Internews Kazakhstan

Пакет с вещанием. Сколько придется платить за цифровизацию телесетей

Cоздан:   ср, 26/05/2010 - 14:41
Категория:
Тэги:

Программа цифровизации российского эфирного телевидения с бюджетом 127,3 млрд руб. начала претворяться в жизнь. Посыл у проекта самый благой: к 2015 году все россияне должны получить возможность смотреть несколько десятков каналов в высоком качестве. Однако на практике может оказаться, что доступных каналов станет не больше, а меньше. Какие вещатели получат частоты и сколько придется платить за цифровизацию телесетей, пока не ясно.

Оцифрованная Россия

Идею перевода российского ТВ на «цифру» (в стандарт DVB-T) чиновники обсуждали более десяти лет и согласовать программу цифровизации смогли только к концу 2008 года. Бюджет этого колоссального инфраструктурного проекта, который должен завершиться в 2015 году, составляет 127,3 млрд руб. (более $4 млрд).

Планируется, что только в этом году государство и частные инвесторы вложат в программу 11,7 млрд руб., а пик инвестиций придется на 2013 год, объем вложений — 32,7 млрд руб. Необходимость этих астрономических инвестиций разработчики программы объясняют вопиющим потребительским неравенством, сложившимся на российском медиарынке. По подсчетам Минкомсвязи, 98,8% населения страны могут смотреть минимум один телеканал, 96,7% — минимум два. Три программы доступны 73,2% российских телезрителей, четыре — 56,1%, пять — всего 33%. Между тем своим указом президент России Дмитрий Медведев определил восемь обязательных общедоступных телеканалов (они должны войти в так называемый первый мультиплекс — пакет телеканалов): «Первый канал», четыре канала ВГТРК, «Петербург Пятый канал», НТВ и детский телеканал (он будет создан на основе каналов «Бибигон» и «Теленяня»).

Пока цифровое эфирное телевидение развивается в основном на границах России, сеть передатчиков там надо развернуть в первую очередь — чтобы закрепить частоты за российскими вещателями. В феврале этого года вещание DVB-T началось в Хабаровском крае, в ближайшие месяцы ожидается запуск подобного проекта в Калининграде.

Цифровизацией телерадиовещания в рамках госпрограммы занимается ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) — именно ему поручено сооружение первого мультиплекса. Кроме того, альтернативные РТРС вещатели уже давно эксплуатируют передатчики DVB-T в Мордовии, Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Курской областях и Татарии.

Рядовой потребитель с логикой государства в принципе согласен. «Купил дом на Рыбинском водохранилище — с телевидением в поселке полный затык, — недавно жаловался автору текста один знакомый. — С одной стороны ветром иногда надувает сигнал Вологодской ГТРК, с другой, но реже — Ярославской». Дожидаться государственной цифровизации эфира знакомый, правда, не стал — купил спутниковую тарелку «Триколор-ТВ».

Загадка мультиплексов

На самом деле пока для телевизионщиков и транслирующих их сигнал связистов цифровизация — не перспективная инновация, которая позволит расширить аудиторию и улучшить качество картинки и звука, а непроходящая головная боль. Кто попадет во второй и третий мультиплексы, как будут выдаваться лицензии вещателям (на каждый регион по отдельности или на всю Россию сразу), кто будет строить новую вещательную инфраструктуру и сколько будет стоить стройка — это лишь часть вопросов, сильно интересующих участников вещательного рынка.

Впрочем, уже сейчас понятно, что цифровизация для каналов второго эшелона будет процессом долгим и очень недешевым. «Распространение программ во втором и третьем мультиплексах должны оплачивать вещатели, — объясняет руководитель информационно-аналитического центра, советник президента Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Владимир Лившиц. — Именно это заставляет их сейчас считать, смогут ли они оплачивать услуги связи без сетевых партнеров, на какие территории и города они хотели бы и могли бы вещать, если сквозное распространение канала на территорию всей России будет обходиться в $30 млн в год. Вопрос и в том, как долго продлится период параллельного аналогово-цифрового вещания, ведь это двойная нагрузка на бюджеты телеканалов».

