Любая итоговая программа это не просто некое чередование сюжетов,
Работа в кадре для ведущего далеко не самая главная часть профессиональной деятельности. Ведущий не может участвовать в создании программы лишь одним появлением лица на экране. Это не просто человек с приятной внешностью и хорошей дикцией. На мой взгляд, эта профессия называется так, потому что ведущий еще и программу ведет за собой.
Работа над очередным выпуском начинается за неделю до выхода в эфир. На протяжении этой недели, ежедневно ведущий и шеф-редактор занимаются разработкой сюжетов, придумывают новые варианты подачи утвержденных тем, отсматривают отснятый материал, определяют круг специалистов и официальных лиц, комментарии которых необходимо включить в программу. Эта работа ведется в постоянном контакте, обмене мнениями с режиссерами, редакторами, корреспондентами, операторами программы, которые предлагают свое видение сюжета, свои варианты выстраивания визуального ряда. Однако концепцию программы, ее главные направления и содержание, в основном, определяют два человека ведущий и шеф-редактор.
НЕ АНАЛИЗИРУЙ ЭТО
На первых порах, когда мы только начинали делать итоговую программу, нам казалось, что она обязательно должна состоять из очень больших, фундаментальных сюжетов, изобилующих подробностями, разнообразными фактами, мнениями. Потом мы поняли, что программа теряет динамику. Оказалось, что смотреть пятиминутный сюжет на самые актуальные темы интересно, но смотреть трехминутный сюжет гораздо интереснее. Мы пришли к такому выводу, и теперь хронометраж сюжета редко выпускаем за пределы трех минут. Иногда бывают сюжеты на четыре минуты, когда есть достаточно интересная картинка. Корреспонденту всегда хочется сказать довольно много. После нескольких дней съемок, работы над сюжетом он готов сделать полноценный документальный фильм. Но информационная программа пусть и итоговая предполагает не документальные фильмы, а динамичные, интересные репортажи. Поэтому иногда корреспондентам приходится подрезать крылья, но они относятся к этому с пониманием. И найденный формат сюжетов:
Еще один принципиально важный подход к формату мы делаем не аналитическую программу.
ЛУЧШАЯ ТЕМА АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Работа над каждым выпуском «Недели в городе» начинается с планирования. Есть определенный круг общегородских проблем, которые всегда были и всегда будут это пробки на дорогах, экологическая обстановка, вопросы, связанные с ЖКХ, строительством и развитием инфраструктуры и многое другое. К такого рода темам мы возвращаемся постоянно, из них формируется примерно половина каждого выпуска программы. Все это темы вечные и главное в их освещении найти новый ракурс, новый подход, новый взгляд на проблему. Поэтому мы всегда стараемся подобные материалы иллюстрировать мнениями официальных лиц, экспертов, простых москвичей, чтобы перед зрителем предстала объемная картина существующей проблемы. К числу таких вечных тем относятся и вопросы, связанные с сохранением исторического облика Москвы, утратой и разрушением архитектурных памятников. В связи с бурным строительством, развернувшимся в последние
Это примерный, конечно, далеко не полный перечень тем, которые могут быть запланированы заранее. Другой, примерно такой же по объему набор сюжетов появляется в течение недели, становясь реакцией
ОТ ЗАМЫСЛА К ВОПЛОЩЕНИЮ
Основные, базовые темы, формирующие костяк программы, мы выбираем примерно за неделю. Каждую тему необходимо обсудить. Первоначальной разработкой тем занимаются ведущий и шеф-редактор. Мы стараемся проговорить, донести свое видение сюжета сначала друг до друга, а потом до всех остальных членов нашей команды, выслушать их предложения. Мы решаем, какая интрига будет в каждом сюжете, каким визуальным рядом он будет наполнен, как интереснее снять, чьи мнения нам могут понадобиться, каков ракурс подачи материала, нужна ли нам компьютерная графика, расставляем примерный хронометраж по ключевым сюжетам. На этом этапе у ведущего должно сложится общее видение программы. Такие обсуждения на основе уже отснятого материала проводятся каждый день, постоянно вносятся
ДВЕ ЧАСТИ ЕДИНОГО ЦЕЛОГО
