Журнал «МедиаПрофи» публикует главу из сборника «Мастер радио» (выпущенного Фондом Независимого Радио в 2008 году), в которой креативный директор концерна «Newsmedia Radio Group» (радиостанции «Наше радио», «Best FM» и радио «Ультра») Андрей КЛЮКИН рассказывает о технологии разработки программ на музыкальных радиостанциях.
Понятие «формат» имеет две составляющие: музыкальный формат и формат интересов. Еще лет семь назад я с удовольствием производил большое количество программ внутри нашего холдинга. Сейчас делаю это с максимальной осторожностью, к чему и вас призываю. Конечно, обновление интересов коллектива происходит всегда, всегда вы приглашаете молодых и рьяных ребят, которым хочется реализовать свои жизненные интересы. Некий молодой «активист» прочитал
Как создается любая радиостанция? Сначала она всегда «продумывается» в голове: концепция, доля рынка, аудитория и ее круг интересов... Это всем известные азы. Затем составляется макет радиостанции в звуке и (еще до того, как радио выйдет в эфир) проводятся исследования в фокус-группах. Собираются люди, которые, как нам кажется, должны будут войти в аудиторию этой радиостанции, тестируется макет, а после получения результатов проект корректируется. Затем радио выходит в эфир, но это только запуск базового формата. То есть перед тем как начать производить
У человека, попавшего в фокус-группу в рамках такого исследования, спрашивают буквально все. То есть важно знать не только и даже не столько его музыкальные предпочтения, а увлекается ли он футболом, какое кино его интересует и где предпочитает проводить отпуск. За шесть лет подобных исследований мы пришли к выводу, что человек, выбирая определенный музыкальный формат, еще и выбирает определенный стиль жизни. Как правило, у любителей рока свой круг интересов, своя психология жизни мы ее поддерживаем. У любителей эстетически направленной музыки совершенно другая психология. И самое большое преступление, на которое может пойти менеджер радиостанции строить эфир, который выходит за рамки интересов аудитории. Образно говоря, вы пригласили гостей есть мороженое, а сами предложили им барбекю.
Вы можете взять на себя ответственность и создать радиостанцию, проводя меньше исследований или вообще их не проводя. Но опыт формирования той или иной радиостанции накапливается именно для той аудитории, с которой вы работаете. Предлагать же новые форматы без предварительных исследований большой риск. Ведь все регулярно участвуют в конкурсах, но с уверенностью предсказать их успех никто не в состоянии.
Человек включает радиостанцию (если это музыкальная радиостанция) для того, чтобы слушать музыку. Еще пятнадцать процентов аудитории желает слушать новости. Но в конечном счете, наши исследования показывают, что новости на радиостанциях вообще не нужны. Мы, конечно, их все равно «держим», но только для имиджа. Ну и для поддержания ощущения у человека, что, настроившись на эту волну, он может слушать ее долго, потому что не отрываясь от дел насущных может быть в курсе происходящих событий. А специально ради новостей люди слушают новостные радиостанции. В конце концов новости на музыкальных станциях теперь все больше носят развлекательный характер, в основном, это шапки новостей без особых подробностей. Вместо этих «огрызков» гораздо эффективнее сделать познавательные передачи. Мы даже сформулировали такое понятие, как «система легких знаний». Подобные программы абсолютно не вызывают отторжение у слушателей, к тому же мы живем в такое время, когда практически нет времени много читать. Но каждый из нас хочет быть умным, каждый из нас хочет быть интересным собеседником, который, например, в курилке может
В эту категорию входят еще технические программы. Всегда можно сделать хорошую программу о технике и продать ее техническому спонсору, магазину бытовой техники и так далее. Но здесь есть одна опасность. У сегодняшнего зрителя, слушателя, читателя в моду вошла игра:
Рубрика: Радио
Источник: МедиаПрофи