Александр Страхов президент Гильдии Издателей Периодической Печати, генеральный директор международной мультимедийной компании United Media Holding. Ранее генеральный директор медиахолдинга Media3 («Аргументы и факты», газета «Труд», розничные сети, типографии), заместитель генерального директора по вопросам рекламы ИД «Комсомольская правда». Имеет степень Executive MBA европейской бизнес-школы INSEAD. Включен в резерв управленческих кадров под патронатом Президента РФ. Александр Страхов любезно ответил порталу MediaJOBS.RU на вопросы, часто возникающие у профессионалов, работающих в печатных СМИ, в связи с будущим этой отрасли.
Сегодня печатные СМИ испытывают серьезную конкуренцию со стороны онлайн-изданий. Как Вы считаете, нужно ли идти в принт новым специалистам, или там уже достаточно тех, кто поддерживает эту индустрию?
Если у человека есть желание быть на передовой технического прогресса, делать
Принт, на мой взгляд, может быть интересен,
Для тех же, кто думает о том, менять ли ему сферу деятельности, или только начинает свою карьеру, я сказал бы так: бумажные СМИ, могут быть интересны тому, кто каким-либо образом озабочен общественно-политическими проблемами. Принт в этом смысле общественно-политические издания, журналы, газеты является одним из влиятельных источников информации.
И в этом смысле печатные СМИ, по моим ощущениям, не исчезнут еще очень-очень долго они дают качественную информацию, аналитические обзоры, которые будут всегда цитироваться, исследоваться и т. д. Кому это интересно тому скучно не будет.
Печатные СМИ не исчезнут, но их объемы сокращаются уже сейчас. Насколько меньше, на Ваш взгляд, потребуется журналистов и прочих специалистов, обслуживающих рынок печатных СМИ, через
Я не думаю, что через
Даже если говорить о тех СМИ, которые более ориентированы на то, чтобы уйти из принта в интернет, более продвинутых СМИ да, возможно, их печатные версии значительно уменьшатся в тираже. Возможно они, наконец, сделают удобные сайты, которые сегодня пока невозможно читать... Но даже в этих СМИ число рабочих мест пишущих журналистов особенно не изменится, потому что производить качественный контент меньшему количеству людей будет сложно.
Какие группы специалистов, помимо журналистов, на сегодняшний день наиболее дефицитны в печатных СМИ?
Главная забота менеджера издательского дела это рекламисты. В целом они есть как на уровне топ менеджеров, начальников отделов, так и на уровне рядовых продавцов. Наверное, не так много, как хотелось бы, но в принципе вполне профессиональные успешные коммерческие директора и менеджеры по продажам рекламы на рынке есть. Тем не менее, для каждого издательского проекта продавцы главная проблема.
Вторая профессиональная группа те, кто разбирается в том, как соединить интернет с принтом, причем, как в коммерческой части, так и в редакционной. Я встречал много случаев, когда хорошие журналисты, даже не старого формата, а достаточно молодые, не очень понимают, что с интернетом делать. А те, кто могут соединить одно с другим их будет не хватать еще в ближайшие лет пять.
Откуда же они возьмутся в должном количестве?
Мне кажется, что люди, которые будут в редакционном плане соединять интернет с оффлайном, явно берутся из оффлайновых журналистов. Таких людей немного, но вырастают они, как правило, оттуда. Те же, кто соединяет интернет с оффлайн в коммерческой части, часто идут из айтишников. Причём это не классические программисты, которые пишут программы,
А вот о специфике печатного продукта. Об информации. Очень многие люди, выпускники еще советской школы журналистики, утверждают, что сегодня журналистики практически нет. И либо они уходят в блистательные глянцевые эссе, либо совсем уходят из профессии. Каковы, на ваш взгляд, соотношения высокой журналистики и всего, что связано с райтингом?
Я не считаю себя специалистом в контенте, я управленец и могу давать оценки с точки зрения коммерческого успеха. Но мне кажется, что для серьезных, влиятельных изданий, как офф-, так и онлайновых, роль ведущего журналиста накладывает целый ряд ограничений. Жизнь влиятельного издания всегда пронизана целым рядом ограничений внутренних, внешних, экономических. Потому что «эту тему мы не поднимаем, эту поднимаем, но вот так, а это уйдет туда, это сюда». Если ты хочешь абсолютного самовыражения скорее всего, в таком издании тебе работать будет очень сложно.
Надо иметь
Спасибо, и итоговый практический вопрос, актуальный для аудитории MediaJOBS.RU, когда, по Вашим прогнозам, вернется докризисный уровень зарплат в печатных СМИ?
Как менеджер, ответственный за развитие бизнеса с удовлетворением могу заметить, что в ближайшее время зарплаты вряд ли достигнут докризисных заоблачных высот. В то же время по сравнению с предыдущим годом ситуация существенно изменилась. Сотрудники снова начали просить повышения зарплат или хотя бы индексации их в соответствии с изменением курса. И руководителям уже сложно отказывать им в этом, так как, очевидно, что рынок оживился и для хороших специалистов появляется возможность улучшить своё материальное положение. Однако повторюсь, что ситуация возможная до кризиса, когда любой человек, приходящий в компанию мог требовать заоблачных зарплат, сейчас невозможна.
Источник: Портал MediaJOBS.RU