Узнать, какие автомобили в Петербурге угоняют чаще всего, выяснить, какие имена пользуются у северной столицы наибольшей популярностью или составить периодическую таблицу витаминов. Такие задания обычное дело в редакции журнала «Инфографика», пилотный номер которого вышел в свет ровно год назад. О том, кем журналистами или дизайнерами считают себя инфографы, а также как найти рекламодателей «по любви» в интервью Лениздат. Ру рассказал главный редактор издания Николай Романов.
С чего начиналась «Инфографика»?
До работы непосредственно с инфографикой у нас было дизайн-агентство. Мы занимались разработкой корпоративных СМИ, фирменных буклетов, логотипов для компаний. До этого я работал журналистом в газете «Деловой Петербург», в журнале «Наши деньги», а мои коллеги по «Инфографике» в нескольких дизайн-конторах. Все до поры до времени шло хорошо, мы работали на корпоративные СМИ и казалось, что это крайне перспективный рынок.
А что случилось потом?
А потом нам надоело заниматься дизайн-агентством. Мы стали посматривать «на сторону» и начали вместе искать новый проект. Дальше все произошло хаотично и случайно, во многом благодаря стечению обстоятельств. Мы создали компанию «Манифест». Об инфографике мы к тому моменту мы и знали и пытались ее всячески применять в своей работе. А потом решили, что имеет смысл делать в этом стиле целый журнал. Дальше мы стали плясать от концепции.
Она родилась сразу или Вы рассматривали несколько вариантов?
Так как у нас не было денег на продвижение, то было ясно, что журнал должен быть бесплатным. Ну, а если издание бесплатное, то оно должно распространяться в кафе и ресторанах. А такой способ распространения, в свою очередь, трактует вполне определенный стиль восприятия информации.
И ориентирован на определенного читателя...
Да, когда человек приходит в ресторан и берет издание, у него есть буквально
Как пришла идея?
Летом прошлого года. Мы выбрали две темы. Первую про разлив нефти в Мексиканском заливе. Вторую про город Нью-Йорк. Ребята сделали каждый по одной полосе, причем изначально мы предполагали, что это будет формат А3. Мы напечатали 100 экземпляров и поняли, что это огромные простыни, которые неудобно читать. Поэтому мы просто взяли ножницы и обрезали лишнее. Правда, в итоге, это привело к серьезному удорожанию печати.
Получается, что издание усовершенствовали согласно читательскими запросам? Есть ли сейчас отклики?
Мы продвигаем наше СМИ в социальных медиа. Изначально отказались от идеи создания собственного сайта. И приятно осознавать, что основная часть замечаний позитивные, негативные носят исключительно конструктивный характер.
А мировые аналоги есть?
Нет. Издания, которое полностью бы состояло из инфографики, не существует. Большинство СМИ до сих пор «балуются» с инфографикой, вопринимая ее как придаток к основному тексту. СМИ, которые готовы отдать разворот под инфографику, считают себя передовыми. Вот «Русский репортер» и «Вокруг света», например, активно используют инфографику.
Насколько информативна может быть инфографика? Кто должен играть первую «скрипку» при создании работ в этом жанре журналист или художник?
Два в одном. Если инфограф хороший дизайнер, но при этом совершенно ничего не понимает в работе с текстами, это неправильно. Качественная инфографика всегда складывается из двух вещей. Первое работа с данными. Ты вычленяешь самую главную информацию. Потому что зачастую то, что лежит на поверхности, отнюдь не так интересно, как то, что можно вытащить, лишь основательно проанализировав информацию. Потом в работу вступает вторая составляющая профессии инфографа дизайнер. Потому важно, чтобы инфографика была не только понятной, но и красивой. У нас несколько иная точка зрения на инфографику, чем это принято в обычном понимании.
Как бы Вы охарактеризовали свой подход?
Инфографика это специальная техника, которая позволяет визуализировать массивы информации в понятной и наглядной форме. Условно говоря ты посмотрел на картинку и все понял. Это при том, что для восприятия этой информации читателю было бы необходимо прочитать две-три страницы рукописного текста. Инфографика способна визуализировать данные за секунду.
А примеры?
Самый последний пример то, как газета «New York Times» визуализировала информацию о вручении премии нобелевским лауреатам. Очень наглядно и просто. Награды и их обладатели были разбиты по странам. Затем страны разбили по предметным группам,
Если говорить о том, что отличает ваш подход от традиционного понимания инфографики, как бы вы это обозначили?
Все очень просто. Каждый инфограф ищет баланс между красивым и понятным. И если большинство инфографов просто стоит в одной точке, сохраняя необходимое равновесие, то мы продолжаем балансировать.
