«МедиаПрофи» продолжает знакомить читателей с особенностями организации основного рабочего звена любой телекомпании отдела новостей. Здесь вы услышите о возможных вариантах моделирования работы новостной редакции.
Для начала вспомним определенные ранее задачи, стоящие перед отделом новостей. Это:
✔ поиск и сбор информации, ее обработка, системная работа с источниками и ньюсмейкерами;
✔ выдача информации зрителю в «телеdизионном», «зрительском» виде.
Как бы схематично это ни выглядело, это основа основ. Хотя реальная жизнь реальных отделов новостей, конечно, выходит за рамки всяческих схем
Во многом конкретное устройство той или иной телекомпании напрямую зависит от целого ряда факторов: это и возможности собственника, и величина региона охвата, и развитость в этом регионе рекламного рынка, и наличие квалифицированных сотрудников. Мы уже говорили о том, что, по сути, в каждой телекомпании путем проб и ошибок рождается собственная, уникальная модель новостной редакции, максимально приспособленная к тем условиям, в которых она вынуждена существовать.
Тем не менее и эти, казалось бы, разностильные модели можно попытаться сгруппировать по определенным признакам, рассмотрев при этом преимущества и недостатки каждой из них. А для удобства сопоставления предложить целый ряд неких универсальных «ключей». А именно:
✔ наличие или отсутствие осознанной и прописанной редакционной политики;
✔ наличие или отсутствие прописанной и работающей структуры редакции;
✔ характер отношений с отделом продаж рекламного времени;
✔ наличие и степень сложности системы планирования работы;
✔ наличие логичной, понятной и справедливой системы оплаты труда;
✔ наличие или отсутствие продуманной, выстроенной кадровой политики;
✔ психологический климат «творческий комфорт».
На основе этих принципов можно приступать к анализу той или иной модели. Описывая же их, буду опираться на опыт множества конкретных региональных телекомпаний и их информационных отделов. Это и будет попыткой поиска как общего, так и типичного для каждой из предложенных моделей.
МОДЕЛЬ-ЭВОЛЮЦИЯ
«ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ»
«ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ»
В начальной стадии «нулевых» голов многие собственники региональных телекомпаний и медиаменеджеры осознали, что словосочетание «медиа-бизнес» не просто слова. Стало очевидным, что телекомпании, создаваемые в качестве «игрушки», «предвыборного ресурса» или «инструмента влияния», помимо перечисленных функций, способны приносить очень неплохую прибыль не хуже завода или торгового центра (об этом речь шла в предыдущем номере). Главное правильно наладить дело. Поэтому сегодня новостные редакции, работу которых можно отнести к модели «Футбольный клуб», встре- чаются в большинстве крупных региональных городов страны.
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА четко выражена, ее знают и понимают все сотрудники редакции, зачастую она даже прописана в неком внутреннем документе типа «Устава редакции». Определены ежедневные и перспективные цели работы отдела, обозначены «формат подачи» и «целевая аудитория». Работа сотрудников редакции сконцентрирована не на «заполнении эфира», а на качестве информационных сообщений. Мерилом успеха является не наличие сюжета или темы в эфире, а их рейтинг, востребованность у зрителя. Обязательно четкое функциональное
СТРУКТУРИРОВАНИЕ редакции. Не только прописаны, но и «работают» должностные инструкции, у каждого сотрудника службы новостей существует ясное понимание круга поставленных перед ним задач и способов взаимодействия с коллегами. Причем структура, повторюсь, ясна всем сотрудникам, каждый из них понимает, за какую часть общей работы он несет ответственность и какова его роль в этой цепочке.
Разграничены сферы ответственности с ОТДЕЛОМ ПРОДАЖ РЕКЛАМНОГО ВРЕМЕНИ. Взаимоотношения определены, трудные случаи решаются на основе обговоренных и узаконенных принципов, внутренних инструкций в интересах всей телекомпании, а не отдельных ее звеньев.
В таких редакциях функционально определяются те сотрудники, в обязанности которых входит только: поиск информации, контакты с источниками, долгосрочное и среднесрочное ПЛАНИРОВАНИЕ, составление «досье» и «таймлайнов» (описание событий в развитии для последующего их использования другими сотрудниками). Выбор того или иного информационного повода происходит «в соответствии с утвержденным форматом».
СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА И ПРЕМИРОВАНИЯ ясна всем сотрудникам. Это позволяет им спрогнозировать денежный эквивалент своих усилий, самостоятельно решать брать на себя ответственность за те или иные рискованные шаги (будь то «работа в поле» или состояние цейтнота) и понимать, что результат, как удачный, так и неудачный, будет «оценен» по достоинству.
ПОДБОРУ И РАССТАНОВКЕ КАДРОВ в руководстве таких редакций, как правило, уделяется много внимания. СТРУКТУРИРОВАНИЕ работы подразумевает, что та или иная функция редакционной деятельности «прикрыта» надежно, следовательно, компетентно. Более серьезно проявляется отношение к обучению персонала, совершенствуется сис- тема социального обеспечения. Налицо понимание того, что именно за счет человеческого фактора можно выстроить эффективно работающее телепроизводство.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ в таких редакциях обычно вполне комфортен как для сотрудников, так и для руководства. Подобные редакции находятся в состоянии «эволюции», члены команды видят возможные перспективы и осознают, что состояние компании во многом зависит и от них. Однако не зря мы назвали эту модель «Футбольным клубом». Как и в чемпионате по футболу, в этой нише существуют хоть и организованные по одному принципу и стремящиеся к чемпионскому титулу, но все же команды-середняч ки, а порой и аутсайдеры. В этой большой группе возможны любые варианты существования. Как мы уже говорили, работоспособность редакции, ее эффективность зависят от множества факторов, и зачастую таких, которым сложно противостоять. Многие из подобных новостных редакций идут дальше, эволюционируют, а многие угасают, проигрывая борьбу с конкурентами, не сумев удержать выращенных «звезд» и найти верного соотношения дисциплины и «творческой свободы».
МОДЕЛЬ ВЫЖИВАНИЯ«ПОЖАРНАЯ КОМАНДА»
Эта «кризисная» модель сегодня устарела и постепенно уходит в прошлое. А вот лет десять назад она была необычайно распространена среди отделов новостей небольших региональных телекомпаний. Тем не менее некоторые «пожарные» умудрились выжить и дотянуть до нашего времени.
Применительно к этой модели основной задачей РЕДАКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ является выживание любыми путями, а ежедневной целью заполнение эфирного времени. Как правило, собственники таких телекомпаний воспринимают редакцию новостей как «необходимое зло». Рады бы избавиться, столько мороки, но ведь деньги приносит!
ПЛАНИРОВАНИЯ при такой модели не существует вовсе либо же оно «чрезвычайное» на один день, а то и на один выпуск. Темы для сюжетов могут возникать откуда угодно: генеральный директор в городских новостях захотел увидеть репортаж о свадьбе лучшего друга (реальный факт), спонсор открыл новый магазин, на федеральном канале появился яркий сюжет о бомжах, «так давайте и мы о бомжах!». Любимый источник информации пресс-релизы и анонсы совещаний в городской думе набрали тричетыре заседаловки и без лишних хлопот «закрыли» полвыпуска.
СО СТРУКТУРОЙ приблизительно так же. Вот начальник, вот подчиненные, все же понятно. Распространена полная взаимозаменяемость по прин ципу «попробуй, вдруг да получится».
В ШТАТЕ либо бесконечные стажеры, которым, кстати, можно и не платить, пока те стажируются, либо «фанатики», готовые сами приплачивать, только бы им разрешили «работать в телевизоре». И само собой разумеется, что весь кол- лектив понимает не нашли спонсора, не будет и ЗАРПЛАТЫ.
Распространенная практика в подобного рода редакциях «приведи спонсора получишь процент». Спустя некоторое время журналисты начинают думать не о качестве сюжетов, а о поисках «джинсы». ОТДЕЛ ПРОДАЖ РЕКЛАМНОГО ВРЕМЕНИ (если таковой существует, хотя давно уже не встречал телекомпаний без оного) непосредственно, во всех смыслах этого слова, вмешивается в работу редакции, участвует в принятии решений по тематике информационных сообщений, верстке, определении угла подачи и тому подобном. Отсюда и болезненный ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ сотрудники видят в коллегах даже не конкурентов соперников.
