Собеседником Бигельды Габдуллина в его авторской программе «Серьезный разговор» на телеканале «Астана» стал министр культуры и информации РК Ермухамет Ертысбаев
О кадровых перестановках
- Ермухамет Кабидинович, недавно вы приняли несколько кадровых решений, которые вызвали неоднозначную оценку и даже критику в СМИ. Какие цели вы преследовали, меняя руководство музея им.Кастеева, «Казахфильма»?
- У нас есть подведомственные организации, на сто процентов являющиеся государственными, - такие, как телерадиокомпания «Казахстан», «Казахфильм», Государственный музей имени Кастеева. И я как министр, как руководитель уполномоченного органа в области культуры и информации имею право менять их руководителей. Но это вовсе не означает, что в таких случаях я действую как бог на душу положит. Поскольку речь идет о крупных государственных структурах, я согласовываю такие перестановки с руководством страны. В названных вами случаях имела место просто ротация кадров. У нас нет вечных руководителей, особенно в государственном секторе, и только один человек имеет гарантированную работу до декабря 2012-го года - это глава государства. Поэтому когда задают вопросы о том, почему поменяли того или иного руководителя, мне, честно говоря, даже как-то неловко становится. Повторяю: это обычная ротация кадров. Тем более что надо и женщин выдвигать на руководящие должности. Например, «Казахфильм» возглавила Анар Кашаганова. Она окончила ВГИК, всю жизнь работает в кинопроизводстве, была заместителем руководителя «Казахфильма», коллектив ее очень хорошо знает. Я надеюсь, что она сможет поднять работу «Казахфильма» на новый качественный уровень. А Роза Жусупова, хотя и не имеет искусствоведческого образования, известна в Казахстане как руководитель и организатор первой крупной частной выставки «Шежiре», является специалистом и знатоком этого дела.
- Но в средствах массовой информации прошла информация, что Сергей Азимов был снят с должности…
- У нас свобода слова - каждый может интерпретировать как угодно. Что касается Сергея Азимова, то у него как у режиссера есть свои планы, и мы будем продолжать сотрудничество. То есть не надо делать из случившегося трагедию и вообще политизировать эту тему.
- Госпожа Кашаганова сообщила прессе, что переноса киностудии на новую площадку по аналогии с Голливудом (по вашим словам) не будет. По каким причинам было решено отказаться от этой идеи?
- Идея переноса киностудии возникла тогда, когда я ознакомился с генеральным планом развития города Алматы, который предусматривал большое строительство на нынешней ее территории. Это около 16 гектаров, можно сказать, золотой земли. И возникла идея (поскольку из государственного бюджета никогда не дадут таких громадных денег на строительство студии, а земля принадлежит государству) провести открытый, прозрачный аукцион и на вырученные средства построить супероснащенную по последнему слову техники киностудию. Это вкупе с инициируемыми сейчас преференциями для конопроизводства, допустим, освобождением его от налогов сроком на пять лет (как это было сделано, например, в Венгрии, в России, вследствие чего там наблюдается настоящий кинобум), позволило бы сделать резкий рывок и поднять казахский кинематограф на новый уровень. Поэтому и возникла такая идея. Но еще раз повторю: такие глобальные вопросы министр единолично не решает, он должен согласовать их с руководством страны. Поэтому принято решение пока оставить все как есть.
- Недавно Союз дизайнеров Казахстана заявил о том, что по вашему распоряжению, без объяснения причин была демонтирована его выставка, хотя существовала предварительная договоренность. Действительно ли выставка была прервана вашим волевым решением, и по какой причине?
- Месяца полтора назад Тимур Сулейменов, руководитель Союза дизайнеров, обратился ко мне с просьбой провести аукцион в музее имени Кастеева. Мое участие заключалось лишь в том, что я попросил руководство музея оказать содействие. Вообще, функционально это не моя обязанность - открывать выставку, закрывать выставку. Музей Кастеева - это самостоятельное юридическое лицо, которое само решает такие вопросы. К тому же вмешательство творческих объединений в деятельность министерства и наоборот является нарушением Конституции. Поэтому когда Тимур Сулейменов обвинил меня в закрытии выставки, мне стало смешно. Зачем мне запрещать? Это же глупость. Позже я встретился с художниками, дизайнерами, и мы наметили в начале марта провести крупный аукцион. Но к нему надо хорошо подготовиться, чтобы не получилось так, что на нем приобретут лишь три-четыре картины. Мы должны обратиться ко всем национальным компаниям, к среднему и крупному бизнесу, к меценатам с тем, чтобы они заранее начали готовиться к аукциону. В таком случае мы решим много задач. А зачем это нужно было Сулейменову? Ну, такие конфликты периодически возникают. Я, честно говоря, не обращаю на это внимания, потому что некогда.
