Нелегкий кризисный 2009 г. Казахстан завершил с ростом экономики в 1,1%, оказавшись в числе стран так называемой «группы прорыва» с положительным темпом роста. Первые признаки выхода из кризиса экономика Казахстана подала еще в июне 2009 г., когда впервые после продолжительного снижения уровня ее развития был зафиксирован прирост в 1,4% к аналогичному периоду 2008 г. Уже в августе 2009 г. министр экономики Казахстана выступил с официальным заявлением о выходе страны из кризиса. Своевременные антикризисные меры, предпринятые правительством, и последовавший рост мировых цен на сырьевые товары, дополнительно поддержавший экспортно-ориентированные отрасли экономики, явились закономерным результатом восстановления производства и улучшения финансовых показателей.
В целом по итогам 2009 г. объемы промышленного производства в Казахстане выросли на 1,7%. В сельском хозяйстве прирост зафиксирован на уровне 13,8%. Размер внешних инвестиций в экономику страны составил 4,5 триллиона тенге (среднегодовой курс 147,5 тенге за $США). Инфляция снизилась до 6,2%.
Дальнейшее восстановление внешнего спроса и цен на сырьевые ресурсы в 2010 г. позволяет ожидать активизацию внешнеэкономических операций и притока прямых инвестиций. Рост ВВП Казахстана на ближайшие 3 года экономисты прогнозируют на уровне
Рекламный рынок Казахстана
Среди стран СНГ, рекламный рынок Казахстана демонстрировал до недавнего времени одни из самых высоких показателей темпов роста, опережая в этом Россию, а по объему рынка занимает
Динамика развития медиарекламного рынка Казахстана
Оценка
*Оценка рынка сделана
Начавшийся ипотечный кризис 2007 г. внес свои коррективы в объем рынка рекламы уже в 2008 г., когда одни из крупнейших рекламодателей местные банки второго уровня и строительные компании существенно сократили свои расходы на рекламу. По экспертной оценке
Увеличение объемов размещения основных рекламодателей в 1 кв. 2010 г. позволяет осторожно говорить о наметившейся тенденции роста казахстанского рынка рекламы. Очевидно, что кризисный момент преодолен и рекламодатели возвращают свои маркетинговые бюджеты в медиа.
Изменение рекламных бюджетов по сегментам 2009/2008, %.
Оценка ВИ- Казахстан;
В 2009 г. казахстанский рынок рекламы продемонстрировал снижение объемов рекламы по всем типам медианосителей. Согласно экспертной оценке ВИ- Казахстан, максимальное сокращение рекламных бюджетов наблюдается в прессе −56% (27 $ млн без НДС в 2009 к 61 $ млн без НДС в 2008) и в наружной рекламе −50% (13 $ млн без НДС в 2009 к 27 $ млн без НДС в 2008).
Доли рекламных бюджетов по сегментам
Оценка ВИ- Казахстан;
Телереклама
Медиасегментом, который сохранил позитивную динамику в 2009 г., стал Интернет. Говорить о каких-либо существенных объемах рекламных затрат, приходящихся на этот вид рекламы, пока не приходится. Интернет-реклама в Казахстане только начинает развиваться и набирать обороты. Важным фактором, влияющим на развитие данного сегмента в Казахстане, является уровень компьютеризации страны и рост числа пользователей сети Интернет. По данным различных исследовательских компаний, процент казахстанских пользователей Всемирной Сети по итогам 2009 г. варьируется в пределах 20% (3,16 млн. человек), причем количество абонентов за истекший год увеличилось
2008 г. ознаменовался не только наметившимся сокращением рекламных бюджетов, но и важным для всего телевизионного рынка Казахстана переходом на новую систему измерений телеаудитории с дневниковой панели на пиплметровую (Portable People Meter PPM). А вместе с ней и переходом на новую систему продаж по GRP.
В настоящее время продажа рекламных возможностей по GRP осуществляется только на национальных каналах
Sales houses
Sales house ТВ Медиа продает рекламные возможности «Первого канала Евразия», «КТК» и «НТК».
В условиях усиления конкуренции с 2009 г. продажа рекламных возможностей каналов государственного значения «Хабар», «Казахстан» и «Ел Арна» (входят в Нацхолдинг «Арна- медиа»), осуществляется консолидировано специально созданным рекламным агентством Arna Media Advertising. Также агентство продает рекламу на национальном канале «Астана» (входит в медиахолдинг «Нур Медиа»).
