Internews Kazakhstan

Прессе приказано выжить. Во Франции государство ассигнует немалые средства на поддержку печатных СМИ

Cоздан:   пн, 06/12/2010 - 10:21
Категория:
Тэги:

За первые шесть месяцев этого года во Франции произошло знаменательное событие: у ряда общенациональных газет, несмотря на трудности, которые переживают печатные СМИ, поднялись тиражи — от 0,5 до 4,9 процента.

И произошло это во многом благодаря целенаправленной политике, которую проводит французское государство. Об этом «Российская газета» беседует с начальником отдела экономики прессы в министерстве культуры и коммуникаций Фредериком Гастоном.

Российская газета: Чем руководствуются французские власти, проводя курс на поддержку печатных СМИ?

Фредерик Гастон: Они необходимы для нормального функционирования демократии. Поэтому государство, особенно в условиях конкуренции Интернета, а также бесплатных газет, создает для них благоприятный режим. Наша генеральная линия — помогать прессе, способствовать сохранению ее многообразия, как политического, так и географического. Мы также стараемся содействовать печатным изданиям в тех случаях, когда они берут курс на модернизацию, привлекают инвестиции или внедряются в Интернет.

РГ: В чем выражается помощь?

Гастон: Она может быть прямой и косвенной. Наше министерство занимается в основном прямой помощью, на что в госбюджете заложены немалые суммы. В прошлом году на эти цели было выделено 277 миллионов евро. В этом они возросли на 51 процент, составив 420 миллионов евро. Я выделил бы несколько направлений. Одно из них — помощь более эффективному распространению прессы. Ведь так важно, чтобы цены на газеты росли, но в то же время были бы доступны массовому читателю. Для этого, в частности, вот уже в течение ряда лет государство поддерживает льготные почтовые тарифы, то есть возмещает почте часть расходов на доставку прессы по подписке. Только на это ежегодно уходит примерно 100 миллионов евро. Мы также субсидируем и специализированные агентства, которые занимаются разноской газет по домам, что обходится еще в 70 миллионов евро.

Кроме этого государство оказывает поддержку компании «Прессалис», которая отвечает за доставку «ежедневок» из типографий до газетных киосков по всей стране. Это еще примерно 18 миллионов евро из казны.

РГ: Кажется, и продавцы газет не остались без внимания государства.

Гастон: Это так. Владельцы точек по продаже печатной продукции могут получить помощь как для обновления своих киосков, так и для приобретения средств информатики. В первом случае государство при предоставлении соответствующих счетов возмещает затраты до 5,6 тысячи евро, во втором — до 3, 9 тысячи евро. Дополнительно к этому в кризисный 2009 год киоскеры получили единовременную помощь в четыре тысячи евро.

То есть, как видите, поддержка оказывается на всех этапах распространения: сразу после выхода газеты из печати и вплоть до конечного потребителя.

РГ: На этом, как я понимаю, прямая поддержка прессе не исчерпывается...

Гастон: Отнюдь. Государство помогает общенациональным газетам с невысокими доходами от рекламы, то есть если она составляет меньше 25 процентов от совокупного дохода издания. Таким как «Круа», «Юманите», «Либерасьон» и даже «Франс-суар». На эти нужды каждый год выделяется от 8 до 13 миллионов. У нас существует также особый фонд помощи распространению французской прессы за рубежом. Это еще два миллиона евро.

Отдельно хочу сказать о направлении, которое будет в ближайшие годы активно прогрессировать. Это помощь модернизации прессы. Допустим, издательство решило приобрести современное типографское оборудование, которое серьезно поможет уменьшить производственные расходы или же изменить макет газеты. В этих и сходных случаях нам представляют проект. Мы изучаем его, и если находим рациональным, то можем профинансировать инновацию в вилке от 40 до 60 процентов стоимости.

РГ: Что относится к косвенной помощи прессе?

Гастон: В первую очередь это суперльготное налогообложение. Во Франции обычный НДС — 19,6 процента, льготный —  5,5, а суперльготный, то есть на доходы от продаж прессы, — 2,1 процента. Таким образом, государство ежегодно недополучает 200 миллионов евро — это разница между суперльготным и просто льготным НДС. К косвенным видам помощи относится и специальный инвестиционный режим издательств.

РГ: В начале прошлого года президент Николя Саркози, представляя программу помощи прессе, выдвинул план «Моя бесплатная газета», по которому каждый француз по достижении 18 лет мог бы подписаться на одну из общенациональных или региональных газет и бесплатно получать один экземпляр в неделю. Как проходит эта кампания?

Гастон: С большим успехом. Но сначала о целях. Дело в том, что молодежь, и это происходит повсеместно, утрачивает привычку читать газеты. Чтобы, во-первых, познакомить ее с прессой, а во-вторых, пробудить интерес к печатному слову, и была предложена акция «Моя бесплатная газета». Осенью прошлого года мы открыли специальный сайт, на котором желающие могли оформить 200 000 подписок. Лимит был выбран в считаные дни! В акции участвовали наше министерство и 60 газет. Половину расходов взяли на себя мы, а это 15 миллионов евро, а половину — издательства. Не так давно было проведено исследование, и оно показало: многие молодые люди стали другими глазами смотреть на прессу. Если раньше газеты представлялась им чем-то трудным для восприятия и даже нудным, то сейчас они находят их вполне современными носителями информации. Не исключено, что и во взрослой жизни эти ребята не станут выпускать газету из рук. Проект бесплатной подписки для 18-летних продлен еще на два года.

Источник: Российская газета