В среде людей, читающих издания несколько более содержательные, чем газеты с кроссвордами и анекдотами, в среде журналистов последние годы идет энергичная дискуссия на тему будущего СМИ вообще, печатной прессы в частности, ее перехода в онлайн и сопутствующих процессов. О состоянии медиарынка рунета, о том, кто лидер отрасли, а кто только хочет им быть, оновых медиа и медиаменеджерах, о предпочтениях читателей и слушателей в подаче информации и о том, изменит ли интернет государство, рассказывает медиааналитик, вице-президент Гильдии издателей периодической печати, медиаэксперт Василий Гатов.
Forbes:- Когда умрут традиционные бумажные СМИ, уступив интернету? И если умрут не все, то какие виды печатной прессы могут выжить и почему?
Василий Гатов: Я неоднократно защищал бумажные СМИ. Они умрут тогда, когда умрет последний человек, родившийся в XX веке, так что лет семьдесят нам предстоит держать в руках бумажные издания: газеты, журналы, книги. Мы же до сих пор ездим на лошадях, хотя они давно не нужны как вид транспорта. Ровно в таком же виде останутся бумажные издания. Как явление универсальное, газета, продающаяся в киосках или доставляемая по подписке, еще лет пятнадцать будет массовой, потом это постепенно будет сходить на нет, но это долгий процесс.
Вы довольно давно занимаетесь издательством и прессой. Был ли для вас ломкой переход к new media к тому, что вы сейчас полностью приняли как эксперт (интернет, iPad, мобильный контент)?
И было, и остается, и еще
У журналистов, имеющих солидную практику, опыт и заслуги, есть недоверие к новым менеджерам, которые пришли и сделали новые интернет-СМИ, возможно, потому, что они не понимают, ревнуют. Какое у вас отношение к новым проектам, которые появились подобно цветам на асфальте?
Я рад приветствовать племя младое, незнакомое, я хочу, чтобы
Как вам, специалисту, видится «разгул» блогов, медийных проектов, у которых качество контента оставляет желать лучшего?
Я очень ценю искренность и глубину Олега Кашина в рассуждениях на эту тему. За последний месяц мне несколько раз приходилось беседовать на тему, чем журналист отличается от блогера. В связи с происшедшим с Кашиным многим людям пришлось размышлять на эту тему. Так вот, я считаю, что люди, которые пришли во время блог-взрыва, поняли, что адекватное блогерство добровольное исполнение обязанностей журналиста. Они поняли, что это тяжелый труд, что не так просто написать 20 строчек, изящно завернуть
Сильно ли выросло количество авторов благодаря людям, пришедшим из блогов, людям, пришедшим по собственной инициативе?
Трудно оценить. Всегда в журналистскую профессию шло большое количество людей из других отраслей, которые понимали, что они хотят писать, что они не могут молчать, что они чувствуют социальную миссию в работе газеты, журнала или канала. В этом нет ничего нового. Для журналистики характерен приход новых людей, которые никогда не учились быть журналистами, но ими по факту являются.
Процентное соотношение не сместилось?
Оно сместилось гораздо раньше,
Контент в классическом варианте воспринимается как текстовое сообщение. Контент в интернете конгломерат. Видно, как многие издания пытаются этот конгломерат воспроизвести, и видно, что на сегодняшний день это только эксперименты. Например, РИА «Новости». Как вам кажется, найдено верное направление, или модель работы с разными видами контента в интернете?
Уже найдены формы, при которых объединение разных форм контента под одной интернет-обложкой перестало раздражать массового потребителя. Может, ничего не найдено, а потребитель просто привык. Его не тошнит, когда он видит газету с видеороликом на первой полосе, но по факту это нахождение разумного баланса.
В чем заключается разумный баланс?
В интернете люди готовы читать больше единиц, но они должны быть меньше по размеру. В интернете нет ограничения на количество заметок в течение дня, периода. Не надо беспокоиться, что у тебя много тем. На самом деле разнообразие тем должно приветствоваться. Длинный текст вещь, которую надо использовать в интернете осторожно, каким бы гениальным этот текст ни был.
То есть больше хороших и коротких текстов?
Да. В интернете очень ценится гэг, поэтому к текстам в интернете надо применять режиссерские методы. В системно развивающейся интернет-газете должен присутствовать редактор с режиссерскими способностями, который понимает, каким образом та или иная заметка выходит на сцену. Вы, наверное, приходя в театр, понимаете, что на сцене происходит не случайный набор событий, что режиссер так расставил персонажей, настроил свет, звук, поставил их движения, чтобы создать
Не кажется ли вам, что избыток приемов такого рода, избыток режиссуры, попытка движения к гэгу это движение в сторону Хаксли, «дивного нового мира»? Не станет ли это жвачкой для потребления, легкой, приятной, не уйдет ли глубина?
Нет. Я думаю, что множественность, простота создания и простота дистрибуции для интернет-СМИ обеспечивает возможность существования практически любого варианта. Массовые те, которые хотят набрать огромную аудиторию и зарабатывать на примитивных способах конверсии, пользуясь хорошо встроенными режиссерскими рецептами, они могут это сделать. Я могу развести руками, пожать плечами, и вы поймете, что я имею в виду, делая такой жест. Для традиционных СМИ такие жесты невозможны, потому что там другая природа коммуникации. Юмористические СМИ на бумаге практически отсутствуют, они умерли даже на самых богатых рынках.
