Деятельность вещателей напрямую связана с использованием объектов интеллектуальной собственности, так как вещаемый контент это почти всегда охраняемый объект авторского и/или смежного права. Тимофей Щербаков, юрисконсульт Вещательной корпорации «Проф-Медиа», рассказал «МП» о тонкостях взаимодействия вещателей и защитников авторских прав и возможных способах сотрудничества с ними.
ЗАПЛАТИ И ВЕЩАЙ СПОКОЙНО
Ни для кого не секрет, что объекты авторских прав (музыкальные произведения с текстом или без, аудиовизуальные произведения и др.) и объекты смежных прав (исполнения, фонограммы и др.) охраняются законом, и их использование в большинстве случаев подразумевает предварительное получение пользователем определенных разрешений либо выплату соответствующих вознаграждений. Крупнейшим пользователем результатов интеллектуальной деятельности сегодня являются вещательные компании. Разумеется, вещатели работают и напрямую с авторами используемого контента, однако даже не специалистам понятен объем использования музыкальных произведений в вещательных средствах массовой информации: будь то музыка в фильмах, в рекламе, в клипах, в песнях, звучащих по радио все эти произведения, а равно и их записи (фонограммы) являются объектом прав интеллектуальной собственности, соблюдение которых является обязанностью вещателей.
Разумеется, задумай вещатель самостоятельно заключать договоры со всеми правообладателями напрямую, затраты на поиск авторов, выплату им вознаграждения, подписание с ними всех необходимых отчетных документов, превысили бы все разумные ресурсы. В этой ситуации на помощь вещателям и приходит установленный государством институт организаций по управлению правами на коллективной основе. Вещатель не должен искать правообладателей музыкальных произведений (с текстом или без), их исполнителей, обладателей прав на фонограммы достаточно заключить соответствующий договор с аккредитованным государством ОКУПом и творить спокойно, используя музыку, песни, иные произведения, как российского так и зарубежного производства, не опасаясь проблем с правообладателями.
АВТОРСКИЕ КОЛХОЗЫ
Что же такое «организации по коллективному управлению правами»? Я не вижу смысла углубляться в дебри истории работы ОКУП (все это можно почерпнуть в открытых источниках в большом количестве), поэтому заострю внимание на реалиях сегодняшнего дня.
Статья 1242 Гражданского кодекса РФ раскрывает понятие организации по управлению правами на коллективной основе через признаки такой организации: некоммерческая организация, основанная на членстве, созданная обладателями авторских и смежных прав, служащая для осуществления прав правообладателей, когда их осуществление в индивидуальном порядке затруднено и т. д.
Основанием полномочий ОКУП по представлению интересов авторов или иных правообладателей является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, когда такой организацией получена государственная аккредитация (ст. 1244 Гражданского Кодекса (ГК) РФ). Аккредитованная ОКУП вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключил договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у неё такие договоры не заключены сегодня это ключевой момент в развитии института коллективного управления интеллектуальными правами в России.
То есть, переводя с юридического на русский, организации по коллективному управлению правами это организации по представлению интересов правообладателей, которые в силу договора с этими правообладателями, либо в силу закона (для аккредитованных организаций) вправе предоставлять право использования объектов интеллектуальной собственности пользователям, собирать вознаграждение для правообладателей, а также защищать интеллектуальные права различными способами, в том числе в судебном порядке.
ДВА НОТНЫХ СТАНА
В настоящий момент две организации по управлению правами на коллективной основе получили государственную аккредитацию:
Российское Авторское Общество (РАО) 24 декабря 2008 г. получило аккредитацию на управление правами и сбор вознаграждения для правообладателей в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения с текстом или без текста и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (Свидетельство №
Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) 6 августа 2009 года получило аккредитацию на осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир и по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (Свидетельства №
Проще говоря, в отношениях с вещателями РАО представляет интересы обладателей авторских прав на песни и инструментальную музыку, а ВОИС обладателей прав исполнителей и изготовителей фонограмм.
