У печатных изданий нет будущего. И во всем виноват Интернет. Об этом заявил американский финансист, один из богатейших людей на планете Уоррен Баффет. Свое мнение он изложил в ежегодном письме акционерам компании Berkshire Hathaway. По его словам, уже сейчас газеты несут огромные убытки, потому что перестали играть столь значительную роль, как раньше.
О крахе рынка печатных изданий говорят уже почти век, с началом развития информационных технологий, радио и телевидения. И действительно, печатный рынок развивается циклично, в последнее время тиражи газет и журналов во всем мире существенно росли, а уж про ассортимент и говорить не приходится - пресса была на все случаи жизни. Только в России насчитывалось чуть менее 3000 наименований изданий.
Однако кризис все перевернул - крупные компании сокращают вливания в СМИ, издательства банкротятся, а крупнейшие газеты сокращают персонал и грозят вообще прекратить деятельность. С серьезными трудностями столкнулся, например, издательский концерн The New York Times, он даже собирается закрывать старейшее американское издание Boston Globe. При этом Уоррен Баффет, владеющий пакетом акций газеты Washington Post и агентством Buffalo News, признал, что медиабизнес перестанет быть рентабельным.
Надо заметить, что к мнению финансиста прислушиваются все инвесторы, в своих прогнозах Уоррен Баффет никогда не ошибался. А это может означать, что крупные предприниматели откажутся поддерживать бизнес, не приносящий дохода, вот тогда и наступит тот самый крах печатной прессы.
Впрочем, на российском рынке печати все не так фатально. Как рассказал корреспонденту "Республики" источник в российском медиабизнесе, доходы российских медиа от рекламы упали на 40-50%. Но, несмотря на это, инвесторы все же ожидают рентабельности бизнеса в этом году. Для этого учредителям придется пойти на крайние меры (многие из них уже пошли) - минимизировать расходы на штат, то есть сократить журналистов и обслуживающий персонал либо урезать зарплаты. Плюс многие издатели отказались от предоставления компенсационного пакета сотрудникам. Все это позволит сократить расходы в среднем на 20%. Таким образом, СМИ попробуют пережить кризис, а после его окончания вернуться к прежней деятельности.
"В данном случае легендарный трейдер Уоррен Баффет смотрит на ситуацию с печатными изданиями как бизнесмен и прогнозирует убытки по совершенно очевидным причинам, - сказала менеджер компании "Альпари" Елизавета Ильичева. - Печатные СМИ - достаточно бюджетный бизнес и сильно уступает информационным интернет-ресурсам по критерию затрат. Поэтому если сравнивать перспективы интернет-газеты и печатной, то у последней не очень много шансов побороть своего виртуального конкурента".
Впрочем, по мнению независимого аналитика Сергея Еремина, все дело в том, что ряд ведущих американских газет - Washington Post, The New York Times и другие - готовится к существенным переменам. "Эти издания сейчас ведут переговоры с держателями патентов на производство электронной бумаги. Года через два мы увидим все эти издания на новых носителях, это будет ответ времени, с одной стороны, и сохранение старого - с другой".
Действительно, одна из основных статей расходов в печатной прессе - это расходы на бумагу и полиграфию. Чтобы минимизировать затраты, а заодно и составить конкуренцию Интернету, компания Руперта Мердока, крупнейшего мирового медиамагната, планирует создать специальное устройство для чтения электронных газет. Это будет мобильное устройство наподобие смартфона только с экраном большей диагонали. Вполне возможно, что первые такие устройства появятся уже в следующем году.
По мнению экспертов, это может спасти ведущие ежедневные газеты от банкротства и создать хорошую конкуренцию онлайновым изданиям.
"Интернет изменил инфраструктуру печатных изданий, а электронная бумага позволит обновить инфраструктуру доставки информации, и СМИ будут снова на ней зарабатывать", - продолжил г-н Еремин.
Еще один медиаэксперт, главный редактор ООО "Шоу Биржа" Светлана Субботина, тоже считает, что говорить о конце печатной прессы рано. "Газета не зависит от проводов или блока питания, а электронное устройство для чтения зависит. Да и потом, еще 30 лет назад нам прогнозировали смерть театра и расцвет телевидения. Да, ТВ процветает, но и про театр никто не забыл. Та же самая история сейчас происходит и со средствами массовой информации. Новые форматы никто не отменяет, но и старые забывать не стоит", - сказала эксперт.
Так что мнения экспертов в очередной раз разделились, и совсем стало непонятно, есть ли у печатной прессы будущее. С другой стороны, пока мы думаем, бизнес развивается. И уж точно, говоря о крахе рынка СМИ, "оракул из Омахи" понимал, что его заявление может способствовать обвалу акций печатных изданий. Так что вполне возможно, что вскоре мы услышим о какой-нибудь интересной сделке с участием гуру финансового рынка.
Валерия МИНГОВА
Источник: ЦЭЖ