пророчат постепенное угасание и полиграфического рынка. Каково ваше мнение по этому поводу?

- В ближайшие 25—30 лет этого не будет, а точнее этого не будет никогда. Этот вопрос можно вообще не поднимать. Полиграфия будет модернизироваться, где-то произойдет концентрация, где-то децентрализация. Сейчас все наше внимание приковано к развитию событий в издательской и распространительской сферах. От нихзависит каким будет рынок печатной продукции. Но от этого не зависит суждение о том, будет или не будет полиграфия в будущем, а только то, какой будет издательская полиграфия.

Полиграфия вечна, никуда она не уйдет. Другое дело, каким будет уровень развития общества и его потребности. Как сложится конкуренция между электронными и печатными СМИ.

Интернет необходим для чтения новостей, работы, поиска информации. Мы это понимаем. Но многие психологи и физиологи утверждают, что человек не воспринимает серьезную информацию с экрана монитора.

Возможно, книгоиздание изменится, будет больше дешевой литературы... Но с другой стороны будут создаваться фолианты, произведения книжного искусства. Опять же женская половина населения никогда не откажется от глянцевых журналов. Даже сама реклама заставит глянецбыть, воспроизведение рекламы в таких изданиях — это самый высший уровень, которого не может дать ни телевидение, ни Интернет. Поэтому прогнозируя будущее печатного рынка, мы не видим никаких оснований для паники.

Возможно, через 20—30 лет исчезнут ежедневные газеты, потому что новостной характер подачи информации не может конкурировать с Интернетом. Но профессионалы подсказывают, что информация для Интернета по качеству не может конкурировать с материалами печатных изданий. Ну хорошо, не станет ежедневных газет, так значит будут еженедельные, публикующие качественный, отобранный материал, с анализом и комментариями. Печать существует в мире пять с половиной веков, в России — четыре с половиной, и никуда она не исчезнет. А Интернет будет только способствовать развитию печати.

— Еще буквально несколько лет назад многие российские издатели предпочитали печатать свои тиражи за рубежом, в частности — в Финляндии. Однако, после недавнего кризиса ситуация начала изменяться. Какова ситуация сегодня? Вернулся ли российский издатель в местные типографии?

— Они и сейчас продолжают печататься на зарубежной полиграфической базе. Этот вопрос не директивный, а чисто рыночный. Отечественная полиграфия — уже давно составная часть общемирового рынка полиграфических работ, и издатель имеет возможность выбора, где ему выгоднее печататься. Здесь превалирует много факторов: качество, сроки, сервис... Но главный из них — цена. Единственным средством привлечения заказчика для полиграфии являются конкурентные преимущества. Когда они появляются, как это случилось после отмены таможенных пошлин на импорт мелованных бумаг, целый ряд изданий вернулся в отечественные типографии.

Вопрос ценовой конкуренции сегоднястоит очень остро. Вся отечественная полиграфия зависит от импорта. У нас нет своего оборудования, материалов, краски... Производственно-технический уровень современной полиграфии поддерживается импортом. В каких-то случаяхмы конкурентоспособны, в каких-то —  нет. Ожидать появления возвращающегося из-за границы потока заказчиков пока не стоит.

— Падают ли на данный момент заказы на газетное производство и на журналы?

— В 2009 году производство резко упало, но сейчас оно восстанавливается. В общем объеме выпуска газет федеральные издания у нас составляют 30%, остальные (региональные) −70%. За последний год объем федеральных газет немного сократился, возможно — из-за качества печати, ведь понятно, что содержание федеральных газет рассчитано на определенный круг потребителей. Что касается журналов, то здесь большое значение имеет их тематическая направленность и охват читателей.

— Борис Александрович, расскажите о вашей ассоциации... Что представляет собой МАП?

— МАП как объединение является правопреемником Ассоциации предприятий, объединений и организаций полиграфической промышленности «АСПОЛ» — первого корпоративного объединения полиграфистов в стране, которое было создано в конце 80-х годов прошлого столетия. Это были бурные, смутные годы перестройки, когда в СССР ситуация начала резко меняться, произошли радикальные изменения в организации издательско-полиграфического комплекса страны.

В состав МАП сегодня входят ОАО «Первая Образцовая типография», ОАО «Типография „Детская книга“», ОАО «Типография „Печатный двор“», Смоленский, Ярославский, Саратовский, Тверской и Можайский полиграфкомбинаты, основные региональные газетно-журнальные полиграфические комплексы и многие другие компании.

— Какие задачи сегодня стоят перед МАП?

— Первостепенной задачей объединения всегда являлось укрепление консолидирующей роли МАП в решении общеотраслевых проблем, выступление с позиции коллективного органа полиграфистов в организациях законодательной и исполнительной власти, в сфере медийного профессионального сообщества, отстаивание интересов полиграфической сферы деятельности. Это и подготовка документов по наиболее актуальным проблемам развития отрасли, рецензирование законодательных и ведомственных актов, выполнение статистических анализов и проведение мониторингов, на основе которых осуществляется подготовка ежегодных отраслевых докладов о состоянии и развитии отечественного полиграфического производства.

В течение пяти лет наша отрасль занималась вопросом отмены таможенных пошлин на ввоз ряда полиграфических материалов. Частично он уже решен, мы начинали первыми заниматься этой проблемой совместно с Содружеством бумажных оптовиков. Все исходные документы идут от нас, а потом уже подключается профессиональное сообщество, отраслевые структуры, и под давлением такого лобби удается решить часть проблем. В свое время мы добились снятия налога и пошлины на ввоз полиграфического оборудования. Сейчас эта работа продолжается.

Прогресс в отрасли идет очень быстро, и вот уже появилась новая проблема — необходимость освобождение от налога на добавленную стоимость цифровых печатных машин промышленного типа.

В сфере деятельности МАП и другие вопросы: приватизация, техническое регулирование, подготовка кадров. Также ассоциация является соорганизатором ряда международных полиграфических выставок, некоторые из которых существуют уже двадцать лет. Проводим конференции и семинары, связанные с проблемами полиграфии, с поддержанием имиджа печатного дела в стране.

Одна из важных проблем заключается в том, что в связи с широким развитием электронных СМИ, с появлением средств индивидуального получения информации, Интернета, сохранение конкурентоспособности печатных СМИ и книгоиздания вступило в новую фазу. Появились мнения, что век Гуттенберга заканчивается. Да, падение выпуска печатной продукции — мировая проблема. У нас после 1991 года книгоиздание упало в пять раз, журнальное и газетное производство — в семь.

Сегодня производство печатной продукции остается прибыльным бизнесом. Интернет — очень перспективное средство коммуникации, но пока не бизнес. Перспективы выпуска печатной продукции — в руках издательской сферы и системы распространения. Здесь полиграфия — хоть и важное звено, но исполнительное. Тем не менее, она всегда последовательно реагирует на все изменения издательского заказа. За последние годы резко изменился характер газет, появились новые требования к выпуску журналов и, соответственно, к их полиграфическому исполнению, ужесточилась конкуренция с зарубежной полиграфической базой.

Все эти процессы, протекающие сегодня в медийной сфере, очень внимательно отслеживаются в нашей организации, и по мере возможности находят то или иное решение.

— Подводя итог, резюмируем — вы абсолютно уверены, что печатная пресса не умрет?

- На моем веку, и в жизни многих поколений такого не произойдет, я в этом уверен. Пока есть здравомыслящие люди, никакого заката дела, завещанного нам Иоганном Гуттенбергом и Иваном Федоровым, не будет.

Алина Свинцицкая

Источник: Планета СМИ