Internews Kazakhstan

XIV Конгресс НАТ представил телевидение будущего: без башни, без проводов, без телеканалов и даже без «цифры»

Cоздан:   чт, 18/11/2010 - 10:31
Категория:
Тэги:

16 ноября во Всероссийском выставочном центре состоялось торжественное открытие Международной выставки профессионального оборудования в сфере теле-, радио- и Интернет-вещания NATEXPO и XIV Международного конгресса НАТ.

«В этом году исполняется 15 лет нашей Ассоциации», — отметил президент НАТ Эдуард Сагалаев на церемонии открытия Выставки и Конгресса. — Все 15 лет НАТ поддерживала индустрию, помогала ей развиваться и достигать успехов как в выполнении своей социальной функции, так и в бизнесе«. По его словам, «на сегодняшнем Конгрессе будут очень интересные, иногда даже удивительные и в чем-то шокирующие выступления и сценарии». Главной темой форума, как завил Э. Сагалаев, станут стратегии лидеров отрасли. В центре внимания будет обсуждение моделей развития телерадиовещания в условиях перехода на цифровые технологии и возникновения универсальной среды распространения контента.

«Сегодня цифровизация стала реальностью, в которой живут все масс-медиа, — заявил на первой сессии Конгресса заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Александр Жаров. — Новые среды распространения контента, конвергентные среды, универсальная среда распространения — тоже реальность». Взгляд регулятора на будущее электронной медиаиндустрии основывается на том, что потребителю все равно, откуда он получает контент. Соответственно в будущем ведущую роль будут играть телекомы, пытающиеся сегодня объединить среды распространения информации, — в их руках окажется универсальная среда распространения контента«.

Говоря о перспективности цифровых технологий, заместитель министра отметил, что они не дополняют, а замещают привычные услуги. Фатальные взгляды на ближайшее будущее телеканалов А. Жаров не разделяет. По его мнению, каналам ничто не угрожает, они останутся востребованными в любых условиях: их преимущество в предложении потребителям сформированной программы вещания — «готового блюда». И в стратегической перспективе задача регулятора состоит в поддержке отечественных вещателей, создании им определенных преференций.

Футурологический сценарий, представленный Рафаэлем Акоповым, назывался «Телевидение без башни. От метафоры — к реальности». «Эфирное телевидение — это непотопляемый авианосец», — с этим утверждением президент «ПрофМедиа» не согласен. Будущее вещателей он видит в перестройке системы взаимоотношений: создатели контента — агрегаторы — дистрибуторы. Действующая сейчас схема с развитием универсальных мультимедийных платформ будет изменена. По мнению Р. Акопова, эфирная «цифра» сегодня уже становится «устаревшей технологией», которая не нужна ни вещателям, ни зрителям, ни стране вообще; реализация Федеральной целевой программы развития телерадиовещания должна быть приостановлена.

А. Жаров не согласился с революционными взглядами на будущее ТВ, высказанные Р. Акоповым. «Я с ними не согласен, но это почва для размышлений», — заключил заместитель министра. По его словам, остановить программу цифровизации означает законсервировать то, что есть, поскольку у нас пока просто нет платформ, о которых говорил Р. Акопов. Сегодня необходимо ответить на главный вопрос, заключающийся в выборе: если я вещатель, то в какой среде«?

Представляя свой прогноз будущего телевидения, генеральный директор «ТНТ-Телесеть» Роман Петренко выделил основные тренды развития медиасреды: компьютер становится универсальным медиацентром; телевизор становится компьютером; развиваются беспроводные технологии (3G, 4G, WiFi, LTE). Главная линия развития связана с Интернетом и интерактивными возможностями, которые позволяют получать контент в любом месте и в любое время, потоковое видео, видео по запросу и дают возможность каждому открыть телеканал. В результате, по мнению Р. Петренко, усилится роль бренда, телеканалы смогут выжить только в другой среде, а количество агрегаторов контента будет ограниченным, их не будет много. Пример прогнозируемого будущего существует уже сейчас. Социальная сеть «Вконтакте» с 2-мя миллиардами просмотров в месяц — это будущее, которое уже наступило.


Большой интерес участников Конгресса вызвала модель развития телевещания, которую представил руководитель Роскомнадзора С. Ситников — лицензирование вещательной деятельности в условиях новых технологий. По его мнению, развитие будет связано с изменениями соотношения «вещатели — государство». Роль государства будет ослабевать, это процесс технологический: не все необходимо контролировать. Основные тенденции на перспективу: саморегулирование вещателей, когда появление новых подобных организаций будет только приветствоваться и тенденция к возникновению неких форм саморегулирования в медлиасообществе, поскольку уже сейчас практика прихода «блоггера на смену журналисту» требует проверки достоверности информации.
Идет процесс «регионализации информации», считает С. Ситников. Это мировая тенденция, поэтому региональные телекомпании, их продукция будут востребованы.

С. Ситников призвал участников Конгресса не демонизировать «цифру», поскольку в цифровой среде «места хватит всем».

Сценарий под названием «Будущее телевизионного контента в эфире и других средах. Идем к зрителю!» представил генеральный продюсер «СТС Медиа» Вячеслав Муругов. Отправной точкой является тот факт, что сегодня ТВ уже не является тем событием, каким оно было раньше. Это связано с изменением психологии общества, психологии зрителя. Социальные сети сегодня — уже большее событие, чем ТВ. В связи с этим, по мнению В. Муругова, необходимо говорить о философии контента, а философия заключается в том, что канал должен быть больше, чем просто канал. Это не только эмоции, важно использовать все возможные виды коммуникации со зрителями, рассматривать новые принципы дистрибуции и продвижения контента.

Генеральный директор ГК TNS Россия Руслан Тагиев обрисовал перспективы, связанные с новыми способами медиаизмерения аудитории при переходе к цифровому вещанию. Эти способы значительно расширяются с использованием новых технологий и измерительного оборудования: в арсенале TNS Россия появляются Audio Matching, PPM (Portable People Meter), RPD (Return-Path-Data). Медиаизмерения будут отвечать таким требованиям, как измерение контента, а не носителя сигнала; исследование небольших аудиторий многих медиа; возможность измерения отложенного просмотра; измерение аудитории ТВ и радио; измерение внедомашнего просмотра.

Источник: НАТ России