Региональная медиакорпорация RIA, объединяющая редакции в Виннице, Житомире, Хмельницком и Тернополе, обязала своих журналистов продвигать статьи в социальных сетях. Чтобы аргументировать необходимость этого процесса, издатель реформировал формулу начисления гонораров.
Формула начисления денег в RIA балльная. У каждого журналиста есть план по баллам: перебрал премия, недобрал штраф.
«У нас есть премиальный фонд, который в конце каждого месяца делится на всех журналистов. Каждый получает пропорционально сумме баллов, которые набрал. Впрочем, сотрудник может остаться и без бонусов в том случае, если не набирает установленное количество баллов», рассказывает Евгений Фролов, главный редактор изданий медиакорпорации RIA в Виннице.
С сентября 2011 года система была реформирована в Виннице, с нового года в Тернополе.
«Если раньше базовой для разметки гонораров была газета, то сейчас баллы начисляются в конце дня на основе страниц журналистов в социальной сети Вконтакте», объясняет РП вице-президент медиакорпорации RIA по контенту Ольга Юркова, которая последние пять лет была главным редактором изданий RIA в Тернополе.
При таком подходе вопросы заводить или не заводить страницу Вконтакте, постить или не постить линки на свои статьи, да и вообще кому это надо, трансформируются в совершенно иной, который многим может показаться риторическим: постить ли, чтобы работа была оплачена, или игнорировать социальные сети и пенять на себя?
Зачем?
Гонорарная реформа в RIA была направлена на решение нескольких задач. Первая связана с перепозиционированием активов перенесением акцента с бумажного издания на онлайн-продукт. Еще пять лет назад до коллектива донесли простую мысль, что теперь журналисты работают не в газете, а в объединенной редакции, которая транслирует контент через разные носители онлайн и принт. Если до этого сайт был дополнением к печатным продуктам, то в 2006 году репортеры начали сами размещать материалы на сайте, дополнять их фото и видео и отслеживать реакцию, общаясь с читателями. Сегодня аудитория переместилась в социальные сети и СМИ пошли за аудиторией.
«Понимаете, балльная система существовала и раньше, но она была не такая четкая, к тому же привязанная к печатной версии. Теперь же продуктом номер один для нас является сайт 20minut.ua. Многим журналистам было тяжело перенести приоритет с газеты на сайт. Благодаря балльной системе и бонусам процесс пошел мягче и быстрее», рассказывает Евгений Фролов.
По оценкам Фролова, метод пряника сработал на 100%. «Теперь журналистов не приходиться заставлять ставить свои материалы на сайт они делают это сами, нередко даже в выходные», винницкий редактор явно удовлетворен результатом, разве что проскочившие в его речи «заставлять» и «даже в выходные» выдают глубину проблемы, которую издателю удалось преодолеть.
Другие задачи, на решение которых было направлено интегрирование активности в социальных сетях в систему начисления баллов, стандартна: продвижение сайта, увеличение числа пользователей за счет пользователей соцсетей, а также привлечение user generated content, которую в RIA сформулировали так: поиск в социальных сетях информационных поводов и новых экспертов.
Для этого каждого журналиста обязали завести личный профиль Вконтакте. Причем профиль является собственностью RIA. "Хотя человек может попросить оставить и свою личную страницу«,- уточняет Николай Злотницкий, редактор 20minut.ua, Винница. В любом случае в данных официального профиля каждый сотрудник должен обозначить, что является журналистом 20minut.ua, указать свой номер телефона, электронную почту, а на аватарке обязательно поставить фотографию с логотипом издания.
Реакция журналистов на нововведение, по словам Марины Щербацкой, выпускающего редактора 20minut.ua, Винница, была сложной. «Было достаточно много возражений. Основные из них нехватка времени на заливку анонсов в соцсети и технические неполадки с самой процедурой», вспоминает она.
«Когда мы внедряли новую систему в Тернополе, она была уже обкатана на Виннице, поэтому на неизбежные в таких случаях грабли мы не наступали, говорит Ольга Юркова. Больше месяца мы вели параллельную оценку, чтобы понять, в чем разница, и ничего не упустить. Главная проблема психологическая. Ведь цель инновации чтобы журналисты перестали мыслить газетой, и относиться к сайту как
Результаты таковы: в Виннице и Тернополе сайт 20minut.ua обогнал по посещаемости на местном уровне даже всеукраинские новостные порталы. В Виннице прирост посещаемости 15 20 тысяч уникальных пользователей в месяц, в Тернополе примерно столько же. В Житомире цифры не так велики 5 тысяч (там маленькая редакция), но в процентном отношении у них самые высокие показатели роста 35%. Причем в «пироге» посещений выросла доля переходов из Вконтакте. Из Facebook переходят приблизительно в 8 раз меньше, но эта цифра также растет.
Почему Вконтакте?