Программа разделена на две части рекламным блоком. Мы стараемся насытить как первую, так и вторую часть разнообразными по тематике и по подаче сюжетами. На мой взгляд нельзя все проблемные репортажи поместить в начало программы, а в заключении давать только развлечения и происшествия. Это абсолютно неправильный принцип. Зритель должен в обеих частях программы увидеть достаточное количество интересных и разных сюжетов, будь то социальная тематика, городские проблемы, материалы скандального или развлекательного характера, происшествия, события культурной жизни. То есть каждый блок программы представляет собой некое законченное произведение. Конечно, в первой части программы даются самые горячие проблемные материалы. Мы выстреливаем первым ярким сюжетом, который притягивает внимание зрителя. Это может быть громкое происшествие, скандал главное, чтобы это было интересно и актуально для максимального количества москвичей. Второй блок делается чуть легче, не таким горячим, не таким насыщенным. Но и здесь вполне возможны проблемные репортажи, разбавленные сюжетами, например, о заметных событиях спорта, культуры. Кроме больших сюжетов в выпуске обязательно присутствует информация,
Иногда в программе мы используем такой жанр, как интервью, «встреча с гостем». Поначалу мы этим увлекались, но потом поняли, что далеко не с каждым гостем получается интересная беседа. Две говорящие головы в кадре ведущего и гостя вполне могут быть заменены гораздо более интересным и содержательным сюжетом. Мы стали более тщательно отбирать гостей. Критерием отбора не может служить ни статус, ни громкое или негромкое имя. Единственный критерий интересен этот человек аудитории или неинтересен. Например, накануне Дня города в нашей программе выступил замечательный актер Александр Филиппенко. Мы обратились к нему с простым вопросом стоит ли отмечать эту дату и что этот праздник для вас значит? Интервью мы снимали на Патриарших прудах, и наш разговор превратился в настоящий миниспектакль этого актера. Это было очень интересно, Филиппенко задал такое настроение, создал такой посыл, что это потом интервью великолепно смотрелось на экране. Подобная встреча с гостем только украшает программу.
Заканчивается выпуск обычно информацией о погоде. Это всегда актуальная тема, находящая самый живой отклик у зрителя. Хотя прогнозы погоды звучат по радио и телевидению ежечасно, грамотно сделанные материалы на эту тему (даже если речь идет о глобальном потеплении, но с комментариями по московской погоде) вызывают такой интерес зрителя, что мы поначалу удивлялись, потом удивляться перестали и приняли как данность. Поэтому погода, особенно, если она преподносит
ГЛЯНУТЬ НЕ НА ЧТО
Едва ли не главная проблема в создании итоговой городской программы скудность, однообразие и узнаваемость визуального ряда. Город, который мы показываем в своей программе, москвичи видят ежедневно. Эту вереницу машин, эти здания, скверы. Поэтому если на экране возникает та же картинка, которую все уже много раз видели, то нашему зрителю это покажется нудным, неинтересным. Постоянно приходится очень много работать в этом направлении, чтобы находить
АВТОРА!
Итоговая городская программа это плод коллективных усилий творческой команды, где важен вклад каждого. И в этом смысле «Неделя в городе» это не авторская программа, у нее круг авторов, в числе которых шеф-редактор, ведущий, режиссеры, редакторы, корреспонденты, операторы и еще довольно много людей разных профессий. Ведущий же представляет программу в эфире. Но это не механическая голова, единственная задача которой предъявить зрителю сюжет. Авторская позиция ведущего заключается в том, как он подает материал и какую информацию он выдает в эфир. Почти все, что я произношу в эфире, я пишу сам. И это не потому что я стремлюсь во что бы то ни стало высказаться по любому поводу, а потому что я вижу информацию именно в такой форме. Это мой язык, моя подача, я несу за это ответственность перед зрителем. В этом, также как и в отборе и первоначальной разработке тем программы, и заключается авторство ведущего. И потому мнение ведущего достаточно весомо. Но свое мнение по поводу формирования программы волен иметь каждый член нашей команды и волен высказывать свои соображения, убеждать в своей правоте. Ведь журналисты, непосредственно работающие над материалом, имеют возможность глубже вникнуть в тему, увидеть
Автор: АЛЕКСЕЙ ФРОЛОВ
Рубрика: Телевидение
Источник: МедиаПрофи