Обладателями авторских прав в отношении песен являются либо непосредственно сами авторы (композитор и автор текста, в случае инструментального произведения только композитор), либо лица, которым эти права переданы по договорам об отчуждении исключительного права в полном объеме либо договорам исключительной лицензии. Одной из объективных форм представления музыкальных произведений являются фонограммы, позволяющие воспринимать музыкальный материал на слух и создаваемые творческим трудом исполнителей. Исключительным правом на использование фонограмм обладают изготовители фонограмм, а на зафиксированное в этих фонограммах исполнение исполнители, либо (в отношении и фонограммы, и исполнения) лица, которым эти права переданы по договору. Таким образом, для абсолютно законного использования какой-либо записанной в виде фонограммы песни вещатель должен соблюсти права:
а) авторов (сфера деятельности РАО);б) исполнителей (сфера деятельности ВОИС);в) изготовителей фонограмм (сфера деятельности ВОИС).
ПРАВОВАЯ ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Думаю, что здесь стоит отдельно подчеркнуть, что авторы музыкальных произведений, вошедших в аудиовизуальные произведения (фильмы, телепередачи и т. п.), сохраняют за собой право на получение вознаграждения за сообщение этих произведений в эфир (п. 3. ст. 1263 ГК РФ). То есть, телевещатель, приобретая права на использование фильма или телепередачи, не освобождается от обязанности произвести отчисления в адрес композитора музыкального сопровождения этого фильма или телепередачи при их сообщении в эфир.
В то же время звуковой ряд аудиовизуальных произведений не является фонограммой в соответствии с пп. 2. п. 1. ст. 1304 ГК РФ, что освобождает телевещателей от необходимости заключать договоры с ВОИС о выплате вознаграждения правообладателям фонограмм и зафиксированных в них исполнений, поскольку в телевещании фонограммы не используются (по крайней мере судебной практики, подтверждающей обратное в настоящее время в РФ не имеется). «Очистка» авторских прав в отношении музыкальных произведений (с текстом или без) осуществляется путем заключения договора с правообладателем о предоставлении пользователю права на использование произведения путем сообщения в эфир, путем ретрансляции, путем сообщения по кабелю и другими необходимыми способами. Использование фонограммы и зафиксированного в ней исполнения (в случае если эта фонограмма опубликована в коммерческих целях) осуществляется без получения разрешения правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения, причем сбор такого вознаграждения осуществляет аккредитованная ОКУП.
Во исполнение требований закона предполагается заключение договоров между аккредитованными организациями по коллективному управлению правами с одной стороны и вещателями с другой. Более детальный анализ договоров, предлагаемых к заключению вещателям РАО и ВОИС, мы произведем в следующих публикациях. Сейчас же заострим своё внимание на ключевых моментах этих договоров.
РАО заключает с вещателями лицензионные договоры, согласно которым вещатель приобретает неисключительное право (неисключительность означает возможность РАО и правообладателей выдавать аналогичные разрешения другим лицам) на использование музыкальных произведений с текстом или без текста соответствующими способами за выплату соответствующего вознаграждения.
ВОИС заключает с радиовещателями договор о сборе вознаграждения в пользу обладателей прав на фонограммы, опубликованные в коммерческих целях, и зафиксированные в этих фонограммах исполнения.
Обе организации предпочитают квартальную систему отчетности и платежей. То есть, в конце каждого квартала вещатель направляет в ОКУП отчет об использовании объектов интеллектуальной собственности и расчет суммы вознаграждения правообладателей, подлежащего перечислению в ОКУП для дальнейшей выплаты правообладателям. Вознаграждение рассчитывается индивидуально в отношении каждого пользователя в соответствии со ставками РАО и ВОИС и зависит от количества транслируемых передач.
ПОРА ВЫХОДИТЬ ИЗ ТЕНИ
Анализ рынка вещания по его состоянию на декабрь 2009 года говорит о том, что федеральные вещательные компании уже успешно сотрудничают с организациями по управлению правами на коллективной основе, в то время, как многие региональные предприятия только встают на путь легализации использования контента с точки зрения авторских и смежных прав. Неприятие рынком необходимости платить деньги за использование произведений, основанное на аргументе «ведь раньше ничего не платили», предсказуемо, но не конструктивно. Закон есть закон, и работа напрямую с правообладателями или с аккредитованными ОКУП это реальность сегодняшнего дня, и чем раньше вещатель встанет на этот путь, тем больше у него будет пространства для маневров при выстраивании взаимоотношений с этими организациями. Не смотря на присущую представителям РАО и ВОИС агрессивность поведения при обращении к вещателям с предложением вступить в договорные отношения, эти компании существуют в поле закона, который предлагает массу инструментов вещателям для отстаивания собственных интересов, о чем мы и поговорим в следующих публикациях.
Источник: МедиаПрофи