Телевидение и радиовещание – сегодня эти сегменты медиаотрасли сильнее других чувствуют на себе последствия финансового кризиса в силу прямой зависимости от бюджетов рекламодателей. И пока бюджеты следующего года не определены, руководство федеральных каналов и радиостанций неуверенно говорит о завтрашнем дне и принимает меры по оптимизации расходов, в том числе и на персонал компаний. Ставшие уже традиционными за время кризиса 15-20 %-ные сокращения прошли на многих каналах и радиостанциях, но ежедневные эфиры никто не отменял, а значит люди на телевидении и радио продолжают работать.
Кто же сегодня требуется на рынке телевидения и радио несмотря на кризис?
Александр Полесицкий, генеральный директор радиохолдинга «Европейская медиа группа» мыслит стратегически:
«Техника – это одна из основных составных частей успеха любой радиостанции, соответственно нужны специалисты технического направления, которые отвечают современным потребностям развития технологий. Недостаточно сегодня квалифицированных специалистов в области технологий. Вторая серьезная проблема, которую нужно решать даже в условиях кризиса – нехватка суперпрофессиональных маркетологов. Всегда будут единичны и творческие люди, и вопрос, как их найти, подготовить – он всегда будет главным. Сейчас существует недостаток программных директоров, очень сложно найти хорошего, правильного. Журналисты будут нужны всегда, тем более что в условиях кризиса влияние информационной составляющей будет только возрастать».
Александр Варин, президент Вещательной корпорации «Проф-Медиа», вице-президент НАТ обеспокоен отсутствием институтов радиопродюсерства:
«Продюсер, программный директор радиостанции - их просто нет. Есть люди, которые это уже делали – не более того. Есть люди, которые думают, что могут это сделать».
Александр Волов, президент группы компаний «Окно-ТВ»:
«Проблема состоит в том, что сегодня, когда классическое телевидение начинает интегрироваться с ИТ-технологиями, у нас существуют отдельно специалисты по ИТ-технологиям и отдельно специалисты по телевизионным технологиям. И они не понимают специфику друг друга. Я считаю, что только московскому телевидению и радиовещанию необходимо порядка 2000 квалифицированных специалистов, компетентных в области ИТ-телевидения».
У Михаила Пономарева, директора дирекции информационного вещания «ТВ Центр» свой взгляд на дефицитные кадры:
«Я посмотрел статистику нашего отдела кадров: журналистов с профессией «журналист» в дипломе – менее 30 %; операторов – менее 20 %, режиссеров - вообще 10 %. Таких людей практически нет, это при том, что вузы их каждый год выпускают. Режиссеры сегодняшние - это бывшие инженеры, люди, которые понимают, что такое линейки на пульте, что такое микшеры, но они абсолютно не способны принимать никакие решения, творить. А где взять нормальных режиссеров - задача».
Елена Афанасьева, директор дирекции креативного планирования и интернет-вещания «Первого канала» считает, что в первую очередь на телевидении не хватает «людей с творческими мозгами, которые понимают современные технологии.
«Телевидение – это смесь технологий и творчества, и одно без другого невозможно! Работающие здесь одновременно должны быть и технарями, и творческими людьми. Психологи вам скажут, что такое сочетание практически не встречается, но мы без таких людей не можем и именно таких ищем!»
Александр Дулерайн, заместитель генерального директора канала ТНТ делает упор на пиар и маркетинг, справедливо считая эти направления основополагающими и самыми дефицитными:
«Если говорить о маркетинге и пиаре применительно к телевидению, то это и изучение аудитории, и эфирная реклама канала, и промо вне эфира. Но, к сожалению, пока все эти области абсолютно не изучены, поскольку потребность в таких специалистах возникла не так давно, да и само коммерческое телевидение появилось относительно недавно. Если говорить об аналитике, медиапланировании промо, об исследованиях аудитории, то я считаю, что таких готовых кадров просто нет».
Получается, что несмотря на кризис и уменьшение количества вакансий специалисты в теле- и радиокомпаниях продолжают требоваться. Ольга Соболева, старший консультант по подбору персонала по направлению «Телерадиовещание и Production» рекрутингового агентства Штаты.RU отмечает, что самым активным сегментом телевизионного рынка на конец 2008 года были спутниковые каналы, преимущественно западные, только входящие на рынок России и СНГ, их в первую очередь интересовали директора по маркетингу, программные директора и директора по продажам рекламы. За подбор лучших компании готовы, несмотря на кризис, платить и рекрутинговым агентствам.
Специализированный портал о работе в медиа MediaJOBS.RU, где компании сами размещают вакансии, и поиск сотрудников ведется бесплатно, демонстрирует достаточно широкий спектр вакансий на рынке телевидения и радио на середину декабря:
- Межгосударственная телерадиокомпания «Мир»: режиссер в службу новостей (от 35000 до 45000 руб.); главный осветитель (от 45000 до 55000 руб.), 3D дизайнер (от 40000 руб.);
- Трансконтинентальная МедиаКомпания: режиссер (зарплата по итогам собеседования); продюсер – международник (зарплата по итогам собеседования); видеомонтажер (от 25000 до 50000 руб.); ТВ-журналист (от 20000 до 60000 руб.);
- Проф Медиа Бизнес Солюшенс: копирайтер; финансовый контролер; продюсер эфирного промо; дизайнер (зарплаты по результатам собеседования);
- «Штаты.RU»: менеджер по продажам рекламы на радио в крупнейшую вещательную корпорацию (от 70000 до 150000 руб.); редактор планирования эфира в московский офис западного спутникового телеканала, Москва (от 75000 руб.);
- Радиостанция «Серебряный дождь»: менеджер отдела регионального развития (от 24500 до 36750 руб.); трафик-менеджер (от 24500 до 30600 руб.); руководитель отдела регионального развития (от 50000 до 90000 руб.);
- Продюсерский центр: инженер видеомонтажа (от 25000 руб.); редактор по гостям; режиссёр монтажа, сценарист на документальные проекты; технический координатор (до 27500 руб.);
- Love Radio Москва и РадиоХит (Санкт-Петербург): ведущие прямого эфира.
Итоги влияния кризиса на подбор персонала на телевидении и радио подводить, конечно, рано. Однако, возможно, перед вступлением в новый 2009 год стоит перевести дух и проанализировать факты. Количество вакансий в теле- и радиокомпаниях значительно сократилось. Но специалисты, профессионалы своего дела остаются востребованными, и на них работодатели не экономят даже в непростые кризисные времена.
Источник: НАТ.ру