Internews Kazakhstan

МУЗЫКА ПО ЗАКАЗУ. Мастер-класс по веб-вещанию

Cоздан:   ср, 10/11/2010 - 14:54
Категория:
Тэги:
 

Сегодня в Интернете ретранслируются почти все радиостанции крупных радиохолдингов, множество государственных, муниципальных и коммерческих станций-"одиночек«, как информационных, так и музыкальных. Свои онлайн-эфиры есть у «Радио России», «Маяка», «Эха Москвы», «Русской службы новостей», «Европы Плюс», «Русского радио», «Шансона» и многих других радиостанций традиционного коротковолнового диапазона. Некоторое время назад ретрансляция эфира была просто одной из форм интернет-поддержки волновой радиостанции. Однако в дальнейшем у похода традиционного радио в Интернет появилась еще одна цель — помочь обычному радио в борьбе с появляющимися в Интернете новыми формами вещания. И борьба эта для традиционного волнового радио не всегда успешна.

ПАВЕЛ ГАЙКОВ
Рубрика: Интернет

Главная причина — в специфике веб-вещания и веб-журналистики. Они не обращаются к массовому потребителю контента и, следовательно, формируемый ими контент — это не попытка создать универсальный продукт — одновременно для всех и ни для кого. Современная веб-станция — это каждый раз, как правило, нишевой проект. Анализ онлайн-радио, ресурса Last.FM и подкастинга приводит к выводу — радио в Сети становится индивидуализированным, а не массовым продуктом.
Собственно, чем проигрывает волновое радио новым формам сетевого вещания? Популярные онлайновые музыкальные сервисы, предлагающие огромное количество композиций для прослушивания, не устраивают многих людей по одной причине — это все-таки радио, а не музыка по заказу.

КАЖДОМУ — СВОЕ

Услуга, позволяющая потребителю фактически сделать в Сети радио для себя, любимого, появилась четыре года назад. В 2003 году британцы Феликс Миллер, Мартин Стиксел и Ричард Джонс создали сервис Last.FM. Ричард Джонс придумал для Last.FM программу «аудиоскробблер» — это был его дипломный проект.

Название ресурса происходит от английского «last» — «последний» и FM — частота вещания, ассоциирующаяся с коммерческим радиоэфиром в целом. Совсем не случайно в названии ресурса Last.FM фигурирует слово «последний». Этим создатели сервиса хотели сказать, что придуманное им радио — это последний шаг в эволюции радиовещания. Сделав его, каждый пользователь получит свою собственную уникальную радиостанцию, к чему стремились приблизиться, но чего никогда не смогли бы достичь создатели форматных радиостанций на волнах.

Принцип работы этого ресурса заключается в том, что Last.FM способен анализировать музыкальные пристрастия пользователя и, опираясь на них, предлагать клиенту его личный поток аудиотреков. Данная технология настолько нова, что еще даже не получила собственного названия.
Ресурс Last.FM работает следующим образом. Сначала клиент регистрируется и скачивает специальную программу — она анализирует музыку, которую тот ежедневно слушает в своем проигрывателе. Для разных типов плеера существуют различные разновидности программы.
Эта программа помогает Last.FM узнать, какую музыку пользователь предпочитает слушать на своем компьютере. Она «видит» прописанные в «свойствах» музыкальных файлов, которые предпочитает слушать пользователь, имя исполнителя, название песни, название и год выпуска альбома, стиль исполнения и многое другое (этот процесс считывания программой характеристик аудиофайлов и называется аудио-скробблингом). Как правило, все эти данные уже изначально прописаны в файлах при их создании, но пользователь может делать это и самостоятельно, и, например, исправлять характеристики файлов. В случае, если данные не прописаны, Last.FM пишет в имени автора просто «Неизвестный исполнитель». К слову, именно этот «автор» очень часто занимает места в топах многих рейтингов Last.FM.

Анализируя данные аудио-скробблинга, Last. FM выстраивает рейтинг прослушивания композиций. Этот рейтинг доступен для просмотра на личной страничке зарегистрированного пользователя.
Музыкальная база ресурса разбита по так называемым «тэгам». Они ставятся в соответствии с музыкальными характеристиками. Тэги могут быть общие —  pop, rock, punk, metall, indie, 80-s, и чуть более узкие и специфические — например, emo, black metall, death metall и так далее, все ограничивается лишь вашей фантазией, ведь расставлять эти метки могут обычные пользователи. Они просто слушают композицию и помечают ее соответствующим обозначением.