Чего хотят массы сегодня? Порнографию, приколы, сцены насилия?
Максим, не преувеличивайте. Конечно, в издательской среде много лет ходит шутка: «Что такое мечта киоскера?» «Порножурнал сканвордов» (смеется). Понятно, что секс, скандалы, эмоции вызывают наибольший интерес. В достаточном объеме вызывает интерес серьезная информация, серьезный анализ, глубокое творчество, разбор полетов по поводу ценностей. Общество как более сложный механизм
Мне эта позиция кажется спорной, поскольку роль глубокой прессы с заявкой на публицистику это не только информирование, но и воспитание. Зачитаю последний пост «Ленты»: «Так, дорогие читатели, караул задолбался и ползет отсюда развлекаться и кутить. Оставляю вас в нежных объятиях ночной смены. Чмаки:)». Такая форма подачи информации от серьезного издания невероятно круто. Мне, как молодому человеку, это безумно нравится, но как гражданин и аналитик, игрок рынка, я не знаю, как к этому относиться, потому что если все будут себя так преподносить, то это неизбежно опустит планку. Не согласны?
Средства массовой информации это неформальный государственный институт. Если бы председатель Верховного суда, судья Федерального суда завел Twitter и выдавал в нем сообщения: «Приговорил этого чмошника к пятнарику, пойду повеселюсь и пойдем бухнем с присяжными» то это было бы странно. Существование СМИ определяется спросом и предложением, а не исторической структурой общества. Если есть спрос, если люди хотят видеть бурлящую жизнь внутри редакции, то почему бы и нет? Почему люди смотрят телеканал «Дождь», хотя смотреть там нечего? Потому что тебе показывают жизнь редакции изнутри, тебе показывают то, чего ты никогда не видел: показывают, как формируется выпуск новостей, как главный редактор отчитывает ведущего, который плохо провел выпуск, как ведущий предъявляет главному редактору претензии за то, что у него была плохая верстка. Это может быть не смешно, но это то же самое, что и «Лента.ру». Я не вижу никакой проблемы. Если вы помните, «Литературная газета» заканчивалась «Клубом 12 стульев», там была создана вся система мемов, словечек, фраз, которыми мы до сих пор пользуемся. Возможно, это главный вклад «Литературной газеты» в русский язык.
Обратимся к другой теме. Года три-четыре назад у некоторых менеджеров были большие надежды на UGC (user generated content). Они считали, что нужно создать площадку, на которой необходимо настроить хороший фильтр, куда будут приходить пользователи, и за счет интеллекта толпы, правильным образом сформированной, будет создано издание, не сильно отличающееся от редакционного СМИ.
Как у элемента традиционных СМИ с редакционной моделью нет, и я бы всячески призывал редакторов, которые продолжают продавать мысль о том, что надо бы это дело использовать в наших СМИ, не делать этого. Коммуникация должна исходить в вещательном СМИ из одного места от редакционного механизма. Если блогер ваш сотрудник, то он может писать все, что ему думается, и вы имеете право редактировать его статьи, а если блогер человек со стороны, то мнение, которое он доносит, либо печатается, либо не печатается, редактировать его нельзя. Это усложняет ситуацию. Если вы его отредактируете, если вы его обидите, он имеет полное право, так как он не связан с вами никакими обязательствами, пойти и прополоскать ваше имя как редактора, имя вашего СМИ и начать вести войну против вашего СМИ, которая может дорого стоить бренду. С другой стороны, без участия читателей в оценке контента, в рейтингах, в «люблю не люблю», в разного рода опросах, которые тоже являются UGC, не обойтись.
Я хотел поговорить о взаимодействии с социальными медиа («Нравится», «Не нравится», retweet и так далее). Насколько глубока будет интеграция? Есть мнение, что социальные медиа прорастут в СМИ и будет не отличить что где, вплоть до того, что рано или поздно большинство СМИ останутся сообществами в Facebook, закрыв за ненадобностью собственные официальные сайты.
Я не думаю, что
Под вирусным редактором вы понимаете механизм, который появляется за счет [кнопки] Like?
Да. В чем разница между Facebook с его Like и Google News? Google анализирует формальные характеристики новостных текстов, то есть количество упоминаний о важном событии, частоту упоминаний, длину текста и частоту обновления, и по этим критериям расставляет новости в рамках иерархии. Facebook предлагает субъективный подход: каждый человек может поставить Like, когда это количество становится большим или когда происходит много действий внутри Facebook с этим контентом, он резко поднимается и занимает высокие точки в социальном графе. В первом случае имеет значение активность медиаканалов, во втором активность пользователей. СМИ в большей степени заточены под первый вариант, а общение в социальных сетях под второй.
Одним словом, появление серьезного СМИ в качестве приложения в Facebook маловероятно?
Скорее всего, оно невозможно. Когда Facebook только начал активно расти, было несколько проектов Facebook Media, они все оказались нежизнеспособными. Люди просто не переходили на их страницу. Был прекрасный английский проект The First Post, который использовал Facebook как свою платформу распространения. Он прожил пару месяцев и закрылся даже не потому, что не было денег, а потому, что они поняли: люди один раз приходят, обнаружив полезную ссылку, а потом способ формирования редакционной повестки дня через интересы людей, представленные в Facebook, никого не трогает.
Максим Спиридонов
Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология».
Источник: Forbes.ru