Internews Kazakhstan

Александр Страхов: «Сегодня печатным СМИ требуются специалисты, умеющие объединять принт с интернетом»

Cоздан:   чт, 08/07/2010 - 10:38
Категория:
Тэги:

Александр Страхов — президент Гильдии Издателей Периодической Печати, генеральный директор международной мультимедийной компании United Media Holding. Ранее — генеральный директор медиахолдинга Media3 («Аргументы и факты», газета «Труд», розничные сети, типографии), заместитель генерального директора по вопросам рекламы ИД «Комсомольская правда». Имеет степень Executive MBA европейской бизнес-школы INSEAD. Включен в резерв управленческих кадров под патронатом Президента РФ. Александр Страхов любезно ответил порталу MediaJOBS.RU на вопросы, часто возникающие у профессионалов, работающих в печатных СМИ, в связи с будущим этой отрасли.

Сегодня печатные СМИ испытывают серьезную конкуренцию со стороны онлайн-изданий. Как Вы считаете, нужно ли идти в принт новым специалистам, или там уже достаточно тех, кто поддерживает эту индустрию?

Если у человека есть желание быть на передовой технического прогресса, делать что-то новое, подвижное, скорее всего, печатные СМИ в меньшей степени будет соответствовать его ожиданиям. Я видел достаточно много и в России, но больше за рубежом таких ребят характерного типа, достаточно подвижных, с новой мыслью, уверенных в себе, с пониманием того, что они могут сейчас быстро сделать какой-то проект в интернет-пространстве. Так вот, мне кажется, что им с печатными проектами, скорее всего, будет не очень интересно.
Принт, на мой взгляд, может быть интересен, во-первых, тем, кто в нем уже работает, это понятно. Мы из него вышли, мы его хорошо понимаем, чувствуем, зачастую нам не нужно строить сложные модели —  я, как правило, заранее могу прогнозировать, что произойдет с тем или иным печатным продуктом, зная экономические характеристики похожих продуктов. Это происходит уже на уровне интуиции. Это не значит, что не надо считать, но зачастую опыт заменяет подсчет.
Для тех же, кто думает о том, менять ли ему сферу деятельности, или только начинает свою карьеру, я сказал бы так: бумажные СМИ, могут быть интересны тому, кто каким-либо образом озабочен общественно-политическими проблемами. Принт в этом смысле — общественно-политические издания, журналы, газеты — является одним из влиятельных источников информации.
И в этом смысле печатные СМИ, по моим ощущениям, не исчезнут еще очень-очень долго — они дают качественную информацию, аналитические обзоры, которые будут всегда цитироваться, исследоваться и т. д. Кому это интересно — тому скучно не будет.

Печатные СМИ не исчезнут, но их объемы сокращаются уже сейчас. Насколько меньше, на Ваш взгляд, потребуется журналистов и прочих специалистов, обслуживающих рынок печатных СМИ, через 5—10 лет?

Я не думаю, что через 5—10 лет что-то существенно изменится на рынке печатных СМИ. Массовые издания — они как сейчас существуют, так, скорее всего, и останутся. Ведь для многих людей в России интернет не является постоянно применяемым в быту средством коммуникации. Поэтому печатные СМИ вряд ли исчезнут или существенно сократят свою аудиторию у нас за этот период, если говорить в общероссийском формате. Соответственно, и количество журналистов, производящих для них контент, тоже существенно не уменьшится.
Даже если говорить о тех СМИ, которые более ориентированы на то, чтобы уйти из принта в интернет, более продвинутых СМИ —  да, возможно, их печатные версии значительно уменьшатся в тираже. Возможно они, наконец, сделают удобные сайты, которые сегодня пока невозможно читать... Но даже в этих СМИ число рабочих мест пишущих журналистов особенно не изменится, потому что производить качественный контент меньшему количеству людей будет сложно.

