Оглядываясь назад сложно поверить, что прошло всего 20 лет... Бесконечное развитие информационных технологий дает нам понять, что в далекое прошлое ушли аудио- и видеокассеты, черно-белые журналы и вот-вот уйдет печатная пресса. По крайней мере, многие скептики пытаются нас сегодня в этом убедить. А как начинался рынок СМИ в России? Об этом, а так же о «бабулях-ручниках», которым многие современные издания до сих пор говорят «Спасибо!» порталу PlanetaSMI.RU рассказал «старожил» российского медиарынка, генеральный директор ИД «Мир Новостей Медиа» и член редакционного совета портала Андрей АВДОНИН.
Рынку прессы в этом году 20 лет. Вы на нем работаете практически с самого начала. Как вы пришли в этот бизнес?
Это было очень давно в 1992 году. «Новый» рынок на тот момент еще не сформировался, на нем присутствовали в основном старые газетные бренды и газеты бесплатных объявлений. Одним из первых ростков в среде альтернативных изданий стала газета «Совершенно секретно», которая начала выходить еще
Какие способы распространения прессы на этапе становления рынка были наиболее востребованы?
На тот момент существовала еще старая сеть «Союзпечать», появлялись первые «ручники», только-только создавались магазины оптовой торговли. «Ручники» работали не так, как в наши дни, все было немного иначе. Они распространяли прессу, ходя по вагонам электричек, поездов и даже метро. Эта форма торговли была очень хаотичной, но прогрессивной. Когда мы, продвигая «Мир новостей», приходили в сети, то, к сожалению, часто слышали отказ, обоснованный отсутствием заинтересованности в издании. Отмечу, что такое отношение со стороны сетей к любому «новичку» сохранилось и поныне.
Надо отдельно отметить, что в начале
Сейчас вспоминаю такой, можно сказать забавный, инцидент. На тот момент структура, ныне известная как ГК «Логос», только начинала формироваться. Когда у нее появились первые оптовые магазины и склады, наша компания обратилась к ним с предложением начать сотрудничество с газетой «Мир новостей». Однако потенциальные на тот момент партнеры перспектив сотрудничества не увидели. Нам было предложено «подождать». А когда, примерно через пол года, газета «хорошо пошла» в электричках и полюбилась читателю, распространители, в том числе и «Логос», уже сами начали обращаться к нам. Мы, благодаря электричкам, взяли Москву «в кольцо», а потом, постепенно, разошли по всей стране.
Именно в те годы «ручники» были вполне достойной альтернативной формой торговли. Они очень помогли многим изданиям, выходившим в то время в свет, закрепиться на рынке. А дальше успех и жизнь издания завесили только от степени качества продукта.
Как в то время складывались взаимоотношения с дистрибуторами?
К сожалению, и тогда и сейчас у розничных сетей есть «слабое место» очень медленный анализ продаж. Так работали еще
Сейчас все иначе?
Подчеркиваю, что к величайшему сожалению, в некоторых распространительских сетях, не смотря на бум развития технологий, такая тенденция прослеживается и сегодня. Я, например, только в конце мая получаю точную информацию о продажах за март. И, наверное, с точки зрения бизнеса, это не совсем оптимальные условия работы.
Какие издания были популярны
Первое, что вырывается из воспоминаний, это газеты «Совершенно секретно» и «Спид-Инфо». Одно время был очень популярен «МК», он имел огромные тиражи. Чуть позже появился феномен «7 дней».
Что касается журналов, то в те годы толстые литературные журналы отошли на второй план, а глянец еще не набрал оборотов. Причиной тому было довольно плачевное экономическое состояние страны, уровень жизни был низкий, поэтому цветные глянцевые СМИ крайне не все могли себе позволить. Мало того, все СМИ того времени в большинстве своем были именно черно-белыми, максимум что печаталось в газетах цветом это логотип.
Пожалуй, стоит отметить характерную особенность того времени люди с большим удовольствием потребляли черно-белую прессу, и переход «на цвет» не давал газетам ощутимого прироста тиражей. Никаких вспышек повышенного интереса на цветные газеты не возникало, потому что и тогда,
Еще
Если с технической точки зрения отрасль в те годы не была столь развита, то как же производился документооборот?
Кроме того, что сегодня на рынке есть «1С бухгалтерия», в те годы, в части документооборота, все происходило практически так же. К сожалению, в нашей отрасли мало что изменилось... Все также в большом количестве присутствует ручной труд, такое же дикое количество бумажных накладных... Единственное отличие в том, что сейчас процесс документооборота компьютеризирован, а 20 лет назад все заполнялось вручную.
Что же касается непосредственно договоров, то и сегодня, и 20 лет назад, договора несут в себе чисто формальный смысл в хорошем смысле этого слова. В большей степени все строится на взаимодоверии. Потому что когда фирма-партнер разоряется, по договору все равно ничего не получишь. Некоторые игроки, не рассчитав своих сил, сходят с дистанции, оставляя большие долги. В таких случаях наличие или отсутствие договоров значительной роли не играет. Убытки никто не компенсирует. В договорах фиксируются условия возврата и сроки осуществления платежей.
Следует отметить еще одну отличительную особенность периода становления рынка было большое количество «индивидуалов», у которых было
Конечно, «ручникам» стоит отдать должное именно за счет их энтузиазма, стимулируемого хоть
А когда пресса появилась в вестибюлях метро?
- Метро это зона повышенного внимания, в том числе и правоохранительных органов. Просто так туда не попасть. В середине
Помню, лет десять назад произошла интересная, но печатная история, когда московская розничная сеть по продажам прессы решила торговать периодикой не только в столице, но за ее пределами. В регионах сеть не выдержала конкуренции и разорилась. Основной причиной этого стала именно работа по схеме «предоплата-постоплата»; в определенный момент началась игра «кто больше поставит по предоплате», а потом крупные игроки попросили сперва вернуть деньги, а лишь потом начать отгружать... Итог оказался плачевен. Ситуация с распространением прессы
Сейчас, за счет того, что на рынке дистрибуции присутствует все-таки много крупных игроков и слово «предоплата» практически не звучит, оплата максимум ведется «по факту продажи». Даже в случае некогда «супер-крутых» издателей. Иными словами, рынок постепенно «подравнивается».
А на каких условиях велась работа с оптовиками в начале нулевых?
На мой взгляд, с тех пор мало что переменилось. Единственное, тогда давался меньший процент возврата,
А сроки платежа, в данном случае, не самое главное. Они за последние десять лет не менялась, разве что
Если сравнивать два десятилетия
Ушли в прошлое «ручники» и хаотичная схема продаж прессы в самых людных местах, работа более или менее систематизировалась. За горизонтом остались масса мелких неприятных разорений, которые были, по сути, не смертельными, но держали издателей в постоянном напряжении.
Из хорошего могу отметить, что если раньше профессионалов в области торговли и маркетинга вообще не было, а торговые объекты имели весьма своеобразный вид, то сейчас отрасль выстраивается. Основные продажи прессы идут через крупных игроков, и условия работы стали более цивилизованными, также как и организация продаж, потому что в нашем деле даже выкладка товара в киоске имеет большое значение. Конечно, хотелось бы технологически модернизировать систему торговли прессой, но для этого пока не хватает опыта и знаний.
Не смотря на то, что рынок прессы и ее распространения называют стагнирующим, я хочу пожелать его игрокам технического обновления, успешного использования положительного опыта зарубежных коллег и удачной адаптации лучших наработок в нашей современной деятельности.
Наталья Решетова
Источник: PlanetaSMI.RU