Internews Kazakhstan

Александр Носовский: “Кинооператор – слишком непредсказуемая профессия, чтобы рассчитывать логически предсказуемую карьеру"

Cоздан:   пн, 05/03/2012 - 14:14
Категория:
Тэги:

Кинооператор Александр Носовский работает в художественном кино 22 года. В 1990 году закончил кинооператорский факультет ВГИК. Участвовал в съемках 25 художественных фильмов на разных кинокомпаниях: Мосфильм, RWS, Ментор синема, киностудия «Жанр!, А-1, Кино Видео, студия PS TV, Нон-стоп Продакшн и других. Член союза кинематографистов России и Европейской ассоциации кинооператоров IMAGO.

Оператор Александр Носовский: “Кинооператор - слишком непредсказуемая профессия, чтобы рассчитывать на понятную, логически предсказуемую карьеру”  Александр, расскажите, как Вы попали в профессию? Есть ли у Вас специальное образование? Если бы Вы не были сегодня тем, кем стали, какую карьеру Вы хотели бы сделать?

  До поступления во ВГИК я отслужил в армии, закончил мореходку, работал на флоте. Пробовал и другие профессии. Но больше всего всегда нравилось фотографировать. Закончил институт журналистского мастерства в Киеве, затем дважды пробовал поступить в Киевский театральный институт на операторский факультет, но безуспешно. Тогда поехал в Москву и с первого раза поступил во ВГИК. Сразу же почувствовал, что нашел то, что искал — и профессию, и людей, которые окружали. На занятия в институт бежал бегом. Годы, проведенные в институте, считаю лучшими в своей жизни.

Есть ли типичный путь попадания в профессию кинооператора?

Думаю, что во ВГИК не стоит поступать после школы. Нужно, что называется, поискать себя. У Льва Толстого есть замечательная фраза, сказанная молодым писателям: «Пишите только в том случае, если не можете не писать». Так же можно сказать и про кино. Кинооператор — слишком непредсказуемая профессия в слишком непредсказуемой стране для того, чтобы рассчитывать на понятную, логически предсказуемую карьеру. Советское кино и российское кино — это очень разные вещи, и нужно отдавать себе в этом отчет. Можно жить на зарплату, можно зарабатывать бизнесом, а в кино приходится жить на гонорары, и мне кажется, это самый сложный способ заработать на жизнь.

В 90-е годы мы с режиссером Игорем Апасяном сняли кино — по большому счету, без компромиссов. Потратили на это пять лет жизни и сделали все так, как хотели. Фильм назывался «Вино из одуванчиков» по произведению Рея Бредбери. Зарабатывал я тогда примерно 10 долларов в месяц, но был счастлив тем, что делаю именно то, что хочу. А деньги на жизнь зарабатывал на съемках рекламы. Так что, прежде чем идти в кино, нужно понять, готов ли ты жертвовать всем ради профессии.

Профессию кинооператора некоторые осваивают и без специального образования, и при этом могут стать настоящими профессионалами. Сейчас, в эру цифровых технологий, это стало технически намного проще. Но для меня и ВГИК, и «Вино из одуванчиков» были необходимы для того, чтобы себя проверить и в себя поверить. Чтобы не стать человеком, который занимает чужое место.

Лучшие стороны Вашей профессии? Ее худшие стороны?

В Советском Союзе официально в игровом кино работало 250 кинооператоров. При населении страны в 250 миллионов — получается один из миллиона. И это не случайно. Профессия кинооператора уникальна — необходимо быть технарем, художником и психологом одновременно. Камера и пленка, которыми оператор должен владеть виртуозно, — достаточно сложное явление с инженерной точки зрения. Кинооператору нужно быть художником с очень гибкой психикой, и еще, как минимум, знать всю историю культуры человечества. А необходимость заниматься творчеством в коллективе из нескольких десятков человек — это отдельная сложнейшая политическая и психологическая проблема. Кино — искусство коллективное, и уметь играть в команде, может быть, самое главное и самое трудное в профессии кинооператора.

Есть ли у Вас авторитеты в профессии? Кто и почему?

