"Едва ли государство захочет получить "телевизионное Пикалево", - своим мнением в отношении перехода России на цифровое вещание поделился главный редактор ИГ ComNews Леонид Коник.
Региональное телевещание в России находится под угрозой. Перевод эфирного вещания на цифровые технологии, который стартовал в 2010 г., может означать начало конца для вещательных станций в регионах. Большинство федеральных каналов второго эшелона, такие как СТС, ТНТ или РЕН ТВ, построили национальные сети аналогового вещания в содружестве с региональными сетевыми партнерами, которые имеют частоты и лицензии на вещание в отдельных городах или субъектах Федерации. С переходом на цифру у федеральных каналов возникает соблазн отказаться от сетевых партнеров: попав во 2-ой или 3-ий мультиплекс, они получают возможность разом охватить всю территорию России.
На последнем НАТ Конгрессе на эту тему высказался один государственный человек от телевидения. Он сообщил, что право на будущее имеют лишь те региональные вещатели, которые обладают коллективом и производят контент, а компании, которые занимаются исключительно ретрансляцией московского продукта и живут на доходы от размещения в нем рекламы, являются паразитами и должны исчезнуть из эфира. Следом на трибуну поднялся руководитель вещательной компании "Медиагруппа 101" из Тюмени и для начала заявил: "Я тот самый паразит, который живет на московском контенте". После чего рассказал, что его компания взяла банковский кредит и своими силами построила в родной Тюмени сеть из 16 передатчиков, через которые транслировала федеральный канал "Спорт". Глава другого регионального вещателя – "СургутИнформТВ" из Сургута, сообщил: "Мы уже 5 лет продвигаем в регионе канал РЕН ТВ. Например, в последнее время за свой счет оплачиваем 30 рекламных щитов и еженедельно рекламируем этот канал в трех местных газетах". Помимо РЕН ТВ, "СургутИнформТВ" является сетевым партнером каналов НТВ и ТВ3. Иными словами, не будь "Медиагруппы 101", "СургутИнформТВ" и подобных им компаний, многие московские каналы еще долго не могли бы получить львиную долю региональной аудитории. Во многом благодаря таким локальным вещателям ТВ-рынок рос до кризиса на 25-30% в год.
Вещательная лицензия требует от региональных компаний, чтобы не менее 15% эфирного времени занимал продукт собственного производства. Как говорил мне владелец одной региональной телекомпании, при круглосуточном вещании для производства такого объема контента необходимо иметь около 100 сотрудников. Вещать меньше суток или хотя бы полного дня местный канал позволить себе не может: иначе он не способен продавать достойные объемы рекламы.
С производством телевизионного контента в России – полный швах. По оценке гендиректора РТРС Алексея Малинина, производством телеконетнта в РФ занято не более 500 тыс. человек, при населении страны 142 млн жителей. Между тем в Великобритании, с 60-милионным населением, в индустрии производства контента трудится 2 млн специалистов (правда, включая выпуск видеоигр).
Если федеральные каналы начнут отказываться от регионалов, лишив права ретранслировать их программы, добывание контента превратится для бывших сетевых партнеров в вопрос жизни и смерти. Эта проблема касается десятков тысяч сотрудников вещательных компаний в регионах. По данным мониторинга, который ведет Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ), в России насчитывается 982 региональные телекомпании, имеющие лицензии на эфирное вещание. По меньшей мере, 900 таких компаний являются сетевыми партнерами федеральных каналов. При среднем штате каждой региональной компании более 50 сотрудников количество людей, занятых в региональном вещании, можно оценить примерно в 45-50 тыс. человек.
На этой неделе президент НАТ Эдуард Сагалаев вынес на обсуждение новый проект Ассоциации - создание Национального фонда видеоконтента. Речь идет о своего рода банке видеопрограмм, включая архивные и те, что производятся в ежедневном режиме региональными компаниями, но за пределами краев и областей почти неизвестные. Синдикация открывает региональным вещателям доступ к качественному контенту, резко снижает издержки на покупку оригинальных программ, улучшает программирование каналов и укрепляет их рыночные позиции. В США аналогичные процессы привели к масштабному развитию самостоятельных станций, которые в значительной мере существуют за счет синдикации ТВ-контента. Но это произошло потому, что Федеральная комиссия по коммуникациям (FCC) сформулировала ряд условий, которые разделены на ограничения, требования и изменения бизнес-моделей.
При этом Эдуард Сагалаев отметил: "В условиях России надо искать баланс между интересами сетевых компаний и их региональных партнеров, помочь последним развиться в полноценные и конкурентные предприятия. Сделать это возможно при стартовой финансовой поддержке государства, без которой привлечение инвестиций финансовых компаний проблематично, если не сказать – нереально".
Услышит ли государство призыв НАТ – неизвестно. Но получить "телевизионное Пикалево" оно едва ли захочет. Во многом привлечение господдержки будет зависеть и от активности самих региональных вещательных компаний. Если они объединят усилия, то шанс на безбедное будущее у них есть.
ЛЕОНИД КОНИК,
главный редактор ИГ ComNews
© ComNews
Источник: ComNews