Internews Kazakhstan

Рецепты детского телесалата

Cоздан:   сб, 28/04/2012 - 14:14
Категория:
Тэги:

Детское телевидение существует, хотя и развивается вопреки законам медиарынка. Причем, речь не о ТВ для детей, а о программах, создаваемых при непосредственном их участии. Чтобы заниматься журналистикой с детьми, требуется приложить огромные творческие силы и педагогический талант.

Корреспондент «МП» Антонина Авдошина пообщалась с лауреатом «ТЭФИ-2010», директором дирекции социальных программ АУ ОТРК «Югра» Оксаной Вожатовой о теории и практике детской тележурналистики.

В рамках госзаказа

Как вы пришли к работе с детьми? И как получилось, что вы остались в этой сфере журналистики?

Прежде чем возглавить детскую студию телекомпании «Югра», я уже имела опыт работы корреспондента информационной службы новостей, шеф-редактора и ведущей утренней развлекательной программы, выходящей в прямом эфире. Когда мне предложили передать свой опыт юнкорам и возглавить детскую студию, я согласилась с одним условием — дать детям еженедельный прямой эфир. Руководство канала посчитало эту идею невыполнимой, но на эксперимент согласилось. С тех пор уже более десяти лет «экспериментируем» и в прямом, и в записи, и в детском кино. Не скажу, что работать с детьми «по-взрослому» легко. Но то, что мы стали практически семьей и целым организмом — это факт. С Денисом Крыловым — шеф-редактором, Ириной Чукоминой — режиссером, мы работаем уже десять лет. Очень приятно, когда к тебе возвращаются твои ученики, только уже в качестве коллег. Артур Михайлов, Наталья Рожкова пришли к нам еще школьниками, а сейчас сами обучают журналистскому мастерству юнкоров.

Как сегодня выглядит работа вашей телестудии? Хватает ли денег на ее содержание?

Сегодня у нас выходит несколько еженедельных программ, в том числе и программа «Трое, не считая кота...», которая идет в прямом эфире. Журналисты нашей студии ведут тренерскую работу. Вчерашние юнкоры, «вырастая» из рамок детских программ, в этом году уже начали снимать документальные короткометражные фильмы. Что касается средств, то мы работаем в рамках госзаказа, и в этом году наше руководство запланировало увеличение детского вещания на канале. Я считаю, что нам крупно повезло — в Югре осознают важность досуговой и профориентационной занятости подростков.

Вопрос личного совершенствования. Часто ли вы встречаете адекватную литературу о занятиях журналистикой с детьми?

Детская журналистика — это смесь игры, профессии и психологии. Многие ребята приходят «зажатыми», стесняются брать интервью, не могут работать в кадре, есть проблемы с дикцией. Но если глаза светятся и есть желание работать, можно все преодолеть и «вырасти» в профессии. Таких примеров у нас немало. Мы с коллегами разрабатываем упражнения на импровизацию, на снятие зажимов, на улучшение памяти, развитие воображения и внедряем их в процесс обучения. Конечно, опираемся на педагогику и журналистику, и создаем что-то свое. Опираясь на собственный опыт, наша студия неоднократно выпускала методички для юнкоров, сейчас мы выпустили видеопособие для начинающих журналистов.

Мини-копия телекомпании

Как сделать качественный медиапродукт для детей? Ваш рецепт.

Чтобы сделать качественный продукт для детей, надо просто работать среди них и знать их потребности, но при этом не «заигрывать» и самому «не заиграться». Зачастую дети смотрят телевизор чаще, чем общаются с родителями и друзьями. Нужно нести ответственность за то, что показываешь. Наш режиссер Ирина Чукомина считает, что главное — чтобы было нескучно. Сейчас главный принцип — «не навреди». Нужны положительные герои, побольше добра. А Денис Крылов, шеф-редактор детской студии, предлагает конкретный рецепт телевизионного салата: взять несколько детей, перемешать их идеи, добавить юмор по вкусу, не забыть посыпать чем-то полезным, и залить соусом из фантазии, воображения и смеха. Салат, то есть программа, готова.

Какие проблемы появляются в работе с детским коллективом?

Детская студия — это уменьшенная копия взрослого коллектива, и чуть что кто-то может и закапризничать, а кому-то хочется быть главнее всех, а кто-то именно сегодня на съемках вдруг оказался «не в духе». Главная же проблема в том, что журналисту, который работает с детьми, приходиться быть и педагогом и психологом. А педагогу — журналистом и психологом. И если это профессиональное телевидение — то это уже поток, конвейер, выход еженедельных программ, заявленных в эфирной сетке. И в этом конвейере надо успеть подготовить ребят к съемкам, научить их работать. Нам часто говорят, что это неблагодарный труд, что пока мы выучим их, они вырастают и уже хотят реализоваться в других, взрослых программах. Да, это правда. Но наши ребята — это наши будущие кадры. На выходе из студии они становятся ведущими, корреспондентами, операторами, режиссерами.
Но поверьте, когда встречаешь профессионально состоявшихся воспитанников, то искренне радуешься тому, что ты принимал непосредственное участие в его становлении.

Регионы хотят дружить

Детский контент на федеральных каналах. Что вы сегодня видите на экране? В какую сторону нужно двигаться?

Сейчас появилось много познавательных и обучающих программ хорошего, достойного качества. Этот факт радует. Но еще бы хотелось иметь возможность региональным каналам сотрудничать с федеральным. Тогда будет дополнительный стимул, как для самих ребят, так и для руководителей студий, которые получат возможность обмениваться опытом.

Смотрите ли вы на работу региональных коллег? Как оцениваете ее?

Работы я вижу на фестивалях, со многими из коллег мы дружим. Хорошие сильные программы создают в Уфе, Казани, Оренбурге, Салехарде. Боюсь обидеть коллег и не назвать кого-то, но то, что сейчас много хороших детских программ в регионе — это факт.

Вы — обладатель «ТЭФИ». Что дальше?

Дальше — работа, движение. Будем продолжать удивлять.

Источник: МедиаПрофи