Он знает, как надо разговаривать в телеэфире на серьезные темы так, чтобы зрителям не было скучно. Уже 11 лет четыре раза в неделю он приглашает в студию программы «Стенд» екатеринбургского «Четвертого канала» ньюсмейкеров и расспрашивает их о главной новости дня. По субботам он появляется на экране с аналитическим проектом «Новости. Итоги недели». А недавно он написал книгу «Дао разговорной программы», в которой раскрыл все тонкости своей профессии. «МедиаПрофи» предлагает вашему вниманию серию мастер-классов от ведущего «Четвертого канала» Екатеринбургского телевидения Евгения ЕНИНА.
ОПРЕДЕЛИМСЯ С ЖАНРОМ
Ток-шоу, интервью, разговорная программа... В целом разговорная программа это программа, сутью и основным элементом которой служит разговор. В разговорной программе, в качестве основного ее элемента, не используются заранее написанные информационные сообщения и тексты литературных произведений. Участникам или аудитории разговорной программы не задают вопросы, за точный ответ на которые предлагается какое-либо вознаграждение. Так себе определение, от обратного, но типологически,
ДЕШЕВЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ
Разговорная программа в классическом варианте: ведущий, стол, задник, один или несколько гостей. Затраты: декорации. Это разовое вложение. Плюс к тому затраты текущие: оплата работы выпускающей бригады. Самая большая статья расходов: зарплата ведущего. Это самая дешевая программа на телевидении.
Ток-шоу, в котором предполагается большая студия, а кроме ведущего и гостей еще и зрительская аудитория, обходится, конечно, дороже. На региональном телевидении такой формат реализуется крайне редко, потому что дорого цены на рекламу гораздо ниже, чем в Москве, следовательно, программа не окупится. К тому же региональные каналы по большей части не располагают студиями достаточной площади.
Как правило, успешная разговорная программа равняется ее ведущему. Он сам становится брендом. Разговорная программа имеет множество модификаций. От виджея на музыкальном канале, который общается со звонящими в студию зрителями, до итоговой аналитической программы. Ведущий ток-шоу это прежде всего шоумен. Модератор, цель которого поддерживать определенный эмоциональный накал в студии, задавая вопросы, предоставляя слово гостям или зрителям. Как правило, он работает по сценарию, который написан не им.
Ведущий камерной разговорной программы это в первую очередь интервьюер. Его задача с помощью своих вопросов максимально полно раскрыть заданную тему и личность гостя. Его сверхзадача та же, что у ведущего токшоу привлечь и удержать внимание аудитории. При этом он не может работать по жесткому сценарию, зачитывая с бумажки один за другим не им придуманные вопросы, потому что разговор может пойти в любую сторону. Гость признался в преступлении, а ведущий с бумажки: «Ваши творческие планы?»
РОЛИ УЧАСТНИКОВ РАЗГОВОРНОЙ ПРОГРАММЫ
Когда человека приглашают принять участие в разговорной программе, его приглашают сыграть определенную роль. Разберем наиболее характерные.
«ЗВЕЗДА» известный человек, актер, политик, писатель и так далее. В программе, формат которой разговоры со знаменитостями, именно их присутствие является главным «крючком» для аудитории. И такая модель программы очень распространена, так как успех ее почти гарантирован, роль же ведущего может быть сведена к минимуму.
ТИП типичный представитель какойто группы, которая сама по себе интересна для аудитории. Вопросы к нему подразумевают множественное число: «вы, космонавты...», «вы, милиционеры...»
ЛИЧНОСТЬ известен этот человек аудитории или нет, неважно. Он представляет интерес как человек, имеющий
СПЕЦИАЛИСТ человек, которого приглашают исключительно
ОЧЕВИДЕЦ этот человек может быть никому не известен, неинтересен как личность с заурядной социализацией. Он может быть специалистом только в области подсчета ворон и приглашается в разговорную программу потому, что имел счастье или несчастье стать свидетелем
НОСИТЕЛЬ ИДЕИ идея, с которой этот человек приходит в студию, должна быть достаточно интересной для аудитории. Вопросы ведущего должны помочь гостю изложить эту идею, ведущий должен дать аудитории возможность найти ее слабые и сильные стороны.
