Председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВ ответил на вопросы читателей газеты «Время». Большинство вопросов были от журналистов и касались развития медиа-сферы страны.
Виталий БОГДАНОВ, Алматы:
Журналисты постоянно слышат о вас, но ничего не знают про Союз журналистов. Для чего он нужен?
- До 2001 года союз существовал номинально, а потом группа главных редакторов и ветераны журналистики попросили меня юридически его оформить, что придало нашей организации второе дыхание. Сейчас в стране 12 творческих союзов, но наш - самый крупный, в него входят 5 тысяч человек.
Мы все делаем для того, чтобы защитить нашего брата-журналиста, независимо от того, является ли он членом нашего объединения или нет.
Вы знаете, даже чтобы провести митинг, нужна какая-то организация...
Тулеген, Талгар:
Поддерживаете ли вы сейчас такие же постоянные контакты с Даригой НАЗАРБАЕВОЙ, как раньше? Говорят, что Конгресс журналистов разваливается и такая же участь ждет Союз журналистов...
- Я хотел бы пояснить: Конгресс журналистов - общественная организация, учредителями которой являются Союз журналистов и Национальная ассоциация телерадиовещателей. Что касается Дариги Назарбаевой, у меня с ней нормальные рабочие отношения. Недавно мы с ней встречались, выработали план поддержки районных газет. Вы же понимаете, у нее в жизни были разные непростые моменты...
Конгресс, кстати, работает в основном в областях. Сейчас мы стараемся решить проблемы, связанные с доставкой газет через АО “Казпочта”. Дело в том, что 80 процентов розничной стоимости печатных СМИ в регионах составляют услуги именно “Казпочты”. А учитывать специфику огромных территорий Казахстана это предприятие не хочет, и поэтому газеты в некоторые уголки страны доходят с задержкой в неделю! И кому такая “свежая” пресса нужна? Но пока решить этот вопрос с почтовиками не получается.
Николай ХАЛАБУЗАРЬ, Алматы:
Как вы относитесь к “дутым” тиражам газет? Нужно ли с этим бороться? Ведь указывая “левый” тираж, газетчики вводят в заблуждение читателей и рекламодателей.
- Этот вопрос назрел давно. Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать Национальную тиражную службу, которая бы сертифицировала тиражи газет и журналов. В этом в первую очередь заинтересованы рекламодатели и типографии. Очень многие издания скрывают свои истинные тиражи. Но, между прочим, рекламодатели все равно знают, куда давать рекламу.
Сергей КОНСТАНТИНОВ, Алматы:
У нас есть независимые газеты, но нет независимого телеканала, который давал бы слово оппозиции. Нормально ли это?
- Это очень плохо. Я как-то даже главе государства говорил, что инакомыслие должно присутствовать, если есть свобода слова. Поэтому мы регулярно поднимаем вопрос о создании независимого общественного телевидения. Да и оппозиционных газет очень мало, а мы должны знать, что говорят, чего хотят оппоненты власти.
Наталья КУНИНА, Караганда:
Как вы считаете, существует ли в нашей журналистской среде профессиональная солидарность?
- Только в рамках какого-то медиахолдинга. Например, мы проводили несколько митингов в защиту журналиста газеты “Время” Гены БЕНДИЦКОГО. Пришли только представители либерально-демократической прессы и его знакомые. Собирались в поддержку газеты “Республика” - снова пришли отдельные сочувствующие. Хотя приглашения мы рассылали всем. Когда мы готовили законопроект “О СМИ”, то интереса со стороны журналистов было очень мало. Как будто это нужно только Союзу журналистов. Как сказала журналист Ирина КАЦИЕВА, у нас нет такой солидарности, как у таксистов, которые за своего любому морду набьют. Но наши коллеги полагают, что их хата с краю.
Мария ИМАЕВА, Алматы:
Когда в Алматы построят Дом журналистов? В Астане уже построили. А ведь именно в южной столице находится большинство редакций…
- У нас есть земля, проект будущего здания и хорошая кредитная история. Но нам помешал финансовый кризис. Интуиция подсказывает, что нужно подождать до следующего года. Хотя жизнь нас подталкивает - здание Национального пресс-клуба находится в зоне сноса. Я обещаю: Дом журналистов в Алматы будет!
Жанара АБДЕНОВА, Алматы:
Что сейчас происходит с казахстанскими СМИ? Одна газета за другой закрываются, из эфира ТВ исчезли острые аналитические программы, новости выходят едва ли не в развлекательном формате: вместо острых сюжетов зрителям показывают чайные церемонии и новинки стоматологии. Как долго это будет продолжаться?
- К сожалению, это общемировая тенденция. Телевидение хочет зарабатывать деньги. В прайм-тайм ставятся самые рейтинговые передачи, как правило, это развлекательные блоки.
Надеюсь, это болезни роста.
Жамиля ГАФУР, Вашингтон:
Чем грозят журналистам новые поправки в Закон “О СМИ”?
- Я надеюсь, они не ужесточат, а, наоборот, смягчат существующий закон. Скорее всего, будут убраны странные пункты, которые сейчас заставляют СМИ пройти перерегистрацию при смене главного редактора и адреса редакции. Когда-то это делалось, чтобы усложнить жизнь оппозиционным СМИ, а страдали все остальные. Я считаю, у нас на рынке должны быть понятные правила игры. Главное, чтобы это делалось не ради председательства в ОБСЕ, но пошло на пользу нам.
Серик, Астана:
Чем обернется создание медиахолдинга под эгидой партии “Нур Отан”?
- Возможно, это всего лишь попытка уйти от механизма госзакупок. Ведь раньше объявлялся тендер, в котором указывалось, что требуется русскоязычная газета тиражом более 100 тыс. экземпляров, чтобы специально не писать: “Казахстанская правда”. А теперь деньги будут просто выделяться через медиахолдинг. Я считаю, что это нормально.
По материалам газеты "Время"