В 2006 году телекомпания НТВ объявила об учреждении I Всероссийского конкурса «Профессия репортер». Конкурс вызвал большой интерес в медиасообществе. Достаточно сказать, что для участия в нем было прислано более 800 работ из всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. 10 октября состоялась церемония награждения победителей. Об особенностях конкурса и том, о том, какие проблемы и ошибки выявили организаторы и жури конкурса, «МедиаПрофи» рассказал корреспондент НТВ АНТОН ВОЙЦЕХОВСКИЙ, который на протяжении нескольких месяцев следил за работой жюри и регулярно выходил в эфир, сообщая обо всех новостях конкурса.
ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ
Своеобразным катализатором идеи учреждения конкурса стал выход НТВ из «ТЭФИ». Появилось желание сделать
Поражала как география присланных работ все федеральные округа, так и разнообразие тем.
САМАЯ «УРОЖАЙНАЯ» НОМИНАЦИЯ
Фаворитом среди всех номинаций стал «Специальный репортаж» 317 работ. Безоговорочную и абсолютно заслуженную победу в этой номинации одержала Ольга ГЕРАСИМЕНКО из московской ГТК «ТВ Столица» с фильмом «Тише некуда». Очень сильная работа. Как сказал Павел Лобков, входивший в состав жюри, специальный репортаж должен либо представлять тему
О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
После подведения итогов было много разговоров о довольно низком уровне русского языка присланных на конкурс работ. Однако, мне, кажется, было бы неправильно говорить, что это оказалось отличительной чертой именно этого конкурса. Ведь те же его участники каждый день делают новости и говорят на том же самом языке. Пусть не в Москве, а в провинции. Тогда нужно говорить об общем падении уровня русского языка среди всех телевизионных журналистов. Тем не менее, наши корифеи, в том числе и Татьяна Миткова, действительно жаловались. Хотя сейчас многое трансформировалось профессия сильно помолодела, изменилась ее динамика. Я бы не сказал, что в конкурсных работах с точки зрения норм русского языка были
На мой взгляд, дело, в первую очередь, все-таки не в качестве русского языка. Основная проблема у большинства работ, как и у большинства людей, работающих в новостях плохое владение речевым аппаратом, то есть неумение правильно начитывать написанный текст. Текст может быть замечательным, а начитка хромает люди плохо интонируют, бубнят, не изменяют модуляцию голоса, не соблюдают темп и ритм, не умеют «держать» динамику. Но это общая проблема, в том числе, и центральных каналов.
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ УЧАСТНИКОВ
Должен сказать, что плохих работ было очень много. Но, наверное, это
Хорошо, что конкурс проходил в несколько этапов. На первом члены жюри отфильтровали явно непрофессиональные материалы. На второй были допущены те, что «дотягивали» по профессионализму до того, чтобы их рассматривать. Например, в номинацию «Специальный репортаж» было прислано 300 с небольшим материалов. Из них около 40 прошли во вторую часть конкурса, где их опять отсматривали, выявляя достойных. И вот здесь ощущение тотального непрофессионализма, который, как мне поначалу казалось, выявил конкурс, стало проходить. Ведь если взять ролики номинантов или победителей, то все они очень яркие работы. Поэтому говорить о кризисе, я думаю, не стоит. Допустим, в следующем году на конкурс пришлют 2 000 работ. Из них 1 900 окажутся плохими. Зато будет 100 хороших! А это немало.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
У всех репортеров были три основных ошибки. Первая неумение владеть своим речевым аппаратом, о чем уже говорилось выше. Вторая незнание азов операторского искусства, то есть непонимание того, что камера делать может, а чего не может. Третья незнание азов технического и художественного монтажа, то есть неумение технически правильно склеить кадр с кадром (работа на линейном или нелинейном монтаже) и непонимание того, как надо выстраивать видеоряд. Смонтировано грубо, неряшливо. Раньше большинство операторов имели диплом ВГИКа, снимали на пленку, ценность каждого кадра была высока. К картинке относились очень трепетно. Теперь этого нет. Но все это общие проблемы для всех каналов, даже для федеральных. Все эти огрехи легко найти и там.
