Александр Оськин, председатель Правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), говорит: чем больше он знакомится с зарубежными системами распространения печатной продукции, тем более убеждается европейцам и азиатам есть, чему поучиться у России.
Система распространения печатной продукции какой страны хорошо бы прижилась на нашем рынке?
Такой системы нет. Нет идеальной модели рынка, у всех много болячек. Мы с Дмитрием Мартыновым (президент Ассоциации распространителей печатной продукции прим. ред.) давно изучаем рынки и каждый год выпускаем по книге, посвященной зарубежным рынкам СМИ. Последняя книга вышла в начале 2010 года. «Рынки печатных СМИ на переломе» книга о кризисе и том, как рынки СМИ реагируют на экономические аспекты. Сейчас работаем над следующей книгой, она будет называться «Интернет и пресса». Когда мы ездим по семинарам, симпозиумам, то думаем, что из опыта других стран можно взять для российского рынка. Но я бы сказал, что мы зря ругаем рынок России. У нас есть масса вещей, которым наши западные коллеги завидуют. Они говорят мы хотели бы пожить в России и поработать на вашем рынке печатных СМИ.
По вашим же словам, списание тиражей в Европе составляет
Что такое 70% тиража пустить под нож? Это уничтожение бумаги, нанесение вреда экологии, издержки, это можно было терпеть, пока был рекламный бум. Поэтому на западе многие журналы жили не с продаж, а с рекламы. Они могли не продавать тираж или даже доплачивать за то, что их читают.
Ну, как и во многих наших изданиях.
Нет, у нас другое. Почему другое? Рынком на Западе управляет издатель. На Западе диктатура издателя, он что хочет, то и делает, не считаясь с потерями и тратами. У него одна задача гнать тираж. И он гонит. А потом безумное количество тиража идет под нож. В России с учетом наших законов действует диктатура розницы. Главным элементом управления рынка являются розничные продавцы. Розница понимает ей не нужны большие списания, не нужно загружать каналы макулатурой, которую никто не покупает. Продавец сам определяет продажи и тираж, хотя иногда согласовывает его с издателем. Мы считаем, что нулевое списание это тоже плохо. Это означает, что рынок не насыщен. Оптимальное списание для ежедневных газет
В Японии тоже единые цены на прессу и книги.
Это очень плохо. У них выстроена жесткая система: нельзя давать скидки, уценять товар, а когда нет гибкости в ценовой политике, это плохо для экономики. У нас иногда на лотках продают любую книгу за 20 рублей. Я считаю, что лучший рынок в России, Гражданский кодекс у нас прогрессивный, он лучше законов, действующих в Евросоюзе. Хотя закон о торговле в последней редакции компромисс между лоббирующими силами. Японцам и европейцам учиться у России и учиться. У Японии, по моему мнению, надо взять следущее там не воруют контент из интернета, они считают, что это неприлично. И у японцев есть склонность к материальным носителям информации. 80% изданий распространяются по подписке. Но и газеты приходят домой к 6 утра.
Оки Тосихару (Oki Toshiharu), московский шеф-корреспондент японской газеты The Mainichi Shimbun, говорил нам, что В Японии прекрасно организованнная система доставки.
Да, но это не почтовая доставка. Издатели нанимают стороннюю фирму, с трех до шести часов утра подписчикам доставляются газеты. В Японии успешно сочетается работа интернет-ресурсов и обычных магазинов. Широко распространена сеть маленьких павильонов
АРПП выступает за то, чтобы некоторый ассортимент аптек разрешили продавать в киосках с прессой. Даже писали письмо министру Голиковой.
У нас в части киосков с прессой сохраняется рудимент идеологический, рудимент советской власти. Безумная ситуация. Во всех странах мира в киосках прессы торгуют, чем угодно, лишь было бы рентабельно. В Чехии разрешили даже пиво продавать в киосках прессы. У нас перечень утверждают каждый год в субъектах РФ. Мы категорически выступаем против этого. Прессой торговать невыгодно, особенно дешевой прессой, газетами, например. Затраты на содержание киосков растут. А где взять деньги, чтобы платить больше киоскеру? Он, бедный человек, получает 12 тысяч рублей в месяц. Откуда взять средства, чтобы платить ему 30? Надо или поднять цены на прессу или торговать чем-то еще. Как только в Чехии разрешили торговать алкоголем, киоскерный бизнес стал супер-прибыльным. Сейчас там на 400 жителей приходится один киоск, в Польше соотношение 1:500. В Европе, в среднем, 1:1000. В России один киоск на четыре тысячи жителей. Мы давно выступаем за то, чтобы утроить в Москве количество киосков. Пресса должна быть для москвича на расстоянии вытянутой руки. Необходимо создать условия, при которых было бы выгодно ставить киоски, расширить ассортимент.
