«МедиаПрофи» продолжает дискуссию о том, как технологии влияют на содержание теле- и радиоэфира, начатую руководителем информационно-аналитического центра НАТ Владимиром Лившицем. В прошлых номерах разные взгляды на перспективы отрасли высказали представители телевидения. Оказалось, что и медиаисследователей беспокоят те же процессы. Об этом Марина ПИКУЛЕВА рассказала на клиентской конференции TNS Gallup Media.
Развитие медиарынка формирует взаимоотношения аудитории с информацией. В XIX веке люди могли покупать газеты, причем, делали они это в определенное время суток, и чтение периодики было не простым потреблением информации а, скорее, неким социальным ритуалом. С появлением радио у тех, кто хотел получать больше информации, появились новые возможности: они могли получать новости чаще, делали это в свободное время, причем совершенно бесплатно. Телевидение добавило к этим плюсам движущуюся картинку. Интернет предоставил человеку возможность самостоятельно выбирать источники новостей и получать их практически со всего мира в том месте, где ему удобно. Таким образом развитие новых технологий существенно изменило поведение людей.
С развитием медиа изменилось не только поведение аудитории, но и более глубокие материи, например, структура потребностей. Если говорить о новостях, то традиционная аудитория предпочитает, чтобы специально обученные люди журналисты, редакторы отбирали, сортировали и преподносили ей те или иные события события. С другой стороны появляется и другая сфера возможностей, которая без административной помощи позволяет человеку управлять медиапотоком и самому решать, что потреблять.
Но и это не главное! Принципиальным остается то обстоятельство, что в сутках
Какое же это время? По данным наших опросов, если взять среднестатистического работающего москвича, этот счастливец спит примерно 8 часов в день и около 7 часов в день работает. Я долго не могла понять, куда девается еще один час
Парадокс заключается в том, что эти 9 часов стабильны, то есть за последние несколько лет не изменились, в то время, как количество медианосителей за те же несколько лет выросло многократно. Если обратиться к законам математики, получается: раз время осталось неизменным, а количество носителей информации и медиаразвлечений резко увеличилось, то время (или частота) общения с каждым из носителей сократились. Так, за последние 5 лет совокупная доля трех телеканалов-лидеров сократилась с 63,9% до 51,8%. Аналогичные процессы происходят и на радиорынке. Конкуренция внутри медианосителей увеличилась до предела. Более того, сегодня она перешагнула границы категорий СМИ и все начали конкурировать со всеми, потому что борьба идет за время. Всем известно, что больше всего аудитории собирается у телевизора по вечерам. Сегодня вряд ли
С другой стороны, в Москве уже заметно, что ситуация начала меняться, и лидерству телевидения угрожает интернет. Это видно на сравнительном графике объемов пользователей Сети и самых активных телезрителей: пик потребления интерента происходит в те же самые часы, что и активное телесмотрение. При этом ожно одновременно читать книгу и смотреть телевизор, но вот параллельно с блужданием в интернете заниматься телепросмотром уже невозможно. Получается, что это разные аудитории, что подтверждает тезис о конкуренции между собой разных медиа.
Думая о перспективах развития своих СМИ, нельзя не учитывать демографические тенденции. Если сегодня в России самая многочисленная возрастная группа молодежь от 15 до 25 лет, то через 10 лет структура населения существенно поменяется (см. график). К 2017 году нынешние молодые люди повзрослеют, и самой многочисленной окажется группа от 25 до 35 лет. Ориентированные на этот возраст потребителей, СМИ выиграют, те же, кто опирается в своих расчетах на молодежь, должны задуматься о будущем уже сейчас. Надо быть готовым либо расширять возрастную ориентацию, либо смириться с тем, что потенциальная аудитория физически сократится процентов на 40.
Эти процессы усложнения рынка требуют перемен и в медиаисследованиях. У аудитории появляется масса возможностей для выбора. Люди, занимающиеся медиапланированием, в новых условиях должны быть уверены, что у них все «схвачено» и есть возможность увидеть все возможные комбинации, позволяющие достичь нужного уровня аудитории. Поэтому в будущем роль медиаисследований увеличится, а сами измерения сущетсвенно изменятся.
Сейчас каждое медиа измеряется отдельно, будто оно существует в вакуумной среде: телесмотрение изучается отдельно, аудитория радио отдельно, печатные издания отдельно. Сравнить эти данные невозможно, как невозможно сказать, какую газету читал зритель той или иной программы. Но в жизни же все не так... Человек, который утром покупает газету это тот же самый человек, который включает в машине радио, ищет новости в интернете или читает блоги, который смотрит телевизор, стоит в очереди в супермаркете и видит рекламу на мониторе.
Фактически, потребитель стоит перед выбором хорошего и еще более хорошего. В условиях конкуренции все СМИ задаются одним и тем же вопросом: как привлечь и удержать аудиторию, и с развитием технологий он будет становится только актуальнее. Но, я подозреваю, что простого ответа на этот вопрос не существует. Зато грамотное исследование о сегментировании аудитории и оценке контента поможет помочь в поиске этого ответа.
Если медиаизмерения хотят показывать реальную картину и успевать за рынком, им тоже предстоит качественно измениться. Уже есть технологии, позволяющие с помощью портативного пипл-метра измерять одновременно аудиторию телевидения и радио и сравнивать их. Это первый шаг в данном направлении. Я думаю, что в перспективе, пусть и долгосрочной, измерители придумают такую методику исследований, чтобы в центре оказался человек, а исследователи бы фиксировали его контакты с разными медиа и брендами. Сейчас этот прогноз кажется фантастическим, но я уверена, что мы найдем способ проводить такие исследования.
Автор: МАРИНА ПИКУЛЕВАРубрика: Продажи
Источник: МедиаПрофи