Еще было много слабых, непрофессиональных, работ, в которых репортер выносит на первый план не событие, а себя, любимого.
В работах, присланных для участия в номинации «Свобода от штампов» почти все допустили одну и ту же ошибку. Конкурсанты посчитали, что свобода от штампов это, прежде всего, оригинальность выбранной темы. А эта номинация предполагала в первую очередь интересную подачу материала, когда абсолютно скучная тема предстает
САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Я ни секунды не сомневался в победе Ольги Герасименко и ее фильма «Тише некуда». Настолько это мощная работа в номинации «Специальный репортаж».
Великолепный материал прислал Роберт КАРАПЕТЯН. За свою работу «Дорога жизни» он получил «Спецприз имени Ильи Зимина». Роберт уникальный человек. Он являет собой редкое, почти беспрецедентное на нынешнем телевидении сочетание в одном человеке способностей и оператора, и репортера. Пять дней в неделю он работает штатным оператором одного из екатеринбургских каналов, а в оставшиеся два берет камеру, купленную на собственные деньги, и едет снимать сюжеты. Он сам находит темы, сам снимает, сам пишет закадровый текст и сам монтирует на оборудовании для монтажа, им же самим приобретенном.
Очень сильную работу в номинацию «Лучший репортаж на русском языке корреспондента иностранного канала» представила Елена МЕЩЕРЯКОВА из телекомпании RTVI (Израиль). В этой номинации участвовало 34 работы. В финал смогла пройти лишь Мещерякова со своим репортаж о том, как в Израиле делают французский деликатес фуа-гра из гусиной печени. Буквально через месяц после выхода репортажа производство фуа-гра в Израиле запретили, компании, которые выращивали гусей, разорились. Кстати, Мещерякова прислала работы практически во все номинации, и все они заслуживали внимания. Я считаю, что и в номинации «Новостной репортаж» Мещерякова была лучшей, но жюри решило иначе, отдав пальму первенства Олегу ПАКШИНУ (ТРК «Петербург Пятый канал»), представившему работу «Юбилей Ломоносова».
Очень хороший репортер Илья ЗЕНОВ из Нефтеюганска, я бы очень хотел, чтобы его взяли к нам на работу.
В номинации «Официальная хроника» победил Алексей ТРИЛИЦКИЙ. Он сделал материал о пресс-конференции Владимира Путина. Причем, придумал довольно интересный ход рассказывал не о том, как президент отвечал на вопросы, а о том, как их задавали.
По поводу номинации «Журналистское расследование» были довольно серьезные споры. Многие считали, что расследование это вообще не дело журналиста, а дело специальных органов. Высказывалось мнение, что журналист априори не может быть объективен, так как не обладает всей информацией, доступ к которой есть только у специальных служб. Тем не менее, решено было ввести эту номинацию, поскольку споры идут уже не одно десятилетие, а жанр существует. Работы в эту номинацию были представлены достойные. Причем, за Эллу БОЙКО («ИВК Солнечный», Саратов), которая стала победителем, проголосовали практически все члены жюри. Она сделала репортаж о подпольных рюмочных. В этом репортаже нет ни одной постановочной съемки, все герои реальные люди и все неприятности, в которые попадала съемочная группа, тоже происходили в действительности.
Изюминкой конкурса я считаю номинацию «Свобода от штампов». Аналогов ей я не знаю. Она была придумана для работ, выполненных для новостей или
В финал номинации «Свобода от штампов» вышли два журналиста одной телекомпании ТРК «Петербург Пятый канал». Мне кажется, произошло это, потому что на Пятом канале работает Павел Лобков. У него очень необычный взгляд на все и энциклопедичность колоссальная. Все репортеры, работающие на Пятом канале, считают его своим учителем. И генератором идей очень часто становится Лобков. Именно поэтому Пятый канал так мощно выступил на этом конкурсе.