Так подвижки в вашей «лекарственной» инициативе есть? Можно будет в киоске купить зубную щетку или лейкопластырь?
Пока подвижек нет. Но нас хорошо слышат чиновники Правительства Москвы. Однако даже комитет по СМИ Правительства Москвы, который понимает нас, не может пробить более высокие барьеры. Мы просим: включите в перечень простейшие средства гигиены, аспирин, мелочевку... А еще нам запретили торговать табаком. Потому что киоск с прессой это объект культуры, а объект культуры не может торговать табаком. А Большой Театр? Там не только табаком, там коньяком в розлив торгуют...
У нас вообще есть несколько идей, которые мы пытаемся продвинуть. Например, НДС на подписку составляет 18%, на розницу 10%. Мы пытаемся объяснить, что во всех странах мира есть льготы для прессы, что подписка гибнет, налоги надо уравнять. Мы не можем добиться этого десять лет.
Дмитрий Дементьев, генеральный директор «Первого полиграфического комбината», сказал в своем интервью, что «на примере подписки можно защищать диссертацию по антименеджменту».
Боюсь, что даже диссертацию не дадут защитить. Мы живем в треугольнике почта, издатель, государство. Как трое глухонемых, они не могут договориться. Поэтому АРПП будет выдвигать идею создания Альянса в поддержку института подписки из числа заинтересованных сторон. Если сейчас подписке в России не помочь, она окончательно умрет. Она и так имеет плохую репутацию. Розница дешевле и быстрее, подписка дороже и плохо работает. Зачем ей заниматься?
Почему вы в «Живом журнале» и Twitter?
Потому что мне это интересно. Это серьезный коммуникационный и информационный канал. Но блогосфера это не СМИ. Над СМИ работает команда профессионалов, она профессионально собирает, сортирует и создает уникальную информацию и предлагает ее уникальному конкретному потребителю.
То есть вы не согласитесь с тем, что вскоре СМИ будут лишь доставлять контент читателям, а рождаться он будет в блогосфере.
Не соглашусь. Еженедельный журнал Der Spiegel выпускает бумажную версию, которую читают три млн. человек, и интернет-версию, которую читают четыре млн. чел. То есть электронный Der Spiegel не повторяет печатный. Над сайтом работает отдельная редакция из 80 человек. А сейчас появляются еще версии для мобильных телефонов, которые будут редактировать уже другие люди.
Вы считаете, что бумажные СМИ будут жить всегда?
Да. Но бумажные СМИ в России будут расти в цене, они перейдут в премиум-сегмент. За границей уже появляются обложки с эффектом 3D. В Китае выпустили газету на золотой фольге, ее тираж составил 1,5 тыс. экземпляров. Его раскупили. Это премиум-класс. Как телевидение и кино не убило театр, так и электронные газеты не убьют печатные.
В блоге вы писали чем меньше периодичность, тем больше спрос.
Недавно в России прошла подписная компания, одни тиражи резко упали, другие выросли. Мы анализировали судьбу тиража в зависимости от периодичности выхода СМИ. Если издание меняет периодичность, выходит не каждый день, а три раза в неделю, тираж растет. Если газета была еженедельником стала двухнедельником тираж растет. Это происходит по двум причинам потому что падает подписная цена, а также потому, что издание становится по содержанию более востребованным, более аналитическим.
Но ведь это имеет отношение к лояльным читателем. А как насчет стартапов?
Неважно. Цена играет важнейшую роль.
Семинары АРПП служат поводом пообщаться или выработать план дальнейших действий?
У нас каждый семинар заканчивается обращением к Президенту или премьер-министру.
И обратная связь есть?
Да нет, конечно, но мы направляем власти свои письма. После последнего семинара мы направили письмо в Кремль, оно вернулось к министру Щеголеву. Но нас хотя бы прочитали. Более того Щеголев нас поддержал!
О чем вы писали?
Мы разработали комплекс предложений. Писали о необходимости снизить НДС на подписку, отмену пошлин на ввоз мелованной бумаги. Министр Щеголев нас поддержал, Кудрин нет. Но нас услышали! Это важно.
Источник: Media-Day.ru