А если говорить о российской инфографике? Как бы вы оценили сегодняшнее положение сферы?
Можно сказать, что это направление развивается. СМИ начинает активно применять инфографику, появляется все больше профессионалов. Однако критерии оценки качества варьируются. Артемий Лебедев, Федор Шумилов у них есть свое, вполне четкое понимание инфографики. Мы гораздо более гибкие. Лично для меня любая инфографика возможна, а критерий оценки удалось ли в полной мере донести необходимую информацию. Например, есть достаточно много успешных примеров американской инфографики, которые популярны, но скучны. Например сопоставление аудитории Facebook и Twitter. По мне, это скучнятина, я бы не стал разглядывать такую картинку. Однако, судя по отзывам, аудиторию это «торкает». По всей видимости, в данном случае речь просто идет о разной аудитории.
Как выбираете темы?
В редакции два человека. Темы выбираю я, потом мы с арт-директором собираемся, отсортировываем и выбираем то, что нам кажется интересным. При этом, когда мы берем тему, она по факту может и не сложится. Оказаться слишком сложной для визуализации. Или ты начинаешь копаться а никакой новой информации нет. Все очевидно. Никаких открытий нет. Например, мы захотели сопоставить процент ожирения в странах мира с ВВП на душу населения. Потому что постоянно проскальзывает информация о том, что люди в развитых странах жиреют исключительно потому, что не занимаются спортом и много работают. А по факту, ожирение никак не коррелируется с этим показателем. Создавать такую инфографику не имеет никакого смысла никакого вывода из этой информации сделать невозможно. А бывает наоборот когда работа над банальной, казалось бы, темой, приводит к любопытным результатам?
Да, такие примеры есть. Например, мы хотели посмотреть информацию по смертности и рождаемости в регионах России. Идея была соотнести регионы со средним уровнем заработной платы в России. Можно было предположить, что в регионах, где люди живут достаточно обеспеченно, должны больше рожать. По факту выяснилось, что рожают например, в республике Тыва, где едва ли не самая маленькая заработная плата по стране, на Кавказе и Ханты-Мансийском автономном округе. В Петербурге и Москве, по сравнению с этими показателями, рожают немного. Возникает резонный вопрос почему? Мы стали копать в этом направлении и выяснились очень любопытные факты. В итоге, материал, который мы предполагали опубликовать на полосе стал центральным разворотом «Инфографики».
Какое образование необходимо инфографу?
Мне кажется, журналисту, который хочет профессионально заниматься инфографикой, придется сложнее, чем дизайнеру. В этом и проблема образования.
Какие мировые тенденции в развитии инфографики?
Сложный вопрос. На мой взгляд, есть достаточно четкая региональная градация. Например, в США больше распространена инфографика в виде полотен. Используются разрозненные части информации, которые дополняются текстами, иконками и прочим. Все это выстраивается в одно полотно. Другое название этой истории «наскальная живопись».
Для современной аудитории свойственно клиповое сознание. Является ли ваш проект выражением этой тенденции?
Мы построили на этом концепцию издания. И считаем, что сегодня читателю поступает слишком много информации и человек просто не успевает отфильтровывать нужные сведения. Поэтому ему гораздо важнее «выцепить» интересующие его факты и этого будет достаточно. С другой стороны, мы не хотим поддерживать низкие запросы аудитории и даем больше информации. Если человек хочет, он сможет ее получить. У нас была картинка «индекс счастья» простейшая круговая диаграмма, сопоставленная с ВВП. С ее помощью, можно выяснить, что Россия в «серединке», а США, несмотря на то, что граждане этой страны имеют достаточный уровень дохода, счастливыми себя не считают. Ну а самые счастливые люди живут в Ямайке. По большему счету этого достаточно для дружеской беседы, чтобы покрасоваться перед девушкой. Но если копнуть глубже, можно сравнить страны между собой. И выясняются очень странные вещи. Например, Вьетнам очень счастливая страна. А потом, перейдя по гиперссылке, размещенной в журнале, можно посмотреть результаты исследования, на основании которого создавалась инфографика. Надо предоставлять читателю возможность получить больше информации.
Вы называете свои работы статьями, почему?
Мы начинаем с того, что формулируем тему, набрасываем список вопросов и создаем текст, который затем визуализируем. Это журналистская работа.
Есть ли спрос на Ваши услуги у петербургских изданий?
Спрос на инфографику есть. По крайней мере, к нам регулярно обращаются петербургские и федеральные СМИ. Но, как правило, их не устраивает наш ценник. Мы сообщаем, сколько стоит наша работа на этом разговор и заканчивается.
«Наши рекламодатели с нами по любви»
Проект удалось вывести на самоокупаемость?
