Сторонники Интернета давно уже предрекают смерть печатных газет и журналов: они умрут так же, как исчезли из нашей жизни аудио и видеокассеты и компьютерные дискеты.
Всё больше людей предпочитает получать информацию в Интернете, в социальных сетях, по мобильному телефону. Тем временем сотни газет в развитых странах сокращают тираж и штат сотрудников, из ежедневных становятся еженедельными, а то и вовсе закрываются.
Значит ли это, что этот процесс необратим? Об этом спорили участники дискуссии, прошедшей недавно в ООН. На ней побывала Елена Вапничая.
*****
«Газета это то, что читали мои родители и бабушка с дедушкой каждое утро за завтраком. Но в сегодняшнем бурлящем, меняющемся мире молодые люди хотят узнавать новости на ходу, точно так же, как они завтракают тоже на ходу».
Вот так жёстко поставила крест на газетах представительница молодого поколения аспирантка Нью-йоркского университета Хина Чавда. Её коллега преподаватель университета Ратгерс Регина Марчи цифрами подкрепила тезис о неизбежности кончины традиционной прессы:
«В среднем американская новостная индустрия теряет 1000 рабочих мест в день. Такие признанные газеты как Чикаго трибюн, Лос-Анжелес таймс, Бостон глоуб и даже непревзойдённая по популярности Нью-йорк таймс в том, что касается масштабов и охвата освещения новостей сегодня лишь слабое подобие того, что они представляли собой в прошлом. Отделы новостей с 2000 года сократились на треть, и лидеры индустрии считают, что это процесс будет продолжаться ещё более интенсивно».
Главные причины потеря дохода от рекламы, которая перемещается в Интернет, и рост популярности онлайновых источников информации. В чём-чём, а в том, что касается актуальности и своевременности информации, газетам трудно конкурировать с Твиттером, Фейсбуком, блогами и СМС-ками, да и с интернет-версиями тех же газет. У них есть ещё одно преимущество:
«Люди включаются в политические дискуссии, они выражают своё мнение и как никогда раньше активно обсуждают волнующие их вопросы. Переход на цифровую информацию способствует двустороннему обмену мнениями, в то время как в печатных СМИ это было возможно лишь в колонке «письма редактору».
Однако Посол Румынии в ООН Симона-Мирела Микулеску считает, что большая часть информации в Интернете слишком поверхностна:
«Я обожаю Интернет, я пользуюсь его преимуществами, но я также считаю, что Интернет заглушает интеллектуальную любознательность молодого поколения. Они плывут по поверхности в этом море информации, но они не опускаются на глубину туда, где находятся подлинные знания».
Она же напомнила, что в развивающихся странах газеты переживают настоящий бум. Если в 2004 по 2009 год тираж газет в Северной Америке и Европе сократился соответственно на 9,2% и почти на 3%, в Африке он вырос на 14,2%, а в Южной Америке и Азии более, чем на 16%.
Однако сторонники пессимистического сценария утверждают, что по мере развития Интернета и мобильных технологий, а развитие это идёт стремительно, онлайн-информация начнёт вытеснять с рынка печатные СМИ и в развивающихся странах. С этим согласен и Марк Джурковиц из исследовательского центра Pew Research Center:
«Проблемы, с которыми сталкивается западная печатная пресса это своего рода канарейка в шахте для остального мира. Так что то, как мы справимся с новыми проблемами, как приспособимся к новым бизнес-моделям и к новым технологиям, возможно, станет уроком для остальных».
Похоже, что главная тенденция в сегодняшних СМИ сосуществование и взаимопроникновение печатного и цифрового контента достаточно посмотреть
Во всяком случае, Симона-Мирела Микулеску не готова расстаться ни с Интернетом, ни с газетой:
«Я пользуюсь смартфоном, но я ни за что не откажусь от того наслаждения, которое получаю, вдыхая запах типографской краски и перелистывая страницы своей утренней газеты».
Правда, если верить Филипу Майерсу, автору книги о неизбежной кончине печатных СМИ, наслаждаться осталось недолго. Он предсказывает, что последний экземпляр последней газеты будет доставлен адресату одним прекрасным утром
Источник: РадиоПортал