О «национальном вопросе»
- Отслеживая события в Казахстане, сообщения в СМИ, «гуляя» по просторам Интернета, невольно обращаешь внимание на то, что национальный вопрос в Казахстане все чаще дает знать о себе в разных сферах жизни, разных регионах страны, по разным поводам (Шанырак, Тенгиз, Маловодное, Маятас). Требует ли, на ваш взгляд, проводимая в стране национальная политика какой-либо коррекции? Что вы как руководитель ведомства, отвечающего за информационную политику государства, можете предложить со своей стороны, чтобы сгладить острые углы?
- Во-первых, я категорически не согласен с такой постановкой вопроса. Если вы помните, в марте этого года после событий в Маловодном некоторые сайты и средства массовой информации начали активно эксплуатировать тему якобы обострения межнациональных отношений. И генеральная прокуратура их предупредила о недопустимости подобных публикаций, потому что в нашей Конституции есть статья 5, которая запрещает разжигание межнациональной розни в любой форме. И я в этом вопросе полностью солидарен с позицией прокуратуры, и те СМИ, которые попытаются эксплуатировать эту тему в каких-то своих интересах, будут иметь дело с законом. Кстати, одной из главных, фундаментальных причин недавнего избрания Казахстана на председательство в ОБСЕ стало признание Западом того, что Казахстан является образцовым государством в области межнациональных и межконфессиональных отношений. И я ответственно заявляю, что никакого национального вопроса - в той плоскости, которую вы обозначили, - в Казахстане нет, поэтому никакой коррекции проводить не надо. Все те события, которые вы перечислили, лежат больше в социальной плоскости. Правильно президент говорил: «Если русский и казах в пивном баре подерутся - это не будет означать раскола между русскими и казахами». И вообще, когда происходит криминальный случай, следователь, приезжая на место события, вряд ли задается вопросом о национальности преступника и жертвы. Поэтому СМИ надо очень ответственно подходить к этой теме, взвешивать каждое свое слово. Ведь, например, в Нагорном Карабахе, где столкновение привело к многочисленным жертвам, вначале было слово, и та, и другая сторона тщательно обрабатывали население, каждая на свой лад интерпретирую историю вопроса, давая свою трактовку тем или иным событиям. И уже после этого наэлектризованное население перешло к активным действиям.
- Сформулирую вопрос по-другому. Согласны ли вы с мнением, что упомянутые конфликты, случившиеся в нашей стране, намеренно провоцируются, какими-то политическими силами? Насколько вероятна опасность того, что национальный вопрос в Казахстане может стать идеологический основой для каких-то политических сил в борьбе за власть?
- Эрих Фромм, знаменитый философ, исследуя природу германского нацизма, сказал примерно следующее: в любом обществе, даже самом развитом и демократическом, есть зловещие силы, которые долгое время находятся в тени, но в момент обострения социально-экономической ситуации, в условиях тотального кризиса могут неожиданно прийти к власти. Я не исключаю, что и у нас есть определенные политики, которые не прочь поэксплуатировать эту тему в нужном им ракурсе. Но есть государство, есть сильный президент, есть правоохранительные органы, и они не позволят этим силам прийти к власти или проводить свою линию. Малейшие подобные попытки (а они были на протяжении 16-летнего независимого развития Казахстана) пресекались и будут пресекаться. Только в слабом государстве, которое терпит тотальный кризис, политики могут безнаказанно и успешно эксплуатировать эту тему. Вспомните бывшую Югославию и то, что в результате произошло там.
О языках и конкурентоспособности
- Существует ли, на ваш взгляд, ущемление прав государственного языка в Казахстане? Как вы относитесь к предложению расставить акценты в языковой политике так: отказаться от идеи трехъязычия, признав государственный приоритетным, придерживаться принципа «казахский язык и другие»?