Какие группы специалистов, помимо журналистов, на сегодняшний день наиболее дефицитны в печатных СМИ?

Главная забота менеджера издательского дела — это рекламисты. В целом они есть — как на уровне топ менеджеров, начальников отделов, так и на уровне рядовых продавцов. Наверное, не так много, как хотелось бы, но в принципе вполне профессиональные успешные коммерческие директора и менеджеры по продажам рекламы на рынке есть. Тем не менее, для каждого издательского проекта продавцы — главная проблема.
Вторая профессиональная группа —  те, кто разбирается в том, как соединить интернет с принтом, причем, как в коммерческой части, так и в редакционной. Я встречал много случаев, когда хорошие журналисты, даже не старого формата, а достаточно молодые, не очень понимают, что с интернетом делать. А те, кто могут соединить одно с другим —  их будет не хватать еще в ближайшие лет пять.

Откуда же они возьмутся в должном количестве?

Мне кажется, что люди, которые будут в редакционном плане соединять интернет с оффлайном, явно берутся из оффлайновых журналистов. Таких людей немного, но вырастают они, как правило, оттуда. Те же, кто соединяет интернет с оффлайн в коммерческой части, часто идут из айтишников. Причём это не классические программисты, которые пишут программы, но те IT-специалисты, которые предлагают решения. Подобные специалисты, погрузившись в специфику печатного, информационного продукта могут делать новые качественные проекты, что большая ценность.

А вот о специфике печатного продукта. Об информации. Очень многие люди, выпускники еще советской школы журналистики, утверждают, что сегодня журналистики практически нет. И либо они уходят в блистательные глянцевые эссе, либо совсем уходят из профессии. Каковы, на ваш взгляд, соотношения высокой журналистики и всего, что связано с райтингом?

Я не считаю себя специалистом в контенте, я управленец и могу давать оценки с точки зрения коммерческого успеха. Но мне кажется, что для серьезных, влиятельных изданий, как офф-, так и онлайновых, роль ведущего журналиста накладывает целый ряд ограничений. Жизнь влиятельного издания всегда пронизана целым рядом ограничений — внутренних, внешних, экономических. Потому что «эту тему мы не поднимаем, эту поднимаем, но вот так, а это уйдет туда, это — сюда». Если ты хочешь абсолютного самовыражения — скорее всего, в таком издании тебе работать будет очень сложно.
Надо иметь какие-то очень большие привилегии, штучные истории, тогда тебе позволят в этом издании оставаться и писать абсолютно все, что ты хочешь. Я говорю даже не про политические ограничения. Речь идет о целевой аудитории — у каждого издания она определенная и мыслит определенным образом. А журналист мыслит по-другому. Он совершенно иначе настроен. И надо ему объяснить — не высказывайся, пожалуйста, на эту тему вот так резко. «Почему, вас что, купили или продали?» — Нет, просто наша целевая аудитория не поймет этого. Профессионалы от информационной журналистики как раз очень хорошо знают эту сторону профессии.

Спасибо, и итоговый практический вопрос, актуальный для аудитории MediaJOBS.RU, когда, по Вашим прогнозам, вернется докризисный уровень зарплат в печатных СМИ? —

Как менеджер, ответственный за развитие бизнеса с удовлетворением могу заметить, что в ближайшее время зарплаты вряд ли достигнут докризисных заоблачных высот. В то же время по сравнению с предыдущим годом ситуация существенно изменилась. Сотрудники снова начали просить повышения зарплат или хотя бы индексации их в соответствии с изменением курса. И руководителям уже сложно отказывать им в этом, так как, очевидно, что рынок оживился и для хороших специалистов появляется возможность улучшить своё материальное положение. Однако повторюсь, что ситуация возможная до кризиса, когда любой человек, приходящий в компанию мог требовать заоблачных зарплат, сейчас невозможна.

Источник: Портал MediaJOBS.RU

Strakhov_big.jpg