Оценка ВИ- Казахстан;
Совокупная доля каналов, продаваемых
Источник: TNS Central Asia;
Бесспорным лидером по показателям аудитории является «Первый Канал Евразия». Столь существенный отрыв от ближайших конкурентов объясняется контентом канала, который на 99% составляют программы российского «Первого канала».
В конце 2007 г. на рынок Казахстана пришел российский медийный холдинг СТС Медиа, который к февралю 2008 г. завершил сделку о покупке 20% акций «31 канала», входящего в пятерку крупнейших каналов страны. На сегодняшний день канал «31/СТС» один из самых успешных и популярных развлекательных каналов в Казахстане.
Приход СТС Медиа в Казахстан спровоцировал серьезную конкурентную борьбу телеканалов за рекламные бюджеты, что послужило непосредственным толчком к развитию телевизионного рынка страны в целом.
Рекламодатели
TOP 20 крупнейших рекламодателей Казахстана 2009 г. на 80% представлена международными компаниями, 14 из которых представители категории FMCG во главе с бесспорным лидером по медиабюджетам компаний Procter&Gamble.
Из местных крупных рекламодателей в TOP 20 попали: оператор сотовой связи KCELL и локальный банк второго уровня «Банк Каспийский».
Объем выкупленных пунктов (GRP«30) TOP 20 в 2009 г. составил 72% всех реализованных «коммерческих» рейтингов, доля бюджета TOP 20 составила при этом 67% (57,1 $ млн. без налогов). По данным
Международные рекламные группы
Перспективность казахстанского рынка давно оценили международные коммуникационные холдинги, обозначив свое присутствие открытием офисов на базе существующих рекламных агентств.
На сегодняшний день в Казахстане функционируют представительства следующих рекламных групп:
Измеритель в Казахстане
Уже более 10 лет основным и единственно признанным измерителем медийного рынка в Казахстане является компания TNS Central Asia (ранее TNS Gallup media Asia). На сегодняшний день компания осуществляет мониторинг основных средств массовой коммуникации (телевидение, радио, пресса и наружная реклама). Мониторинг теле- и радиоэфира не подразделяется на национальный и локальный, эталонным является вещание в Алматы и данный эфир принято считать национальным. Отдельно стоит отметить, что компания TNS Central Asia с 2008 г. использует наиболее современный метод измерения аудитории теле- и радиоаудитории PPM.
Закон «О рекламе»
По закону объем рекламного времени, открываемого на канале, должен составлять не более 20% от эфирных суток.
Также согласно законодательству Казахстана объем телевизионной рекламы на казахском языке должен быть не меньше суммарного объема рекламных сообщений на других языках. В связи с этим, реклама любого товара или услуг, как правило, выходит на двух языках: казахском и русском.
СПРАВКА 1
Компания Видео Интернешнл Казахстан входит в Группу Компаний Видео Интернешнл крупнейшего в Восточной Европе оператора медиарекламного рынка, предоставляющего профессиональные outsourcing-услуги в области реализации рекламных возможностей медиа. В группу входят компании-медиаселлеры, занимающие лидирующие позиции в основных сегментах медиарекламного рынка.
Генеральный директор ВИ- Казахстан Валерий Маштаков, в разные годы ранее возглавлявший офисы ВИ в странах СНГ.
С приходом на рынок в 2007 г. компания заключил эксклюзивные договоры по реализации рекламных возможностей двух ведущих национальных телеканалов страны «31 канал/СТС» и «Астана».
В настоящее время ВИ Казахстан осуществляет продажу рекламных возможностей
СПРАВКА 2
Казахстан страна Центральной Азии, расположенная в самом центре Евразийского материка. По площади территории Казахстан занимает
Казахстан унитарное государство с президентской формой правления.
Столица государства Астана. Денежная единица тенге.
Казахстанская экономика растет ежегодно
По классификации Всемирного банка Казахстан входит в группу стран со средним уровнем дохода. В 2009 г. по показателю ВВП на душу населения Казахстан занял 72 место из 182 стран мира.
Основным источником экономического роста страны является развитие сырьевого потенциала. Наибольший вес по экономической значимости имеют запасы угля, нефти, меди, железа, цинка, хромитов и золота. Казахстан занимает
В настоящее время Казахстан занимает лидирующее положение среди стран СНГ по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения. Так, по оценке Всемирного банка, Казахстан входит в двадцатку стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций, из которых по данным 2008 г., две трети составляют инвестиции в сырьевой сектор экономики.
Элина Фу-Чай-Чи, маркетинг-менеджер "ВИ Казахстан"Источник: ОИК