В рамках Международного кинофестиваля «Радонеж» в Центральном доме кино состоялся круглый стол на тему социальной рекламы и, в частности, антиалкогольных роликов, сообщает «Новый Регион» со ссылкой на «Благовест-инфо».
В начале круглого стола участники ознакомились с коллекцией американских и западноевропейских роликов социальной рекламы, которую собрала директор Лаборатории социальной рекламы (Высшая школа экономики) Гюзелла Николайшвили.
Но главным поводом для дискуссии стали антиалкогольные ролики, созданные под руководством архимандрита Тихона (Шевкунова) в рамках проекта «Общее дело». Стоит напомнить, что эта работа началась, когда серьезно забили тревогу участники XIII Всемирного русского народного собора, предложив считать защиту от алкогольной угрозы одной из первых общенациональных задач.
На сегодняшний день архимандрит Тихон может продемонстрировать полтора десятка эффектных роликов, а также документальный фильм о подростковом алкоголизме. Все это можно беспрепятственно скачать в интернете. Тихон призывал к этому, подчеркнуто забывая об авторских правах: «пусть делают с ними что угодно, только бы пользовались».
Однако Интернет-аудитория значительно уступает по масштабам телевизионной – и здесь у создателей фильмов начинаются самые большие проблемы. Про словам архимандрита, ролики прошли по Первому каналу, идут и на других центральных каналах, но – глубокой ночью.
«Неимоверно тяжело их пробивать», – посетовал он, пояснив, что за размещение социальной рекламы в прайм-тайм центральные телеканалы требуют немалые деньги. Кроме того, продвижению антиалкогольных роликов препятствуют пивные кампании, ресурсы которых не сравнимы со средствами борцов с пьянством.
Но было отмечено, что на региональных телеканалах антиалкогольная социальная реклама не только пользуется большим спросом, но и дает очевидный эффект. Так, отцу Тихону стало известно, что в городе Коврове (Владимирская область) ролики и фильмы «Общего дела» показывались неоднократно.
В результате горожане решили провести «последние звонки» и выпускные вечера в школах «без пьянки». Как оказалось, милицейская статистика впервые засвидетельствовала, что эти мероприятия, прежде сопровождаемые уголовным шлейфом, «прошли без эксцессов».
Некоторые участники круглого стола увидели в роликах Тихона «запугивание» и «шок». Так они расценили яркие кадры разрушения разных органов под воздействием алкоголя (в «медицинском» блоке) и некоторые элементы «социальных» роликов, где показана плачевная участь злоупотребляющих алкоголем.
По словам экспертов – Гюзеллы Николашвили, психолога Аркадия Григорьева, кинокритика Татьяны Москвиной, ставка на «животный страх» может вызвать обратный эффект – желание отстраниться от этой информации и даже «поступить наоборот».
По словам Григорьева, шоковая реклама по своему воздействию сродни физическому влиянию на человека. Специалист отметил также, что на ребенка «негативное подкрепление», как правило, не действует, а «страха в нашей стране и так предостаточно».
На примере зарубежных роликов выступавшие показывали, что в социальной рекламе должен присутствовать элемент метафоры, парадокса, юмора и – главное – «положительного подкрепления», позитивной перспективы.
Сам же автор антиалкогольных произведений считает, что они не являются шоковыми – они просто «констатируют факт», показывают реальность, которая в России определяется как абсолютно катастрофическая.
Источник: ЦЭЖ