- По Конституции внешнюю и внутреннюю политику определяет глава государства, а моя задача как руководителя органа государственной власти - без всяких дискуссий и полемики реализовывать эту политику. Трехъязычие - это установка президента, важная составляющая конкурентоспособности страны. То есть президент понимает: Казахстан может быть конкурентоспособным только в том случае, если новое поколение будет трехъязычным - точно так же, как великий Абай связывал будущее казахов в XIX веке с билингвизмом, через который казахи смогут приобщиться к русской науке, русской культуре, а через них - к мировой науке и культуре. А в эпоху глобализации, когда Казахстан начинает интегрироваться в мировую экономику через те же банковские артерии и так далее, для нас чрезвычайно важным является знание еще и английского языка. И сейчас подрастающее поколение активно изучает языки. Что касается ущемления казахского языка, то я с такой оценкой не могу согласиться, поскольку с 1989 года, когда Верховный совет провозгласил казахский язык государственным, произошел громадный прогресс. Казахский язык стал востребованным, его стали изучать, причем не только те казахи, которые им не владеют, но и представители других национальностей, и это очень радует. Я думаю, что казахский язык станет конкурентоспособным. В этом я убедился, когда недавно участвовал в Международной конференции тюркологов. Выступавшие говорили на киргизском языке, на узбекском, на азербайджанском, на татарском, на казахском, на турецком, и все друг друга понимали. Тюркоязычный мир - громадная аудитория.
- Тем не менее вы же не будете оспаривать тот факт, что казахский язык находится у нас в худшем положении, чем украинский в Украине, узбекский - в Узбекистане и т.д…
- Это было заложено еще в советское время. Тогда во всех школах Украины великолепно было поставлено преподавание украинского языка и литературы. А в Казахстане, наоборот, казахские школы закрывали. Например, в Караганде, где я родился, в 1960-е годы была только одна казахская средняя школа-интернат казахская - единственная на всю область. Вообще Казахстан подвергся наибольшей русификации. Я это говорю не в каком-то негативном аспекте - просто констатирую факт. И сегодня нам не надо искать виноватых, надо просто продолжать активную работу по расширению сферы применения казахского языка, изучать его, как это делаю я.
- И много времени уходит у вас на изучение языка?
- Много, к тому же приходится заниматься английским. Я очень завидую тем, кто свободно им владеет. Есть полиглоты, у которых хорошие способности к изучению языков, есть люди, которым, видимо, они очень трудно даются. Что касается призывов к отказу от трехъязычия, то если мы пойдем по этому пути - сначала казахский язык, а потом все другие, то тем самым создадим проблемы. Не надо выдумывать велосипед: есть Конституция, которая провозгласила казахский язык государственным, русский - официальным, ну а изучение английского, немецкого, французского - это уже по выбору, по надобности. Но изучать надо, иначе, еще раз повторяю, казахстанцы не смогут быть конкурентоспособными. Возьмите Европу, сферу бизнеса, политики и так далее - все, абсолютно все владеют английским языком, и никто по этому поводу не комплексует.
- Какая идея может стать объединяющей для всех граждан Казахстана? Идея, при упоминании которой ни у кого не возникало бы мысли об ущемлении его интересов?
- Если я скажу: «богатый, демократический, процветающий, деловой Казахстан», то, думаю, никто не станет возражать. Но это если говорить в общем, я попробую сузить эту тему. Конкурентоспособность - вот основа. Если мы не станем конкурентоспособными, то через десятки лет просто окажемся на обочине. Такое уже было в истории казахов. Когда существовал Великий Шелковый путь, пролегавший через наши земли, казахи находились в орбите мирового экономического развития. Но затем вследствие географических открытий, в частности, появления морского пути из Европы в Индию, казахи на несколько веков выпали и этого процесса. Сегодня, в эпоху глобализации, когда в мире ужесточается конкуренция, наша страна оказалась перед дилеммой: или стать развитой, конкурентоспособной или опять оказаться на обочине. Поэтому идея конкурентоспособности должна объединить весь многонациональный казахстанский народ.
Об информационном суверенитете
- Ваша встреча с редакторами оппозиционных СМИ привела к новой волне разговоров о том, что государство пытается ввести цензуру. Чем была вызвана ваша просьба не упоминать в статьях имя Рахата Алиева, ведь, по данным редакторов интернет-порталов, интерес населения к его персоне и так снизился?
- Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу спросить тебя, Бигельды, как главного редактора газеты: имеет ли право главный редактор публиковать телефонные разговоры граждан - неважно, подлинные они или сфальсифицированные?
- Лично я бы не стал публиковать.
- А они стали. И в это время сложилась такая ситуация, что издательство, вернее, типография, отказалась печатать эти газеты. Руководители этих изданий посчитали, что на них идет массированное давление. Мне позвонил Юрий Мизинов, главный редактор сайта Zonakz.net, и сказал, что редактора хотят со мной встретиться. Я моментально откликнулся на эту просьбу, потому что я немного честолюбивый человек и не хочу войти в историю Казахстана как министр, при котором перестали выходить оппозиционные газеты. У нас же демократическое государство. И вообще, за удовольствие надо платить. Если ты во власти, то терпи, поскольку тебя будут иногда, и ругать, и критиковать. Поэтому я вылетел. На встрече были Мизинов, Дырдина из газеты «Республика», Бапиев из газеты «Тасжарган», потом пришел Венявский из газеты «Взгляд». Какая цензура, о чем речь? Это полная чушь! Во время же нашей встречи мы в дискуссионном плане обсуждали, можно перепечатывать записи телефонных разговоров или нет? В конечном итоге приняли консолидированное решение - нельзя. С тех пор прошло больше месяца, и они соблюдают наши договоренности. Но при этом критикуют меня: «Ертысбаев хотел вести цензуру».
- В концепции повышения конкурентоспособности утверждается, что «информационное пространство Республики Казахстан стоит перед альтернативами потери информационного суверенитета». Что вы вкладываете в понятие «информационный суверенитет» и как это поможет Казахстану выбиться в число наиболее конкурентоспособных стран?
- Давайте порассуждаем. Есть ли у Казахстана экономический суверенитет? Есть. Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. Да, еще существует большая сырьевая зависимость, поэтому президент выдвинул программу «30 прорывных проектов», которая направлена на развитие несырьевого сектора. Реализуем ее - значит, окончательно укрепим экономический суверенитет Казахстана. Политический суверенитет, безусловно, есть: то, что наша страна стала первой в СНГ, которая возглавит солидную, авторитетную международную организацию - это политическое признание Казахстана. А вот относительно информационного суверенитета есть серьезные проблемы. Какой телевизионный канал у нас самый смотрибельный? «ОРТ-Евразия», то есть иностранный, - 60-70 процентов населения Казахстана смотрят, в первую очередь, этот телеканал. Поэтому моя задача, в данном случае поставленная главой государства, - сделать так, чтобы наши национальные телеканалы, и прежде всего «Казахстан», «Хабар», где государству принадлежит контрольный пакет, могли конкурировать с российскими, а в последующем - и с международными. Потому что через телевизиооные каналы, через печатные средства массовой информации мы влияем на общество. И, на мой взгляд, СМИ должны жить, в первую очередь, интересами своей страны. Иначе идет манипуляция, обработка массового сознания совершенно в другом направлении. А это уже противоречит интересам не только информационной безопасности, но и безопасности страны в целом.
- А есть какой-то план или концепция решения этой проблемы?
- Мы предложили по-настоящему прорывной проект - создать на базе ТРК «Казахстан» телевизионный канал мульти-сегментного характера по типу Би-Би-Си, о чем я докладывал еще 17 июля на заседании правительства. И даже, может быть, объединить два государственных канала. В этом случае мы получим мощный канал, способный конкурировать с ведущими российскими - РТР, НТВ, ОРТ и западно-европейскими.
Об Интернете и новом законе о СМИ
- Не так давно вы заявили, что Интернет- пространство нуждается в государственном регулировании. Какие шаги, кроме запрета на действие в зоне kz определенных сайтов, намерено предпринять ваше министерство?
- У Министерства культуры и информации вообще нет никаких правовых рычагов для запрета сайтов, газет и так далее. Это не наша тема. Если имеется в виду «глушение» сайтов, которые начинают грубо нарушать Конституцию и законы Казахстана, то этим занимается совершенно другое ведомство. Я же хочу добиться принятия Закона «Об Интернете», во всяком случае выступить с такой инициативой, чтобы мы на законодательном уровне имели определенные рычаги с тем, чтобы не допустить тиражирования в Интернете пропаганды насилия, а также оскорблений, унижения человеческого достоинства. Согласитесь, Интернет - более труднонаказуемый источник массовой информации, чем газета.