«БОЛТУН» здесь интерес аудитории вызывает прежде всего сам процесс разговора в его монологической фазе, о чем говорится уже не так важно. Как правило, но не обязательно, это люди с даром комиков, юмористов. И как правило, такие программы получаются коротенькими, развлекательными. Появляется, например, в утреннем эфире человек
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РОЛЕВЫМ ДЕЛЕНИЕМ
Для раскрытия темы разговорной программы может быть приглашен «исполнитель» в любой роли. Например, тема разговора наркотики. Мы можем поговорить:
• с самым известным человеком, употреблявшим наркотики («Звезда»),
• с человеком, победившим наркотическую зависимость (Личность),
• с типичным наркозависимым человеком, который может рассказать о процессе употребления наркотиков, обычаях и традициях наркоманов (Тип),
• с наркологом (Специалист),
• с человеком, наблюдавшим, например, за сбором анашы в Чуйской долине (Очевидец),
• с человеком, который ратует за легализацию наркотиков, или с заместителем главы администрации, который издал указ о тотальной проверке на наркотики всех муниципальных служащих (Носитель идеи),
«Исполнители» этих ролей могут присутствовать в студии по одному, все вместе в любых сочетаниях.
Гостем разговорной программы должен стать человек, имеющий
Гостем может быть либо известный человек, либо имеющий сказать
ПАМЯТКА
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЗГОВОРНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧИНАЕТСЯ С ОТВЕТА НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
1. Название. Оригинальное начало?
2. Какой вы выбираете формат?
3. Существуют ли программы-конкуренты?
4. Чем ваша программа будет от них отличаться?
5. В чем уникальность вашего торгового предложения почему зрителям стоит смотреть именно вашу программу, а не программу-конкурента?
6. Кто ваши потенциальные зрители?
7. Как вы собираетесь искать гостей если, например, выбран формат «Разговор со «звездой», то как будет обеспечена регулярная поставка «звезд»?
8. Кто будет ведущим? Конкретная фамилия или описание, что он собой должен представлять?
9. Какая периодичность программы каждый день или раз в неделю? Обычно: или-или. Может быть, например, и раз в 2 недели, но тогда телеканалу придется решить, чем заполнять таймслот (место в эфире, когда вашей программы нет).
10. На каком канале вы хотели бы разместить свою программу? Есть ли в эфирной сетке этого канала для нее место? Подходит ли выбранный вами формат формату канала? На «женском» канале «мужскую» программу не возьмут.
11. Каков хронометраж вашей программы? Шаг по 15 минут.
12. Какая студия нужна? Стол-стул или же большая студия, потому что вы запланировали присутствие в ней зрителей?
13. Участие зрителей. Присутствуют они в студии или нет? Если да, то задают вопросы или только хлопают? Если нет, то могут ли они задавать вопросы: по телефону, по электронной или обычной почте, с использованием курьерской службы, гонцов на собачьих упряжках?
14. Наконец, примерный сценарий. Вот
СПРАВКА
ЕВГЕНИЙ ЕНИН
Родился в 1969 году в городе Кокчетаве (Казахстан). После окончания средней школы в 1987 году поступил на радиофак ОмПИ, отделение «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Случайно сделал интервью для институтской газеты и получил приглашение в штат одной из омских многотиражек. Однако решил вернуться в родной город, где окончил радиошколу ДОСААФ (специальность «Мастер по ремонту телерадиоаппаратуры»). Пришел на областное радио с пред- ложением что-нибудь отремонтировать и... в 1988 году стал главным редактором молодежных программ областного телерадиокомитета города Кокчетава. В 1989 году поступил на журфак Уральского государственного университета, в 1995 году окончил его с красным дипломом. В 1991 году начал работать в Екатеринбурге, в «Студии Город» комментатором и политическим обозревателем. С 1996 года ведущий программы «Стенд» на «Четвертом канале». С 2001 года ведущий информационно-аналитической программы «Новости. Итоги недели». С 2007 года член Академии российского телевидения.
Источник: MediaProfi Online