Ситуация в медиаотрасли в ближайшие два года будет не совсем благоприятной, но и не катастрофической, и потребует перестройки бизнеса, свидетельствуют результаты ежегодного исследования, проводимого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
"Очевидно, что в ближайшие год-два ситуация в стране для медиаотрасли будет отнюдь не столь благоприятной, как раньше, и потребует от участников рынка прессы России значительных усилий по качественной и технологической перестройке своего бизнеса. Однако говорить о катастрофической ситуации в индустрии печатных СМИ страны пока не приходится, хотя кризис создал дополнительные проблемы, которые нарастают", - сообщил в среду заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев на заседании секции "Печать и массовые коммуникации", проводимого в рамках расширенной коллегии министерства связи и массовых коммуникаций РФ по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год.
По словам Григорьева, среди проблем, возникших в период кризиса для медиаотрасли, прежде всего меньший доступ кредитных ресурсов и значительное снижение поступлений от рекламы, вследствие чего сокращаются объемы изданий, их розничная продажа, сокращаются штаты и расходы.
"Есть все основания полагать, что рынок прессы страны в 2009-2010 годах сократится, но падение, скорее всего, не будет критическим. Более того, оно способно создать дополнительные возможности роста для тех издателей периодической печати, которые нацелены на развитие своего бизнеса и генерирование его мультимедийных возможностей", - сказал заместитель руководителя агентства.
Согласно данным экспертов, к началу 2009 года в России было зарегистрировано 27 тысяч 425 газет, но в постоянном рыночном обороте находится не более 14 тысяч из них. Численность газет в 2006-2008 годах фактически не менялась, что свидетельствует о количественном перенасыщении рынка. По словам Григорьева, объем рынка печатных СМИ в 2008 году составил порядка 130 миллиардов рублей.
Эксперты отмечают, что в период кризиса выросла аудитория ежедневных и еженедельных деловых газет и газет общего содержания. "По предварительным данным, аудитория ежедневных и еженедельных газет России в четвертом квартале 2008 года выросла примерно на 5-7%. Больше всего это касается деловой прессы и качественных газет общего содержания. Количество закрытых газет в период кризиса невелико. Значимых для информационной безопасности страны и регионов изданий в их числе не отмечено", - говорится в докладе.
Общефедеральными лидерами сегмента деловой прессы являются газеты "Коммерсант", "Ведомости" и "РБК daily".
Григорьев обратил внимание на то, что конец 2008 года изрядно пошатнул издательский бизнес, в основном из-за сокращения поступления рекламы в небольшие издания. "Падение рекламных доходов газет в декабре 2008 - январе 2009 годов по Санкт-Петербургу, например, составило под 60%", - пояснил он.
"На журнальном рынке все выглядит тоже не очень благостно. Глянцевые журналы в январе-феврале потеряли до 25%. Прогноз потерь по доходам, по разным экспертным оценкам, - до 35-40%", - сообщил замглавы Роспечати, добавив, что значительные трудности журнальному бизнесу создала девальвация рубля.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем российского рекламного рынка в 2008 году составил 267 миллиардов рублей, что на 17% больше результатов 2007 года. Из-за сложной экономической ситуации эксперты уклоняются от прогнозов на ближайшее будущее, но большинство из них сходятся во мнении, что в 2009 году роста рекламного рынка страны ожидать не приходится.
"Основная масса экспертов прогнозирует ситуацию на рынке рекламы в диапазоне от 5%, до 30% падения", - отмечается в исследовании.
Российский рынок распространения периодической печати в розницу и по подписке также переживает не лучшие времена.
"Издательское сообщество выражает серьезные претензии к действующей модели распространения прессы, сетуя на непрозрачность рынка, большие маркетинговые затраты, жесткий диктат продавцов, невозможность управления тиражами, отсутствие внятных отраслевых стандартов, низкий уровень развития логистики и современных технологий газетно-журнальных продаж, некорректную статистику. Особо недовольны издатели несоблюдением распространителями сроков оплаты за поставленный товар", - говорится в докладе.
В ближайшие годы, по данным исследования, рынок распространения прессы ждет укрупнение и концентрация бизнеса. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем в стране останется порядка пяти-семи общефедеральных фирм-дистрибуторов, контролирующих по 10-15% рынка прессы каждая. Пока же мелкие и средние сети распространения прессы занимают на нем значительную долю - около половины.
Доклад агентства был подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии. В его подготовке участвовали, в частности, Ассоциация коммуникационных агентств России, Ассоциация распространителей печатной продукции, Гильдия издателей периодической печати, Комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, "Группа компаний "Видео Интернешнл".
Источник: ЦЭЖ