ГЛАВНЫЙ ПРОВАЛ
Таким провалом оказалась номинация «Интервьюер». Чтобы понять, почему это произошло, достаточно посмотреть на распределение присланных работ по номинациям. «Специальный репортаж» 317 работ, «Новостной репортаж» 200. Во все остальные номинации в лучшем случае в два раза меньше. В номинацию «Интервьюер» пришло 8 работ. Видимо, люди, приславшие свои работы, сочли, что если они делают специальный репортаж, который иногда бывает размером с фильм, то вот это авторская работа. А если они снимают
ПРО «СВОИХ» И «НЕ СВОИХ»
Хочу сказать о том, почему в конкурсе «Профессия репортер» не участвовали представители основных федеральных каналов.
Что касается НТВ, то здесь мы сознательно не пошли на участие в конкурсе, потому что очень не хотели уподобляться некоторым другим конкурсам, превратившимся в этакую вещь в себе, где призы раздают своим или друг другу. Конкурс мы учреждали не для себя. Нам хотелось, в первую очередь, найти талантливых людей, которые есть и за пределами Москвы, и поддержать их. Если бы НТВ принимало участие в этом конкурсе, то как минимум половина призов досталась бы нашему каналу, потому что НТВ объективно сильная команда. И поэтому в первый год проведения конкурса было решено в нем не участвовать.
Что же касается остальных федеральных каналов, то победителей среди них не оказалось потому, что представители федеральных каналов просто не прислали свои работы на конкурс, проигнорировав его. Ходили слухи, что на некоторых каналах было некое негласное распоряжение не высылать работы на конкурс «Профессия репортер». Почему это было сделано? Опять же, по слухам, руководство этих каналов решило таким образом не поддерживать бренд, учрежденный НТВ. Хотя мне это непонятно. Если человек, например, с Первого канала получает приз, чем он поддерживает бренд НТВ? Наоборот, это мы поддерживаем бренд Первого канала. Хотя в жюри участвовали представители нескольких федеральных каналов Первого, «России» (в основном «России»). Кстати, все члены жюри «рабочие лошадки», свадебных генералов среди них не было, все они активно работают в профессии. И я очень доволен тем, что конкурс обошелся без каких бы то ни было подковерных игр. Здесь не награждали «своих» или «не своих». Все работы получили призы абсолютно заслуженно.
НАШ ИНТЕРЕС
Конкурс «Профессия репортер» преследовал разные цели. В том числе была и цель присмотреть некий кадровый резерв для себя.
ПЕРСПЕКТИВЫ
1 ноября канал НТВ официально объявил о начале приема конкурсных работ уже на второй конкурс, итоги которого будут подводиться в следующем году. На сегодняшний день никаких изменений в условиях проведения пока не планируется. Останутся те же десять номинаций. Среди них есть и сильные, есть и слабые, но все они рабочие. Единственная номинация, которая себя не оправдала «Интервьюер». Если бы неудачных номинаций было сразу несколько, то вероятно могла бы идти речь
Думаю, что со временем в конкурсе будут участвовать и журналисты федеральных каналов. Ведь когда
Главная проблема конкурса не в том, что
ХРУПКОЕ ПРИЗНАНИЕ
Статуэтки в виде экрана телевизора на подставке, которыми награждали победителей конкурса «Профессия репортер», стеклянные, причем стекло использовалось оптическое, то есть абсолютно прозрачное, лучи света в нем почти не преломляются. Это первый телевизионный приз, сделанный по столь сложной технологии. И первый, изготовленный полностью из стекла. Некоторые детали приза оказались столь сложны, что их пришлось делать за границей в России таких производителей не нашлось. Поиски компании, способной выполнить заказ, продолжались несколько месяцев. Специалисты НТВ-дизайн, придумавшие эту статуэтку, не ожидали, что исполнение их замысла вызовет такие затруднения. Стоимость каждой статуэтки примерно 1 000 долларов США.
Автор: АНТОН ВОЙЦЕХОВСКИЙРубрика: Телевидение
Источник: МедиаПрофи