Как подчеркнула в разговоре с РП Ольга Юркова, было принято решение работать во всех социальных сетях, но ставку делать на Вконтакте (в большей степени), и на Facebook (в меньшей). Основная причина Вконтакте большее количество активных пользователей и хорошее покрытие в регионах. «Вконтакте это наше настоящее, там много наших читателей, с которыми уже сегодня нужно общаться, вести диалог. А Facebook скорее, будущее. У нас там есть группа, страница, где мы постим топовые темы, инициируем дискуссии. Все наши журналисты там тоже есть, но постят не все материалы, а лишь самые интересные, важные для них самих. Там сегодня качественно иная аудитория эксперты, представители гражданского общества», сказала Ольга.
«Кроме того, именно Вконтакте, благодаря сравнительно простой организации стены в этой социальной сети, представляет из себя наиболее удобный инструмент для тех управленческих целей, которые мы перед собой ставили», уточняет Евгений Фролов.
Как считать баллы?
В конце каждого дня баллы считает выпускающий редактор.
100 балов лучшая статья; вторая и третья публикации дня получают 80 и 70 баллов, остальные от 10 до 60 баллов.
Дальше баллы корректируются по процентам:
написание текста 30 %;
авторское фото 20%;
видео 20%;
комментарий эксперта (с фото) 10 %;
инфографика 20 %.
«Если сам по себе текст дает журналисту 30% максимально возможного результата, то присутствие в тексте экспертов, подтверждающих и комментирующих ситуацию, добавляет еще 10%. Если к материалу приложено авторское фото и видео прибавляется еще по 20% за каждое. В результате изначальные 100% преобразуются по формуле: 30%+10%+20%+20%= 80%», поясняет Марина Щербацкая, выпускающий редактор.
«А если статья, к примеру, состоит только из текста и фото и оценивается выпускающим в 60 баллов, то в результате процентовки мы получим 30 (50% от 60)», уточняет Евгений Фролов.
Процедура четко привязана к технологии прохождения новости написав новость, журналист обязан оперативно разместить ее на сайте вместе с фото и видео, написать к ней анонс в соцсети, поместить линк на свою стену.
«Если журналист не придерживается всей процедуры, описанной в инструкции анонс и ссылка на материал баллы он не получает», рассказывает Марина Щербацкая.
Более того, журналисты получают баллы за новость только в том случае, если линк на нее размещен на стене их личного профиля в Вконтакте. Ведь, напомним, разметка гонораров происходит по личным страницам. Почему именно так? «Таким образом мы убили двух зайцев, объясняет Евгений Фролов.
Минус посещаемость, плюс заголовок и оперативность
Как рассказывает Фролов, система складывалась в RIA постепенно. «Сперва, чтобы стимулировать журналистов, мы решили привязать бонусы сотрудника к количеству посетителей, которые зашли на его новость», вспоминает Евгений.
Эта система себя не оправдала, поскольку посещаемость, как известно, стимулируют новости двух цветов желтуха и чернуха, которым проигрывают социальные репортажи, экономические обзоры и кинорецензии. А если ресурс все же определяет, что серьезные темы ему нужны, то несправедливо дискриминировать людей, которые их освещают. Таким образом, от привязки к посещаемости решено было отказаться.
По его словам, чтобы сделать этот процесс максимально эффективным, каждый пишущий сотрудник редакции «получил приказ» увеличить количество своих друзей в Вконтакте, причем что важно за счет пользователей из Винницы.
Ольга Юркова говорит, что в Тернополе действовали аналогично: «Перед журналистами стоит задача увеличивать количество своих друзей, в частности из Тернополя. Но в пределах разумного. Добавляем только тех, кому мы можем быть интересны».
По словам Евгения, в ближайшее время RIA снова планирует подкорректировать расчетную систему, введя критерии качества заголовка («Насколько он цепляет...»), употребления ключевых слов (для индексирования Google) и оперативность. «Еще подумываем начислять дополнительные бонусы за новости, под которым пользователи оставили большое количество адекватных комментариев», рассказывает Евгений Фролов о будущих усовершенствованиях.
Итого:
- SMM-активность журналистов важно стимулировать не только приказами и внушениями, но и деньгами.
- Оцените потенциал разных социальных сетей и идите туда, где ваш читатель.
- Обяжите журналистов завести страницу в той соцсети, которую вы определите для себя как базовую. В профиле должны быть идентифицирующие редакционные элементы.
- Грамотно увеличивайте количество «друзей» в социальных сетях, учитывая локализацию и интересы пользователей.
- Базовую социальную сеть интегрируйте в издательскую систему это будет еще один ваш железный аргумент.
- Создайте алгоритм материального поощрения, начисляя гонорары по факту появления материала в социальных сетях.
- Усовершенствуйте схему по мере потребности но помните, что важно доказать не эффективность схемы, а обеспечить увеличение посещаемости.
Леся Ганжа, Редакторский портал