Internews Kazakhstan

Между строк

Cоздан:   чт, 22/01/2009 - 15:19
Категория:
Тэги:

В Казахстане уже 5 лет действует запрет на рекламу с участием несовершеннолетних

Оказывается, об этом запрете мало кто знает. А те, кто в курсе, что есть такая норма в нашем законодательстве, либо закрывают на это глаза, либо трактуют ее в меру своих способностей. Ведь реклама подразумевает под собой креативное мышление.

И вширь, и вглубь

По данным аналитиков, ежегодный рост рекламного рынка в Казахстане составляет около 30 процентов. С 2005 года объем этого рынка вырос с 400 до 560 млн долларов. Постоянно увеличивается количество предлагаемых товаров и услуг, новых продуктов потребления.

По словам учредителя Ассоциации рекламных агентств Казахстана (АРАК) Асхата Ниязова, «рекламный рынок Казахстана по сравнению с другими странами СНГ является интересной потребительской аудиторией для многих крупных мировых и отечественных брендов.

При этом, как отмечают эксперты, сдерживающим фактором развития рынка рекламы является наша законодательная база, в которой содержится очень много запретов. А иначе «рекламный рынок в Казахстане уже приблизился бы к 1 млрд долларов». Об этом неоднократно заявлял генеральный директор одного из крупнейших рекламных агентств Казахстана Ержан Исабаев.

Также рекламные агентства и компании неоднократно указывали на ограничение не только их прав, но и прав потребителей. А между тем сами производители рекламы зачастую являются злостными нарушителями законодательства Казахстана и прав несовершеннолетних.

Под запретом

Достаточно один раз включить телевизор и «пролистать» наши отечественные телеканалы, и понимаешь, что статья 15 закона РК «О рекламе» от 19 декабря 2003 года существует только на бумаге. Кто не знает, эта статья направлена на защиту несовершеннолетних лиц при производстве, распространении и размещении рекламы. А именно: запрещается «визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам (работам, услугам) для несовершеннолетних».

И хотя законодательством эта норма определена уже давно, маленьких детей и подростков можно увидеть в рекламных роликах самых разных товаров: строящихся объектов, сотовых связей, моющих средств для дома, медикаментов, средств личной гигиены, продуктов питания и т. д.

Как сообщили в Генеральной прокуратуре РК, в этой сфере проверки не проводились. Вместе с тем там пояснили, что «согласно закону государственное регулирование в области рекламы (т. е. контроль производства, распространения и размещения) осуществляется соответствующими уполномоченными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством РК». Таким образом, если речь идет о рекламе игрушек, то госрегулирование осуществляют «органы в области индустрии и торговли» и т. д.

Кто ж знал?

Любопытно, что сами казахстанские производители товаров и услуг и рекламные агентства толком не знают нашего законодательства в сфере рекламы.

В частности, не так давно для одной из крупнейших казахстанских компаний, производящей молочные продукты, был отснят новый рекламный видеоролик с участием детей.

Поскольку в Казахстане законом «О рекламе» прописано государственное регулирование данной деятельности, эти ролики в итоге к прокату не допустили, сославшись на статью 15, а именно на пункт о запрете «использовать детей в рекламе продуктов, которые не имеют непосредственного отношения к несовершеннолетним».

– Мы руководствовались тем, что творог – товар для всей семьи. Значит, и для детей тоже, – пояснил бренд-менеджер этой компании Дильшод Буранов. – Но, откровенно говоря, те официальные ответы, которые мы получили от госструктур, в том числе Генпрокуратуры и Министерства юстиции, не содержали ответа, что именно является детским продуктом. Да и сам закон написан так, что в нем нет конкретики, что есть продукт для несовершеннолетних, а что нет.

При этом Дильшод Буранов сообщил, что «российские производители у нас на свои товары предоставляют сертификаты из головных офисов в России, поясняющие, на какой возраст рассчитан продукт».

– Но мы, казахстанские производители, не сертифицируем в таком ракурсе, потому что в нашей стране это не принято, – отметил бренд-менеджер.

Каково же было удивление юристов этой компании, когда они увидели рекламу своего конкурента, в которой фигурировал ребенок!

Вывод здесь напрашивается один: в нашей стране любой закон, регулирующий ту или иную сферу деятельности, суров и работает избирательно. Но поскольку наше законодательство и в этой области трактуется так, как удобно тому или иному чиновнику при наличии ряда факторов, то реклама (с участием ребенка) одного производителя молока запрещена, а аналогичная реклама его конкурента до сих пор не изъята из проката.

Вокруг чего спор?

Нетрудно понять, почему эти нормы появились в действующем законодательстве. Наше государство приняло Конвенцию о правах ребенка, в которой четко прописано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в особой охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Как отмечают психологи, у детей, в частности, отсутствуют критическое восприятие информации и жизненного опыта как такового.

«Несовершеннолетний, оказавшись на экране, начинает позиционировать себя как звезда и невольно стремится подавить этим своих сверстников. Такое поведение в свою очередь приводит к социальной изоляции ребенка и отрыву его от коллектива, что также плохо сказывается на неустойчивой психике подростка», – пояснила психолог Алина Алтыбаева.

Там, за туманами

Для формирования качественного рынка рекламы нам необходим опыт других стран в этой области.

Примечательно, что во многих странах то, что определено законом, не подлежит обсуждению или двойственной трактовке.

Так, например, в Бельгии полностью запрещена реклама, направленная на несовершеннолетних, не говоря уже об их участии в создании рекламы. В Австрии запрещено прямое обращение к детям. Законодательство Италии выступает против демонстрации детей за едой. В России и Швеции запрещено показывать детей в опасных ситуациях и формировать чувство неполноценности, комплексов. А во Франции рекламный ролик предварительно демонстрируется властям, а после их одобрения содержания рекламы ролик отправляется в массы.

Но пока в Казахстане активно перенимается опыт России по обхождению всех запретов.

Алина БЕКИРОВА, Алматы

Источник: Zakon.kz