«Пока определенных критериев, по которым будет сформирован второй мультиплекс, нет, — признает директор по связям с общественностью „СТС-Медиа“ Екатерина Осадчая. — Окончательно не ясны экономические параметры, поэтому, кто туда войдет, непонятно». В то же время представитель СТС не скрывает, что холдинг хотел бы видеть свои каналы в одном из цифровых пакетов: «Мы считаем, что наши каналы должны туда войти, потому что проникновение СТС, „Домашнего“ и ДТВ (входят в „СТС-Медиа“. — „Деньги“) довольно большое, каналы федеральные — они должны войти во второй мультиплекс».

Самый худший из возможных сценариев цифровизации — исчезновение в России региональных телеканалов. Подобную ситуацию неоднократно прогнозировали представители региональных вещателей и НАТ.

Такое случится, по словам Владимира Лившица, если государство выберет сквозную модель выдачи лицензий — когда телеканал получает лицензию в цифровом мультиплексе сразу на всю Россию. Практически это означает, что канал, даже весьма востребованный в том или ином регионе, не сможет вещать в принципе, поскольку не в состоянии будет оплатить эфирное распространение на всей территории России: денег не хватит. Например, «Татарстан — новый век» — сверхпопулярный в Татарии медиапроект.

Сейчас в России вещательными лицензиями владеет около 2 тыс. компаний — некоторые из них производят собственный контент, однако большинство выступает ретрансляционными сетевыми партнерами центральных телеканалов. Так или иначе, если государство предпочтет сетевой принцип создания второго и третьего мультиплексов, то есть сквозную выдачу частот на всю Россию, все эти вещатели останутся не у дел.

НАТ настаивает на том, чтобы слоты для региональных вещателей были оставлены во втором или третьем мультиплексе. Правда, Владимир Лившиц подчеркивает, что спасать все подряд региональные телестанции нецелесообразно. Критерии, которые предлагает НАТ: наличие собственного программирования, наличие в эфире контента собственного производства, четкая тематическая направленность канала.

Другой путь для региональных телеканалов, по мнению Владимира Лившица, — переход в неэфирную среду распространения: имеются в виду телевидение спутниковое, кабельное и IPTV. Интернет-телевидение, кстати, из полумаргинального подвида телекоммуникационного бизнеса в прошлом году превратилось в заметное явление на медиарынке. По данным ComNews Research, к концу 2009 года в России насчитывался 1 млн абонентов IPTV, годовой прирост клиентуры составил 70%. Одна из главных причин быстрого распространения IPTV — появление на рынке недорогих, относительно несложных технически решений, которые позволяют транслировать телесигнал в существующих сетях, то есть осуществлять доставку видеоконтента по множеству сетевых адресов, говорит глава российского офиса Juniper Networks Виктор Солодков. Это позволяет организовать IPTV даже на сетях небольших провайдеров городского или районного масштаба, обладающих относительно небольшой пропускной способностью, отмечает Солодков.

«Многие (региональные телеканалы. — „Деньги“) уже давно распространяют свои программы в сетях кабельного ТВ, в интернете, — рассказывает Владимир Лившиц. — Это вполне реально, если учитывать, что кабельное ТВ, например, по своей природе является локальным. В районах, недоступных операторам КТВ, будут развиваться системы непосредственного спутникового вещания».

Сами региональные вещатели, однако, не горят желанием переходить в альтернативные вещательные среды, а также отказываться от своих аналоговых телепередатчиков. «Почему бы в рамках программы цифровизации государству просто не выкупить у нас оборудование — и пусть РТРС использует его как хочет», — прямо заявил корреспонденту «Денег» представитель одного из региональных вещателей.

