Когда ЕСТЬ что сказать хорошо! Когда об этом МОЖНО сказать еще лучше! А КТО несет ответственность за сказанное в эфире? Кто тот, который «решил», «разрешил», «пропустил»... О своей работе выпускающего редактора информационной службы радиостанции «Эхо Москвы» Тихон Дзядко рассказал МП.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
Чтобы работать на радио выпускающим редактором, нужно просто... Уметь делать новости, всего-то навсего. И опыт предыдущей работы при этом очень важен. Например я начинал корректором на сайте Полит. Ру, продолжил профессиональный рост в отделе культуры. Вопреки расхожим мнениям, на радио до сих пор можно попасть «по объявлению» или «резюме в вольном стиле». А далее тест-драйв на совместимость с профессией сделать несколько новостей на основе выпуска газеты N и переработать исходный материал, состряпав из него корреспондентский сюжет. Пройдя огонь и воду (то есть корреспондентскую и монтажку) можно добраться и до медных труб работы выпускающим редактором. Одно из преимуществ данной профессии сменный график работы (одна или две смены в неделю). Поэтому можно совмещать работу корреспондентом, ведущим и выпускающим редактором. Есть, конечно, некоторые проблемы в составлении расписания: нужно закрыть все смены корреспондентов, все смены выпускающих редакторов и так далее. Но это все вопрос техники, которая, как в вождении автомобиля приходит со временем.
ПОЧУВСТВОВАТЬ TALKИ
«Эхо Москвы» первое радио, которое стало работать в формате news&talk. Я сейчас не о тех радиостанциях, которые ограничивается зачиткой новостей с информационных лент, как, например, «Наше Радио», «Шансон» и другие. А те радиостанции, которые стали появляться как грибы после дождя вслед за «Эхо Москвы» и которые называют нашими конкурентами (например, «СИТИ-FM», «Business FM», «Финам FM»...). Надо сказать, многие работают по нашим лекалам. А схема здесь одна важно работать не только с информационными лентами, а так же с ньюсмейкерами, которые, во-первых, дают информацию, а, во-вторых, комментируют ее. Это, собственно, главный принцип. Но с этими самыми ньюсмейкерами, порой, складываются очень сложные отношения, ведь каждый из которых хочет, чтобы в эфир пошла именно его информация. Зачастую на подобные уговоры просто нет времени. Да еще всегда необходимо «держать марку» радиостанция вовсе не готова ради кого-то на все, какая бы должность у не стояла у него на визитной карточке! Но ведь с другой стороны, нельзя с ними ссориться и нужно быть вежливым и обходительным. Поэтому все время приходится лавировать как в общении на радиостанции, так и в общении «с внешним миром»: этому «улыбнуться», другому просто руку пожать, с третьим перемолвится словом, но ни с кем при этом не испортить отношения.
САМИ С УСАМИ
Вся работа информационной службы делится на несколько подразделений, в «Эхо Москвы» их три. Первая служба у нас «информационная», как говорится, без особых изысков. Здесь трудятся выпускающий редактор, ведущий новостей и машинистки, которым ведущий новостей наговаривает текст, выходящий в эфир. Вторая «корреспондентская». Исходя из названия не трудно догадаться, что она предназначена исключительно для корреспондентов, которые, во-первых, делают материалы на основе информационных лент («Интерфакс», «РИА Новости», «Агентство Рейтер» (Reuters Group), «Associated Press», «France Presse» и так далее) или же нашего агентства, выпускающего собственную информацию. Ну и естественно корреспонденты посещают мероприятия, пресс-конференции, митинги, фуршеты, являющиеся информационными поводами новостей. Корреспондент сам же и переписывает все «голоса» с мероприятий в монтажке, поскольку только ему одному ясно, что можно выжать из пятиминутной «бессвязной» речи. В то же время у нас практически нет собственной корреспондентской сети в других странах и городах. Поэтому, если что-то происходит во Франции, и в данный момент там нет корреспондента в командировке, то наши инфореференты записывают по телефону новости тех информационных агентств, с кем у нас есть договоренности, ну а дальше мы те или иные темы развиваем. Приоритет той или иной новости выставляется на основе нашего представления о картине информационного дня. Сегодня это пленарное заседание Госдумы, а завтра забастовка в Украине. Здесь нужно быть очень внимательным. Любое промедление и ты «выпадаешь» из картины дня. Нужно помнить тысячи имен и сотни событий и моментально в голове соотносить одно с другим. Некий депутат N внес какой-то законопроект в Госдуму как раз об этом говорил президент в послании Федеральному собранию... Судья X является председательствующим на громком процессе тут же в голове уже роятся другие процессы, на которых он работал... И так далее в нашей профессии нет ничего случайного.
