Четвертая годовщина смерти Анны Политковской вновь подтолкнула западную прессу на размышления о нынешнем положении журналистики в России. Итальянская газета il Foglio во всеуслышание заявила, что крупнейший телеканал НТВ стал информационным «палачом» нынешней власти: «Каждый раз как НТВ показывает документальный фильм о каком-то политическом лидере, это означает, что у политика скоро начнутся трудные времена». А в начале месяца французские правозащитники провели в Париже на площади Защиты прав человека акцию протеста под лозунгом «Россия: убитая свобода».
Не остались в стороне и американские коллеги: 18 октября в Дарт-центре журналистики и травмы Колумбийского университета прошла дискуссия на тему «Кризис в российских СМИ».
В обсуждениях приняли участие секретарь Союза журналистов России (СЖР) Надежда Ажгихина, координатор европейской и центрально-азиатской программ международного Комитета по защите журналистов (КЗЖ) Нина Огнянова и декан факультета славистики Барнард-колледжа Колумбийского университета профессор Кэтрин Непомнящая. Модератором дискуссии выступал директор Дарт-центра журналист Брюс Шапиро.
В «Индексе безнаказанности» за 2009 год, который ежегодно составляет Комитет по защите журналистов, Россия стоит на восьмом месте после Ирака, Сомали, Филиппин, Шри-Ланки, Колумбии, Афганистана и Непала. А в рейтинге стран, где чаще всего убивают работников СМИ, Россия вообще занимает третье место после Ирака и Алжира (данные собираются с 1992 года).
«Это одна из самых опасных стран в мире для работающих там журналистов», – заявила Нина Огнянова. На сегодняшний момент в базе Комитета числится 19 нераскрытых убийств российских журналистов. Двое погибших в 2009 году работали в одной и той же независимой «Новой газете» – Наталья Эстемирова и Анастасия Бабурова.
Секретарь Союза журналистов России Надежда Ажгихина утверждает, что в России журналистов чаще не убивают, а запугивают и избивают – «до такого состояния, что человек находится на волоске от смерти». Надежда привела несколько примеров того, как виновные в таких преступлениях понесли наказание.
Так, коллектив саратовской газеты вступился за редактора, на которого совершались нападки, – выпускали газету с пустыми полосами и требуя расследования его дела – и добились своего. Два рязанских милиционера понесли наказание за безжалостное избиение журналиста. Секретарь Союза журналистов подчеркнула, что указанные случаи – единичные, но «они уже есть, и это важно».
Надежда Ажгихина также рассказала о том, как отразился экономический кризис на состоянии российской журналистики. Как и во многих странах мира, тиражи российских газет падают, штат журналистов и литературных работников сокращается (особенно в отделах расследований), читатели теряют интерес к печатному слову.
Профессор Кэтрин Непомнящая добавила, что если раньше россияне могли получать более-менее объективную информацию от иностранных корреспондентов, то сегодня у читательской аудитории практически нет такой возможности. «Кризис в российских медиа начался задолго до глобальной рецессии, – подчеркнула она. – Интернет отбирает позиции у печатных СМИ, и надежных источников информации становится все меньше».
Надежда Ажгихина и Кэтрин Непомнящая сообщила собравшимся о проекте «Формула доверия». Это вебсайт (www.dialoguetrust.net), запущенный Союзом журналистов России и Институтом Гарримана (Колумбийский университет), цель которого – «предоставлять нейтральное пространство для обмена новостями и позициями между журналистами и другими общественными фигурами в Российской Федерации и Соединенных Штатах».
Толчком к созданию проекта стали недавние примеры возрастающей угрозы по отношению к честной и информированной журналистике во всем мире, и особенно при освещении международных событий в России и в Соединенных Штатах. А основная цель проекта – «продвигать взаимоотношения между личностью и истории в ее повседневном процессе, с учетом уроков прошлого и возможных повторений в будущем».
Подводя итоги работы своей организации, координатор Комитета по защите журналистов Нина Огнянова отметила: «По результатам наших встреч с представителями власти мы сделали несколько выводов. Прежде всего, изменился тон ведения переговоров: детективы уже не пытались отрицать обоснованность включения имени того или иного журналиста в наш список. Более того, они делились с нами подробностями собственного расследования дел, в которых фигурировали имена Анны Политковской, Натальи Эстемировой, Пола Хлебникова, Юрия Щекочихина и других. И, наконец, мы сумели доказать, что убийства журналистов – не локальная проблема, а международный вопрос».
В дополнение к сказанному секретарь Союза журналистов России Надежда Ажгихина озвучила мысль, наверное, каждого из собравшихся в зале Дарт-центра: «Чего нам действительно не хватает – это конструктивного диалога о том, что происходит. А ведь встречаться очень полезно. Особенно это важно для молодежи. И когда таких контактов будет больше, от этого выиграет и российская, и американская журналистика».
Екатерина БЫЧКОВА
Источник: ЦЭЖ