Объем информации о музыкальных файлах растет с каждым днем — во-первых, он обрастает тэгами, выставляемыми все новыми слушателями. Но, главное, информация пополняется за счет анализа музыки пользователей.

Опираясь на систему тэгов и анализируя в этой связи тэги прослушанной пользователем музыки, программа способна предложить пользователю его уникальный музыкальный контент, который, по ее информации, должен быть интересен клиенту.

РАДИО ТЭГОВ

В настоящий момент ресурс Last.FM является уникальным явлением. До недавнего времени нечто схожее можно было найти на американском портале www.pandora.com. Правда, он способен был предложить пользователю только радио тэгов, то есть музыкальный набор,варьирующийся в зависимости от введенного в строку запроса имени исполнителя или названия музыкального стиля. Но и этот сайт вскоре стал недоступен для пользователей за пределами Соединенных Штатов ввиду ограничений, связанных с авторскими и лицензионными правами.

Технология аудио-скробблинга и возможность предлагать пользователю уникальный контент пока что остается монополией Last.FM.

Очень важно, что программа пользуется уже собственной музыкальной базой. Она довольно обширна, а пополняется следующим образом. Last.FM ведет переговоры с ассоциациями правообладателей и добивается разрешения проигрывать файлы и даже предоставлять возможность скачивать некоторые из них. Банк музыки пополняется регулярно. Все это дает пользователю возможность иметь под рукой очень солидную музыкальную базу, не скачивая композиции и не храня их в своем компьютере.

Можно слушать музыку в стиле одного исполнителя или одного музыкального направления. Для этого используется «радио тэгов». Чтобы прослушать музыку, пользователь вводит в строку поисковика нужный ему тэг или просто имя любимого исполнителя и слушает набор соответствующих треков.
В процессе повседневного прослушивания пользователь может отмечать в программе специальным значком (на рисунке — сердечко с подписью «Круто») любимый трек. Таким образом со временем автоматически будет создано «радио любимых треков» — громадный плейлист излюбленных композиций.

Можно слушать радио рекомендованных треков («Мои рекомендации») —  то, что пользователь еще не слышал, но что очень близко по стилю к музыке, которую он слушает. На ресурсе существует также возможность находить музыкальных «соседей» —  тех, кто выбирает такую же музыку, как вы, или похожую. Пользователь может слушать «радио соседей» и присоединяться к разного рода музыкальным группам — сообществам, которые интересуются каким-то одним направлением музыки. Можно слушать радиостанции тех пользователей, кого система (по числу прослушанных ими трэков) определила как ярых поклонников того или иного исполнителя. Вообще пользователь может прослушать радиостанцию любого заинтересовавшего его исполнителя.

Last.FM помогает слушателю разобраться в музыкальном контенте, самому выбрать для себя характеристики той музыки, которая ему больше всего нравится, и спрограммировать свою собственную «радиостанцию», которая будет полностью отвечать его музыкальным требованиям.
Пока что у сервиса есть ряд недостатков. Сказывается как неполнота музыкальной базы, так и нелогичность выстраивания тэгов. Тем не менее есть основания предполагать, что со временем ресурсы научатся преодолевать эти сложности, будут расти и приобретать популярность, и смогут нанести ощутимый удар по нишевым музыкальным интернет-радиостанциям.

Содержание любой радиостанции, созданной при помощи технологий Last.FM, — это музыка и только. Однако помимо собственной уникальной радиостанции у пользователя есть и иные возможности прослушивания музыки — создание других радиостанций Last.FM.

АУДИТОРИЯ — ЭТО Я 

 Ресурс Last.FM обладает сервисом, который останется недоступным массовому радиовещанию, каким бы нишевым оно ни было. Аудитория станции — это один человек, он сам себе музыкальный редактор, и он может получить от своей станции практически любую музыку. Пользователь сам выбирает, какую музыку ему слушать, а не кто-то решает это за него. И нет необходимости ограничиваться одним музыкальным направлением — можно слушать радио, составленное из самой разной музыки, какой бы несовместимой она ни казалась для других музыкальных редакторов.
В борьбе новых форм вещания в Интернетеу интернет-радио останутся весьма существенные преимущества: мощная и популярная личность автора-создателя канала, который становится вашим авторитетным проводником в мире незнакомой музыки, и информационный эксклюзив.
Не исключено, впрочем, что преимущества обеих разновидностей радио в Сети можно будет совместить на одном ресурсе.