Огромное количество людей создали историю искусства. В операторской профессии для меня авторитетами, прежде всего, являются Грег Толланд, Даниил Порфириевич Демуцкий, Сергей Урусевский, Витторио Стораро, Георгий Иванович Рерберг, мой мастер Владимир Дмитриевич Нахабцев, Юрий Клименко, Саша Верни, Свен Ньюквист — всех, конечно не перечислить.

Мне очень нравится, как сняты все фильмы Андрея Тарковскрго. Это учебник для всех операторов на все времена. Последний фильм, для меня очень значимый, с точки зрения операторского мастерства — «Мои черничные ночи» оператора Дариуса Хонджи и режиссера Вонг Кар Вая.

Насколько вообще важно иметь профильное образование оператору? Может быть, опыт важнее?

Есть профессии, в которых опыт — это главное. Без специального образования, но с большим опытом, можно стать классным водителем грузовика или плотником. А профессия кинооператора требует культурного опыта. А чтобы изучить, понять и научиться практически применять культурный опыт человечества, нужны годы. Конечно, если оператор хочет быть художником, а не «таксистом», который едет только туда, куда скажут. Современное российское кино и сериалы как раз очень часто отличаются «опытными» и совершенно необразованными операторами. Достаточно включить телевизор на несколько минут — и все становится понятно. Недавно я посмотрел английский сериал «Холодный дом» (BBC) — могу с уверенностью сказать, что такое кино просто на опыте не снимешь. Там есть та самая культура, которой нужно очень серьезно учиться не один год.

Отличаются ли навыки и умения, которые необходимы успешному профессионалу в Вашей области сегодня, от навыков операторов, скажем, работавших 10—20 лет назад? С чем это связано, на Ваш взгляд?

Отличаются навыки в связи с появлением все новых технических возможностей и, прежде всего, в киноосвещении. За новинками нужно все время следить, потому что в этом есть возможность для профессионального движения. Бешено меняются цифровые технологии, достаточно на полгода перестать следить за прогрессом в этой области, и ты отстанешь безнадежно.

Однако я не зря употребил слово «меняются», а не «развиваются». Мне кажется, что качественного движения вперед за последние 5—10 лет цифровое кино и видеоизображение не получило, хотя производство стало дороже в разы.

Насколько сильно и быстро меняются форматы съемки телепрограмм и кинофильмов? Успевают ли вузы, дающие классическое образование, за требованиями сегодняшнего дня?

Форматы действительно меняются чудовищно быстро. Не успеваешь привыкнуть и почувствовать один, а тебя вынуждают переходить на другой. Сегодня это необходимость. Хочешь работать — будь мобилен — таковы правила игры.

Готовить специалистов при такой «гонке техничекого вооружения» просто невозможно. Вряд ли кто-то станет писать учебник, например, обучающий работе на камере Red. Не успеешь написать, а камера уже устареет. Лично я на данном этапе полностью доверяюсь людям, которые камеру обслуживают. Главное условие обучения — много работать и снимать на всем. От фотоаппарата до кинокамеры. Для овладения новыми камерами первостепенная вещь — практика. Но ведь камера — это далеко не все кино. У оператора достаточно и других вопросов: свет, цвет, актер, мизансцена, драматургия и, в конце концов, смысл съемки. Этим позициям можно и нужно учиться независимо от меняющихся технологий.

Можно ли в России получить образование теле- или кинооператора, которое позволило бы человеку работать без курсов повышения квалификации? Существует ли в нашей стране школа операторского искусства?

Учиться приходится все время. Весь мир учится, потому что новой информации очень много. Но у нас в стране ничтожно мало возможностей для повышения квалификации, особенно в операторской профессии.

Во время моей учебы во ВГИКе институтские программы базировались на теории советского кино 30-60-х годов. Такой своеобразный институт истории кино. Как там учат сейчас — не знаю, но судя по тому, что в России все-таки достаточно большое количество хороших молодых операторов — научится профессии можно. У каждого свой путь в профессию. Универсальных рецептов нет. Ясно, что сразу этой профессией больших денег не заработать. Нужно работать лет десять, чтобы стать настоящим профи.

Источник: MediaJOBS.RU