Третье, едва ли не центральное подразделение всей службы информации, это «Монтажка», где работают инфореференты. Задача инфореферентов заключается в том, чтобы записывать ньюсмейкеров. Они выполняют двойную функцию: во-первых, получают у них (ньюсмейкеров) информацию, во-вторых, комментарии на те или иные события. Любой комментарий сам по себе может стать информацией и, он, кстати, не всегда является исключительно оценкой.
И НИКАКИХ ЭМОЦИЙ!
Определением важности той или иной новости в большинстве выпусков занимается ведущий новостей. Зачастую, это происходит на основе переговоров, консультаций и советов с выпускающим редактором, который сидит рядом. Кроме того, на «Эхе Москвы» проводится четыре летучки в день, первая из которых в 9 утра, то есть в самом начале рабочего дня сотрудников («Эхо Москвы» вещает в круглосуточном режиме). На летучке определяются новости, анонсы и мероприятия, которые ожидаются в этот день, расставляются акценты. Но ведь жизнь не стоит на месте, в течение дня случается много чего неожиданного. Для этого есть последующие летучки, на которых опять же выпускающий редактор и ведущий новостей, определяют важность того или иного новостного повода. К примеру, приходит 255 сообщений про то, что в Воронежской области, наконец-то, колосится пшеница, и премьер-министр туда приехал и все оказались счастливы. И в этот ворох затесалась одна малюсенькая новость про что-то еще, о чем никто не трубит, но возможно (а так очень часто и происходит) в перспективе она намного интереснее и намного важнее «пшеничного счастья». Вот и стоит выбор дать одной строкой новость про колосящуюся пшеницу (или вообще не давать: колосится и Бог с ней!), зато развить другую тему, собрать к ней комментарии. В идеале в каждой новости должна быть проблема, а не просто факт. Еще здесь важно никогда не паниковать! Даже если в каком-нибудь городе взрываются несколько бомб и появляются десятки жертв, от твоей беготни из угла в угол особой пользы процессу не будет. Только спокойная и рассудительная оценка событий и необходимых в данный момент действий и никаких эмоций.
В новостях на 97% все идет в записи, потому что новости являются довольно жестким форматом в плане времени. Новости, которые выходят в середине часа это две или три минуты. Продолжительность информационных программ «Эхо Москвы», которые выходят каждый час по будням до 5 минут. Помимо этого, в эфире радиостанции есть еще две большие программы в 14 часов (длится полчаса), и в 18 часов (продолжительность 45 минут). Исходя из этого, нужно понимать, что для каждого материала есть свои ограничения. Например, для корреспондентского материала в обычной программе это ограничение не более 50 секунд (это максимум, который бывает редко). Такие жесткие ограничения мера вынужденная, иначе в программе, длящейся 23 минуты влезала бы всего пара тем. Отчасти и поэтому тоже все идет в записи, ведь порой попадаются очень разговорчивые ньюсмейкеры, и из исходника в 15 минут инфореференту приходится делать пленку, которая длится 30 секунд. Приходится, как говорится, резать «по-живому». Исключения составляют live-репортажи в прямом эфире корреспондент рассказывает о событии, совпадающим по времени с выпуском новостей. В некоторых случаях мы вызваниваем в прямом эфире по телефону каких-либо ньюсмейкеров, но это уже на усмотрение ведущего, в том случае, если он хочет украсить свою программу.
КТО ПОЛУЧАЕТ ПО ШАПКЕ?