Чиновники, впрочем, настаивают на том, что речи о разрушении бизнеса сетевых партнеров центральных телеканалов не идет. Связистам, ретранслирующим телесигнал в регионах, Федеральная служба по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) предлагает как вариант стать сублицензиатами РТРС и продолжить работу. Правда, такое возможно только в том случае, если государство выдаст РТРС так называемую зонтичную лицензию.

Сам себе цифровизатор

Пока чиновники, связисты и телевизионщики спорят, как должна проходить цифровизация эфирного ТВ, население по мере сил и средств обеспечивает себя хорошим кино и футболом самостоятельно. В этом ему помогают операторы кабельного и спутникового телевидения. По данным компании iKS-Consulting, в 2009 году российский рынок платного телевидения вырос на 18%, до 27 млрд руб. Количество абонентов спутникового, кабельного и IPTV увеличилось на 16%, до 19 млн. Крупнейший оператор платного ТВ по итогам 2009 года — «Триколор-ТВ» с 4,3 млн абонентов, вторую позицию занял кабельный холдинг «Национальные телекоммуникации» с 3,26 млн абонентов. На третьем и четвертом местах — «Комстар — Объединенные телесистемы» и «ЭР-Телеком Холдинг»: у них к концу 2009 года оказалось соответственно 1,76 млн и 970 тыс. подписчиков.

Ареалы кабельного и спутникового ТВ довольно четко разграничены: кабельщики оккупируют в основном крупные города, за спутниковыми вещателями остаются небольшие населенные пункты, поселки и т. п. «Эфирное цифровое телевещание будет эффективнее всего в местах, куда кабель прокладывать экономически невыгодно. А в местах с очень низкой плотностью населения эфирное цифровое вещание будет естественным путем вытеснено спутниковым телевидением», — полагает президент группы компаний «Акадо» Михаил Силин.

В качестве своего главного конкурентного преимущества перед эфирным и спутниковым телевидением кабельные операторы долгое время называли интерактивность — сервисы вроде Video On Demand или Pay Per View. Но постепенно такие услуги становятся доступными и абонентам спутниковой связи. В этом году компания «Старблэйзер», к примеру, запустила проект, позволяющий бесплатно (клиент не платит за трафик — только за сам контент) и легально получать со спутника фильмы, а смотреть их — в удобное время. Чтобы воспользоваться услугой, вы должны подключить компьютер к спутниковой антенне через специальный ресивер и оставить его включенным. «Старблэйзер» будет «сбрасывать» вам фильмы несколько раз в сутки — сохраняются они на жестком диске ПК. Фильм можно посмотреть, просто выбрав вид лицензии и подтвердив списание ее стоимости с личного счета. Однократный просмотр стоит 30—50 руб., неограниченная лицензия — в 1,5—2 раза дороже, рассказывает генеральный директор «Старблэйзер» Александр Клинцов. Он подчеркивает, что его сервис не является заменой спутникового ТВ, однако значительно расширяет возможности «пассивной» спутниковой тарелки. «Без добавления интерактивной составляющей цифровизация ТВ будет оставаться в рамках стандартной услуги, придуманной десятки лет назад, — считает Клинцов. — Современный потребитель вряд ли удовлетворится этим. Блогосфера, подкастинг, радиостанции в интернете, социальные сети и многие другие уже существующие сервисы изменили способы обмена информацией. Однонаправленное вещание и унификация проигрывают — людям нужна персонификация и в создании контента, и в его потреблении».

По мнению некоторых экспертов, к 2015 году цифровизация эфирного телевидения потеряет актуальность. Потребность в телекартинке большинство населения России будет удовлетворять с помощью кабельного телевидения и спутниковых тарелок. Да и IPTV не дремлет. В такой ситуации реализаторам проекта DVB-T придется очень постараться, чтобы сделать этот стандарт самым востребованным средством телевещания.


ДМИТРИЙ ЧИЖОВ


Источник: КоммерсантЪ