Фотограф. Музыкант. Журналист. Именно в такой последовательности мне в первый раз представили алматинского фоторепортера Ивана БЕСЕДИНА. Причем в каждой из этих ипостасей он успел «наследить» в хорошем смысле этого слова.
Надежда ПЛЯСКИНА
Одни фотографы производят впечатление на зрителя эмоциональностью работы, другие мастерством создания композиции, третьи заставляют сомневаться и недоумевать. Фотографии Ивана вызывают все вышеперечисленное, причем всегда в фокусе остается главное жизнь человека со всеми ее превратностями, радостями и странностями.
Правда, что фотографом ты стал случайно?
Случайнее не бывает. Судьба фотографа настигла меня, когда я работал оператором в рекламной студии. Однажды мой шеф, волоча за ремень внушительный Nikon, сообщил мне: «У тебя фотосессия...» Я не на шутку смутился и предпринял отчаянную попытку отстоять чистоту профессии: «Я не фотограф!» На что шеф рассудительно заметил: «Никто не фотограф, но фотосессия от этого пострадать не должна». Будучи студентом факультета журналистики, я, конечно, прошел курс фотодела, читал литературу, интересовался новинками в области фотографии, но основную роль в моем решении сделать фотографию своей профессией сыграл удивительный человек и отличный фотограф Андрей ЛУНИН.
Не жалеешь, что стал фотографом?
В моем случае ответить на этот вопрос так же сложно, как, например, на вопрос, рад ли я, что родился человеком, а не бабочкой или скворцом? Я делаю это и не представляю на сегодняшний день, что могу заниматься
Серия фотографий с пожарища вызвала бурную реакцию у людей. В редакцию сразу стали писать и звонить. В короткие сроки детям привезли одежду и все необходимое. На следующий день на месте событий уже работал архитектор. Нашлись люди, которые оплатили ремонт. Вот тогда я впервые ощутил важность и необходимость нашей работы.
Какой жанр тебе ближе?
Люблю фотографировать людей. Очень нравится делать живые репортажи. Как и в любом виде искусства, в фотографии важно рассказать историю. За фотосессией, за видеорядом обязательно должен стоять мыслящий человек фотограф, а не механический фиксатор событий.
За время работы фотокорреспондентом попадал в экстремальные ситуации?
Мы с журналистом приехали в поселок Шанырак всего за день до того, как там случились печально известные события с побоищами и сожжением полицейского. Стали общаться с населением, выяснять, в чем проблема. Сами не заметили, как нас со всех сторон обступили
Ты снимаешь в жанре ню, в частности, спортсменов. Насколько сложно с эстетической точки зрения красиво показать обнаженное тело?
Никогда не ставил перед собой задачи делать это красиво с чьей бы то ни было точки зрения. Тело всегда важно показать объективно. Пытаюсь передать рельеф и найти наиболее выразительный ракурс. Мой подход к фотографии в стиле ню это конструктивизм, минимализм и никакой эротики. Только тело во всех его «трудах» и «страданиях».
До сих пор многие вспоминают историю, когда снимки обнаженной известной биатлонистки Елены ХРУСТАЛЕВОЙ были растиражированы в Интернете. Удалось ли тебе найти управу на пиратов? Вообще насколько реально фотографу отстоять авторские права?
Никоим образом никакой управы найти невозможно, если снимки были растиражированы в Интернете. Я это уже понял. Защита авторских прав в этом случае существует только в теории. Лена прекрасная спортсменка и, слава богу, умный человек. Мы с ней оба понимаем, что сделали достойную работу. А быдло со своими комментариями в Сети это вечно и незыблемо. Мир с ними.
Как ты вообще относишься к критике?
Меня критикуют редко
Еще одна страсть в твоей жизни это музыка...
Я играю на гитаре в проекте «Шаман Еще Бубен». Тайный природный звук, как известно, имеет каждый предмет и каждое явление в жизни. Вселенная звучит. Она звучала и будет звучать вечно. Люди как составляющая природы, органичная часть ее оркестра просто привыкли к несмолкаемому звучанию жизни, перестали к нему прислушиваться. Попытаться вернуться к первородной музыке бытия, определить в ней свою, пусть далеко не совершенную партию идея, которая объединяет участников проекта «Шаман Еще Бубен». Должен ли я играть? Да, не могу без этого. Умею ли я играть? В академическом смысле, наверное, нет, но факт я одержим. В голове у меня постоянная музыкальная тема, меняющаяся в зависимости от житейских обстоятельств.
Скажи, если бы тебе пришлось показать миру свое портфолио, то какие бы свои фото ты туда выложил?
Их мне еще предстоит сделать. Думаю, как-нибудь сфотографировать свою маму... Но понятия не имею, как к этому подступиться. Наверное, это одна из последних ступеней мастерства. Перестать видеть в ней маму и рассмотреть человека это полный буддизм.
фото из архива Ивана БЕСЕДИНА