МОДЕЛЬ СОПРЕДЕЛЬНАЯ
«ТУСОВКА»
Эта модель является некой разновидностью «Пожарной команды» и, в при- нципе, отличается лишь тем, что КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА более продумана, сотрудники МОТИВИРОВАНЫ не только размером материального вознаграждения, но и некими общими целями, выходящими за рамки принципа «спасение утопающих руками самих утопающих». Часто такими общими целями становится борьба с конкурентами или же просто сохранение коллектива. Это создает гораздо более благоприятный ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, однако в результате оказывается, что и в этой модели основным принципом работы является все та же «борьба за выживание».
МОДЕЛЬЗАГАДКА
«КОНВЕЙЕРНАЯ ЛИНИЯ»
Эта модель характерна для самых мощных «телебизнесов», уже появившихся в наших регионах. Во многом этому способствовала жесточайшая конкуренция там, где зритель мог выбирать между пятью, восемью, а то и двенадцатью «местными новостями». И в данном случае не столь важно, что аудитория таких телекомпаний относительно невелика и порой ограничивается лишь городами-миллионниками и прилегающими областями. Зато организованы они по тем же принципам, что и «глобальные монстры», вроде CNN или ВВС или ведущие российские федеральные каналы. Это хорошо отлаженные механизмы, работающие как часы. Обычно такие телекомпании становятся лидерами регионального рейтинга, а некоторые из них, при определенных условиях, вполне неплохо могли бы чувствовать себя в федеральном эфире... Почему же эта модель названа загадочной?
Попробуем разобраться.
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА базируется на сложной взаимосвязи: интересов телекомпании на региональном рекламном рынке, взаимоотношений с сетевыми партнерами, результатов исследования целевой аудитории, регулярных измерений характеристик «смотрения» и многих других немаловажных составляющих. И цель, и задача определены четко и однозначно рейтинг, рейтинг и еще раз рейтинг! Все подчинено ему, «королю телеэкрана». В служебных инструкциях и регламентах расписаны мельчайшие детали технологического процесса, разветвленная СТРУКТУРА РЕДАКЦИИ дает возможность решать самые сложные проблемы, возникающие в процессе сбора, обработки и выдачи в эфир информации. Каждый знает «свой маневр», причем только свой конвейер не должен останавливаться.
ПЛАНИРОВАНИЕ в таких командах сложное, многоуровневое. Тот или иной репортер или редактор минимум за неделю, а то и за месяц знают, что и где они будут снимать, как и к какой теме готовиться (не правда ли, достаточно, чтобы подготовиться к работе?). В этом им помогают НОВОСТНЫЕ ПРОДЮСЕРЫ, которые уже начали появляться в региональных телекомпаниях. Кстати, именно в редакциях модели «Конвейерная линия» возникло понимание того, что без этой функции корреспонденту трудно «переварить» информацию, необходимую для создания полноценного качественного сюжета. Взаимоотношения с ОТДЕЛОМ ПРОДАЖИ РЕКЛАМНОГО ВРЕМЕНИ сведены практически к нулю. Ничто не должно отвлекать от борьбы за рейтинг, а значит, и за финансовую состоятельность. Маршрут продвижения по карьерной лестнице каждого из «работников конвейера» понятен и надежен. КАДРЫ проверены, «привязаны» к рабочему месту достойной оплатой и ясной перспективой ее повышения в случае повышения по службе. Замены в случае «выбытия» ищутся долго и тщательно. Официально существует институт «звезд эфира», для «раскрутки» которых трудится в том числе и пром-отдел, как, впрочем, и большинство других сотрудников.
Система ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ТРУД включает в себя социальные пакеты, льготы и прочие бонусы, естественно, при успешном выполнении трудового договора. Вам это ничего не напоминает? Ну да, отлично работающий офис с налаженным документооборотом, обратной связью, где продуманы буквально все детали. Такая «машина» практически не дает сбоев (если же таковое случается, то сразу становится «городской сенсацией»).
С другой стороны и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ в таких редакциях редко включает в себя «творческую атмосферу». Он именно «офисный». «Репортеры-менеджеры» обычно «исполняют» одиндва штампа: необходимое и достаточное. Правда, нередко спустя некоторое время выясняется, что те, кто выбивается из «конвейера» нестандартностью мышления, инициативностью, возможностью совершать «невозможное» уже работают
Автор СЕРГЕЙ ПАЛЬКО
Источник: МediaРrofi Оnline