Последнее время три месяца, мы выходим в ноль с небольшим плюсом. С другой стороны, у нас и не затраты небольшие печать, зарплата, и дистрибуция. Поиском рекламодателей занимаюсь я. И каждый раз это сродни очередному взятию Эвереста. Мы бежим, собираем рекламу. По большому счету, работу по поиску рекламы для журнала надо начинать за три-четыре месяца до того, как получишь рекламный модуль. У нас такого пока не получается. И это закономерно в других изданиях этим направлением деятельности занимаются целые отделы. Наверное, наши рекламодатели с нами в большей степени «по любви». Им нравится наше издание, они дают нам рекламу, когда у них есть потребность в нашей аудитории. Но, скорее, они делают это вопреки московской логике. В Москве, где, как известно, обитают основные рекламодатели, в компаниях работают люди, которые собирают информацию по СМИ. Аудитория, гендерный фактор, возраст, статус все это сводится вместе. Руководство компании получает определенный пул СМИ для размещения рекламы. В Петербурге не так.
Насколько я знаю, журнал будет выходить в Москве. Будете менять контент?
Да, раньше у нас были петербургские темы, но последнее время мы уходим от этой практики. Кроме того, мы распространяемся по франшизе и в других городах. Предоставляем партнерам макет свежего номера и доступ к старым, уже опубликованным материалам. Пока по такой схеме мы работаем в Новосибирске и Воронеже. Редакция в Воронеже, правда, размещает и свои авторские материалы. Сейчас идут переговоры еще с несколькими городами-миллионниками.
40 тысяч большой тираж. Сразу ли удалось на него выйти?
Мы начинали с 78 точек распространения, сейчас приближаемся с 180. В основном, это кафе и рестораны. Проект коммерческий, поэтому нам необходимо доказать рекламодателю, что нас читает платежеспособная аудитория.
С чем связаны трудности с распространением?
Сейчас мы выходим на Москву и проблемы, как не странно, возникают именно там. В столице у нас 23 точки распространения и мы буквально «бьемся лбом об стену». Причины стандартные зачем
Кто ваш читатель?
По возрасту это
«Инфографика такой же жанр в журналистики, как новость и интервью»
Вы работали журналистом, потом ушли в инфографику. Почему?
Мне всегда было интересно копаться в разных данных. Журналистика, как таковая, мне не нравилась тем, что качественных материалов очень немного. В «Деловом Петербурге» я писал о фондовом рынке. Журналист должен максимально отстраненно давать данные, не приобщая свою точку зрения. Это сложно. В инфографике ты можешь интерпретировать данные как угодно.
Например?
Мы проанализировали предвыборную речь Путина и определили частотность слов. Забили специальную программу, которая нашла нам самые часто употребляемые слова премьера. Она выдала, что самые часто употребляемые слова «мы» и «должны». Дальше по частотности идут «россияне» и «миллионы». В принципе, мы можем разнести их по полосе, а можем поставить их поближе. Вот это и есть авторская трактовка данных. «Мы» «россияне» «должны» «миллионы». Отчасти это шутка, отчасти выражение нашей личной позиции.
А отчасти манипуляция?
Да. Могу привести хороший пример интерпретации данных. В самом начале 20 века во французской армии для защиты солдат ввели каски. И после того, как это было сделано, количество раненых увеличилось многократно. Казалось бы можно напрямую выстроить связи и запретить каски. Но надо было просто сопоставить эти значения со вторым показателем смертностью солдат. Те, кто раньше умирал, перешли в категорию раненых. И выжили они исключительно
А за какие развлекательные темы вы беретесь?
В ближайшем номере должна быть история про витамины. Это хороший пример, как модернизируется тема в процессе работы. Вы решили составить периодическую таблицу витаминов. Конец осени, у всех ослабленных иммунитет одним словом, тема актуальная. Собрали первоначальные данные и выяснилось, что можно все это построить, но будет скучно. Задумка была в том, чтобы выстроить схему, из которой будет ясно, где витамины содержаться, для чего они полезны. А на деле витаминов оказалось не так много, да и картинка получалась занудная. И тогда мы решили выстроить взаимосвязи между продуктами. Но получилось слишком путано, потому что во многих продуктах, например, содержится сразу несколько витаминов. Слишком сложно для восприятия. Ну, а если ничего не понятно, можно списать это на произведение искусства. Мы сделали картинку вручную вбили в доску гвоздики, обвязали их разноцветными нитками, сделав вручную то, что можно было бы нарисовать на компьютере. Не очень понятно, но очень красиво и позитивно.
Иллюстрации к материалу: журнал «Инфографика»
Алиса Кустикова
Источник: Лениздат