- Конечно, можно жить в Париже и …
- Да, так некоторые и делают. У нас, допустим, гражданка Российской Федерации сидит в Лондоне и управляет газетой «Республика», влияя, так сказать, на Казахстан. Руководитель еще одной газеты (не буду ее называть, она очень меня «любит»), по слухам, имеет гражданство другой страны. Им наплевать на Казахстан, они хотят, чтобы здесь был полный бардак, побольше кризиса, межнациональных столкновений, межэлитных войн и так далее. Им нужно побольше жареных фактов, на этом можно «колотить бабки», как они выражаются. А наше министерство как уполномоченный государственный орган в области информационной политики должно внимательно следить за всем этим. Не для того, чтобы заглушить свободу слова, как часто преподносит оппозиционная пресса, а для того, чтобы отстаивать интересы Казахстана.
- В одном из своих интервью вы признали, что в Казахстане все же существует пресловутая «аффилированность СМИ с финансово-промышленными группами, которые прямо используют их в качестве идеологического оружия в своих корпоративных интересах, несовместимых с общенациональными». Каким образом это обстоятельство влияет на положение дел в сфере СМИ в целом, какие таит в себе угрозы? И намерено ли министерство разоблачать такие СМИ?
- А вы никогда не задумывались над вопросом, почему семь с половиной лет президентства Путина оказались очень успешными? Да потому, что он полностью отстранил олигархов с подконтрольными им СМИ от вмешательства в политику, в дела государства. И вы знаете, что произошло с теми олигархами, которые попытались оказать сопротивление, - Ходорковским, Гусинским, Березовским. Я тоже являюсь сторонником такой линии. Поэтому в ближайшее время мы должны полностью вернуть под контроль государства «Казтелерадио», «Кателко» - это стержень всего телевидения, добиться того, чтобы «Хабар» на сто процентов принадлежал государству. А что касается других финансово-промышленных групп, то у нас есть соответствующие рычаги влияния, чтобы их СМИ не превращались в средства массовой дезинформации, шантажа, ведения межэлитных войн и обострения ситуации в стране. Во всяком случае, именно такие поручения Нурсултан Абишевич Назарбаев дал мне, когда назначал министром.
- То есть уроки Путина мы все-таки используем?
- Я думаю, уроки Путина мы используем, а Россия основательно взяла на вооружение уроки Назарбаева.
- Вы имеете в виду последние выборы?
- Да, но и многое другое. Мы изучаем опыт друг друга, и от этого никуда не уйти. Мы живем рядом, у нас восемь тысяч километров общей границы, общая история, очень много других объединяющих моментов - и в прошлом, и в настоящем. У нас с Россией во всех отношениях просто великолепные отношения - извините за каламбур.
- Будет ли в принят новый Закон «О средствах массовой информации», ведь это было одним из условий предоставления Казахстану права председательствовать в ОБСЕ?
- Никаких условий перед Казахстаном не выдвинули. Другое дело, что я, выступая 26 июля в ОБСЕ, говорил о том, что мы готовы внести определенные поправки. Давайте соберем все журналистские организации, организуем «круглый стол», возьмем действующий закон, а также тот, альтернативный, и день-два-три поработаем. Может, что-то поменяем, а, может, решим, что целесообразно принять новый закон о СМИ.
О госзаказе и НПО
- Один из самых актуальных вопросов в сфере СМИ - государственный заказ. Как вы можете объяснить то, что средства, выделяемые на его выполнение, редакции СМИ получают фактически по истечении полугода. Каков порядок движения средств на выполнение госзаказа и каковы сроки перечисления средств на счета СМИ? На счетах какого ведомства эти средства находятся в течение нескольких месяцев?
- Во-первых, деньги в наше министерство поступают в марте - такой заведен порядок, не я его придумал. Далее объявляется тендер, и по закону должен пройти месяц, прежде чем он будет проведен. Я не снимаю ответственности с министерства, но главная причина задержки - это неправильное оформление документов самими редакциями СМИ. Существует такая структура как казначейство, и если в документе неправильно поставлена запятая, казначейство не пропустит эту финансовую проводку. И это правильно, иначе бы «разбазарили» весь государственный бюджет. Кстати, нас периодически проверяют Госфиннадзор и Счетный комитет. И не только нас - все министерства и ведомства. Поэтому все документы должны быть оформлены безукоризненно. Конечно, случаются задержки по вине отдельных клерков министерства, не без этого, но в 95 процентах случаев причиной становится именно халатное отношение редакций к составлению конкурсной документации.