Число пользователей ресурса Last.FM и особенности аудитории сайта пока что мало изучены. Известно лишь, согласно статистике сайта, что ежедневно ресурс «скробблирует» (то есть анализирует) более десяти миллионов музыкальных произведений. А у самых популярных композиций на ресурсе порой бывает более 20 тысяч слушателей.

Надо сказать, что технологии, подобные Last. FM, начинают получать все более широкое распространение.

Например, русскоязычной аудитории будет весьма интересен сервис BeeFM. Как и зарубежные аналоги, BeeFM предлагает интернетрадио, ориентированное на вкусы пользователя. Разница заключается в том, что данный сервис не пытается подобрать музыку, похожую на ту, которую предпочитает конкретный потребитель, а просто-напросто выдает именно то, что потребитель заказывает.

Пользоваться сервисом предлагается двумя способами.
Во-первых, можно в обширном списке исполнителей просто найти любимый альбом и поставить на прослушивание. В этом случае не нужно даже регистрироваться.
Второй способ, предполагающий регистрацию, заключается в создании собственных плей-листов. В них можно включать не альбомы, а отдельные песни самых разных исполнителей общим количеством до 1000 композиций, при этом максимальное число плей-листов не ограничено. В этом случае порядок песен определяет уже сам слушатель. Композиции не скачиваются на компьютер пользователя, а транслируются с сервера, поэтому важен хороший канал связи с Интернетом и большой лимит входящего трафика.

Для воспроизведения композиции понадобится программа-плеер, типа Windows Media, WinAmp или iTunes. Однажды проигранный список музыкальных произведений можно воспроизводить вновь и вновь, даже не заходя на сайт. Нужно лишь сохранить на свой компьютер файл, который скачивается при открытии плей-листа. Однако во время воспроизведения компьютер должен быть подключен к Интернету. Плей-листы сохраняются на сервере, их можно запустить с любого компьютера, а не только со своего. Таким образом, любой пользователь может в любой момент включить свое Любимое Радио и услышать именно те композиции, которые хочет. А нужен для этого всего-навсего компьютер и Интернет.

Главное достижение радио в Интернете: у слушателей наконец-то появилась непосредственная возможность влиять на предлагаемый им информационный и развлекательный контент. Аудитория этой возможностью активно пользуется, что начало менять роль традиционных СМИ.

Люди, которые вкладывают сейчас деньги в развитие онлайн-вещания, в определенном смысле рискуют своими вложениями. Весьма и весьма сложно предсказать, как будет развиваться радио дальше. Тем не менее уже сейчас видно, что социальные медиа, к которым относится и уже упомянутый выше Last.FM, и многие другие сервисы (MySpace, Youtube), можноуспешно использовать в рекламных целях, а также как платформу для интернет-торговли. Эта платформа позволяет продавать музыкальные трэки, альбомы, плакаты, околомузыкальную атрибутику, билеты на концерты. Как только у новой онлайн-технологии появится достаточное количество слушателей, возможности для развития сервиса и получения с него прибыли будут практически неограниченными. А это, по мнению многих специалистов, лишь вопрос времени.

Необходимо принимать во внимание характер аудитории интернет-радио и сервисов, схожих с Last.FM. Это люди, по меньшей мере знакомые с современными компьютерными технологиями. Это люди преимущественно молодые и платежеспособные. А это означает, что такая аудитория интернет-вещания может быть весьма привлекательной для самого разного рекламодателя.

СЛОВАРЬ

Подкастинг — технология, которая позволя- ет практически любому Интернет-пользователю выкладывать в сеть собственные, записанные в домашних условиях, небольшие аудиофайлы, а остальным — оперативно автоматически скачи- вать их.
Тэги — метка, одно или несколько слов, способ- ных объединить контент по выделенным при- знакам.


Источник: Медиа Профи