Кто же тогда несет ответственность за выпуск? Проще говоря, кто нынче «получает по шапке»? Все шишки (если таковые возникают) сыплются на замыкающего звено ответственности выпускающего редактора, поскольку за всю службу информации отвечает именно он. Ему же приходится и разбираться с ньюсмейкерами за их промахи и огрехи, а иногда проводить генеральные проверки, но часто все сводится просто к «рабочим моментам». В моей практике каких-то таких случаев, чтобы кто-то скрывал, не признавал свою ошибку, не было. Выпускающий редактор по сути дела перевалочный пункт: он и тот, с кем оговаривает тактику и стратегию главный редактор, и тот, с кем говорят обычные люди, звонящие по телефону. А после получения своей порции шишек уже дело выпускающего редактора, ходить с этим «ударом по шапке» или переместить его на кого-то еще. По большому счету работа эта не очень благодарная. Большинство людей, приходящих на данную позицию, до этого значительную часть времени отработали корреспондентом и инфореферентом на монтаже. В результате, в кресле выпускающего редактора оказываешься как бы по другую сторону баррикад теперь тебе необходимо жестко требовать от твоих коллег дисциплины, соблюдения дедлайнов и прочего, то есть делать то, что тебе так не нравилось раньше. Но другая сторона медали дает ясно понять если не будет этих жестких требований, появятся огрехи в эфире, сбои в программах и так далее. Приходится забывать о том, что, еще вчера ты сидел в корреспондентской. Поэтому, несмотря на кажущееся многим в таком случае «головокружение от власти», это далеко не тот диагноз, а проявление требовательности на самом деле всего лишь издержки профессии.
О СВОБОДЕ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ
Все выпуски нужно оценивать и анализировать, чтобы потом учиться на своих «шишках». Есть такое понятие как «ссылка на материал». Например, у нас есть интервью с Нино Бурджанадзе, а у других радиостанций его нет. Интервью важное, пропустить его было бы ошибкой поэтому они вынуждены ссылаются на нас, и чем больше ссылок, тем, понятное дело, лучше. Кроме того, хорош тот выпуск новостей, который проходит без оговорок, без сбоев, без опозданий, с идеально смонтированной пленкой. Это вопрос дисциплины. Но у меня абсолютно удачным выпуском является тот, который не зациклен на одной теме. Например, понятно, что у нас финансовый кризис и никуда от него не деться, но помимо кризиса у нас происходит ряд событий в политической жизни страны и мира, есть социалка. Выпуски должны отражать во всем многообразии точки зрения на проблему. Ведь если мы рассказываем про некий судебный процесс, а у нас есть мнение только одной из сторон, то мы, получается, что-то недоговариваем, так как не даем возможности другой стороне выступить и, возможно, опровергнуть информацию. Это очень хорошо проявилось, когда была война России с Грузией. У большинства наших каналов была только одна точка зрения, точка зрения российского командования. И это не правильно. В силу того, что у нас есть достаточно большое количество контактов с грузинскими политиками и возможность получать комментарии, «Эхо Москвы» получило точку зрения Грузии. В новостях все должно идти без оценивания, и уже задача человека у приемника соотнести две точки зрения и сделать выводы. А дать только какую-то одну точку зрения и не дать вторую это не профессионально.
За все время работы на «Эхо Москвы» мне не приходилось испытывать какого-либо давления и указок, что правильно, а что нет. Понимаю, что в других СМИ ситуация несколько сложнее. Но в этой связи, намного хуже дело обстоит не с цензурой, а с самоцензурой. Журналисты, думая, что что-то не пройдет, прибегают к усиленному в несколько раз самоконтролю не дают в эфир или на полосы своего печатного издания ту или иную информацию, тем самым, нарушая конституцию, нарушая право граждан иметь информацию во всей ее полноте. Здесь самоцензура граничит со страхом. Считаю это не правильным, и к счастью, до сегодняшнего дня никакого жесткого ограничения своей деятельности и деятельности моих коллег, не испытывал и, надеюсь, не буду. В выпуски, за которые я несу ответственность, информацию в эфир мы даем во всей полноте, кто бы нам ни нравился. Есть, например, человек, который говорят о премьер-министре что-то нелицеприятное, ссылаясь на свои источники, и есть другой, считающий иначе. Простая математика, где есть плюсы, минусы, единицы и множества. И все они преобразуются в информацию, которую ты обязан донести до слушателя. Остальное, в принципе, уже не твоя проблема с чисто журналистской точки зрения.
Автор: Тихон ДЗЯДКО
Рубрика: Радио
Источник: МедиаПрофи