Кстати, если в этом году на реализацию государственного информационного заказа был выделен 1 миллиард 180 миллионов тенге, то в следующем эта сумма увеличится почти до двух миллиардов. Нам удалось убедить бюджетную комиссию, Минэкономики и бюджетного планирования, Минфин в необходимости такого увеличения, особенно в рамках новой информационной стратегии правительства, нас активно поддержал премьер-министр Карим Масимов. То есть теперь мы сможем поддержать и многие другие газеты. Я глубоко убежден, что государственный информационный заказ необходим, такая практика существует даже в развитых странах. Мы будем постоянно увеличивать госзаказ. А вашу критику относительно сроков примем к сведению.
- Еще одна проблема - отсутствие контактов между пресс - службами министерств и журналистами. Например, уже больше месяца прошло с того времени, как редакция Central Asia Monitor направила в ваше ведомство официальный запрос, но так и не получила ответа. Вы как министр, наверное, знаете, в чем заключаются подводные камни этой проблемы и как их миновать?
- Ну, во-первых, есть закон, регулирующий порядок работы государственных органов с обращениями граждан, и он предусматривает месячный срок для ответа. Это вовсе не означает, что надо тянуть ровно месяц, если можно ответить, скажем, за два дня. Поэтому все обращения в министерство мы обязательно регистрируем и даем ответы. Что касается вашего обращения, то лично я его не видел. Я открыт для СМИ, у меня со многими главными редакторами хорошие отношения, и если возникает какой-то вопрос, необязательно делать официальный запрос - можно позвонить по телефону.
- К 2010 году государство планирует довести финансирование НПО до 1 млрд. тенге. По вашим словам, это позволяет говорить о том, что власть стремится к диалогу и сотрудничеству с НПО. Такому стремлению можно было бы порадоваться, правда, если понимать, о чем речь. Сообщения о том, что столько-то ушло на экологические проекты, столько-то на социальные, ни о чем не говорят. Поддержка государством НПО - вещь нужная, но в последнее время она обрастает различными слухами, что вполне объяснимо - не складывается общая картина, куда, на какие цели и с каким эффектом уходят эти средства. Может, пора раскрыть карты?
- Карты раскрывают Счетный комитет и соответствующие правоохранительные органы, которые периодически проверяют, каким образом были использованы бюджетные средства. Вообще, поддержка неправительственных организаций - это практика стран Запада. Там государство всячески поддерживает гражданскую инициативу. В этом и заключается стержень гражданского общества, когда не власть, не государство, а сами граждане решают многочисленные социальные, экономические, экологические и прочие проблемы. Поэтому глава государства на втором Гражданском форуме поставил задачу: довести финансирование НПО до одного миллиарда тенге к 2010 году. Я был назначен министром в январе 2006-го и тогда же внимательно изучил документы по НПО. Знаете, сколько государство давало НПО в то время? 60 миллионов тенге. А в этом году - уже 724 миллиона, из которых 300 миллионов за счет республиканского бюджета, остальное - за счет местных бюджетов. Мы держим постоянную связь с акимами областей, убеждаем их, а на республиканской бюджетной комиссии убеждаем Минэкономики, Минфин, в целом правительство в необходимости поддержки НПО, проводим много мероприятий по вопросам социальной ответственности бизнеса - не так-то просто выбить деньги на эти цели. Это очень тяжелая работа, и вот он, результат: было 60 миллионов, стало 724. Мы уже близко подошли к той цифре, которую обозначил президент, и есть возможность досрочно выйти на нее.
- Спасибо, что, несмотря на занятость, вы нашли время для этого разговора. Больших успехов в вашем трудном деле.
- Спасибо, и хочу поздравить всех казахстанцев с наступающим Днем независимости. Это наш общий праздник, и очень приятно, что накануне достижения «совершеннолетия» (все-таки 16 лет исполняется) Запад избрал Казахстан председателем ОБСЕ.
Источник: ЦЭЖ