Радиопрограммирование уже давно превратилось в точную науку, в основе которой лежат математические расчеты. Все станции, может быть, за редким исключением следуют той или иной математической формуле в передаче своего программного, в том числе музыкального, материала.
Для разработки этой формулы эфир можно рассматривать в разных масштабах, то есть как бы с разных «высот»: можно с «бугорочка» своей рабочей смены, как чаще всего делают некоторые диджеи, а можно с «горы» в масштабе недели или даже сезона (времени года), как обязаны смотреть программные директора (главные редакторы) и генеральные продюсеры станций. Остановимся на этом более подробно.
БАЗОВЫЕ ЕДИНИЦЫ
Самой маленькой единицей измерения эфирного пространства является так называемый МИКС (Mix), или реже встречающийся термин музыкальный СВИП (Music Sweep). Под миксом (свипом) понимается последовательность песен между немузыкальными включениями (например, между новостями и рекламой). Обычно микс не превышает
Далее идет главный элемент: программная часовая сетка, или
Следующая ступень
ДЕНЬ (сутки) очень важный временной элемент. Именно в масштабе дня (суток) рассчитываются ротации, то есть частота звучания песен различных категорий в эфире. Как это делается, я уже частично говорил выше.
РАБОЧИЕ ДНИ И УИК-ЭНД очередная ступенька нашей масштабной лестницы. Здесь важно в первую очередь обратить внимание на факт изменения состава аудитории и ее «графика» прослушивания радио. По рабочим и выходным дням люди, что вполне естественно, встают в разное время и среднее время прослушивания у них разное.
НЕДЕЛЯ в определенной мере перекликается с днем. Если подходить с формальной стороны, то реально существует только две сетки вещания: дневная (она может быть разная для каждого дня недели) и недельная. Особенности недели заключаются в размещении в недельной сетке вещания специальных программ, которые выходят, допустим, раз или два раза в неделю, или по рабочим дням. Выпускать программу реже, чем раз в неделю, не имеет смысла. Ее просто не заметят.
СЕЗОН (время года) скорее стратегическая, чем тактическая единица измерения эфирного пространства. Многие радиостанции изменяют принципы программирования музыкального материала и иногда даже «цвет» радиостанции в зависимости от времени года. Например, летом добавляется больше легких танцевальных хитов, что делает радио более «солнечным», зимой появляется много тематических песен, которые не звучат летом и в межсезонье: про елочки и палочки, Новый год, снежную вьюгу в сердце и за окном. Часто к осени (1 сентября активизация коммерческой деятельности на рекламном рынке после летних отпусков) корректируют формат, вносят новые элементы в эфир, «очищают» эфирную фонотеку.
МИКС И КЛОК
Итак, микс. Напомню, что под миксом понимается последовательность песен между немузыкальными включениями (новости, рубрика, реклама).
Главной целью при формировании структуры эфира является достижение постоянного баланса в музыке, создание определенного образца или, если хотите, матрицы, которую слушатель будет подсознательно «ощущать» и ожидать при настройке на вашу волну. Если длительность звучания этого образца составляет около 15 минут (усредненный показатель времени непрерывного прослушивания радиопрограммы в формате АС), эфир будет полностью отвечать ожиданиям аудитории, независимо от того, когда человек начал слушать радиостанцию (в какую минуту часа он включился) или как долго он ее слушает. Последовательность категорий не должна состоять более чем
Для начала надо определить категории песен и создать стандартную часовую сетку (клок).
Рассмотрим в качестве примера, допустим, формат Hot AC («горячий» вариант современной музыки «для взрослых») с пропорцией 50 на 50, то есть где половина песен в одном эфирном часе будет из горячей ротации, половина из «золотой», и в свою очередь половина будет русскоязычной, половина англоязычной.
A англоязычный самый горячий хит
B англоязычный новинка
С англоязычный «остывающий хит», пришел сюда из категории. А
G англоязычный хит второй половины
AR русскоязычный самый горячий хит
BR русскоязычный новинка
CR русскоязычный «остывающий хит», пришел сюда из категории А
GR русскоязычный хит второй половины
Принципиально важным моментом при формировании клока является порядок следования категорий в миксах и, пожалуй, самым важным какие категории будут помещены в позиции опнеров. Опнер (англ. opener) первая песня микса, представляющая лицо радиостанции и являющаяся имиджевой.
Давайте рассмотрим, как это происходит. Немузыкальные элементы эфира (новости, реклама, рубрики и так далее) как правило «закрываются» джинглом. Под джинглами традиционно понимаются пропетые позывные радиостанции, несущие ее звуковой логотип (название).
А сейчас представим себе следующую картину: заканчивается выпуск новостей и звучит джингл
Тот же самый принцип прекрасно работает и в отношении песен горячей ротации и «золота». Если в позициях опнеров ставить песни горячей ротации (категорий А, С, AR, CR), также создается впечатление, что станция больше внимания уделяет именно горячим свежим хитам и сближается с форматом CHR (современного хитового молодежного радио). Новинки (песни категорий B и BR) никогда не ставятся в позиции опнеров! Сырой, непроверенный материал не может быть лицом радиостанции. Если же на местах опнеров стоят песни категорий G и GR, то акцент, естественно, переносится на классический
Перейдем непосредственно к формированию клока. Исходные данные: соотношение категорий в часе 50 на 50, выпуск новостей на нулевой минуте часа и три рекламных окна
Примерный вариант будет выглядеть так:
Клок 1
00 мин. часа Новости
G
AR
G
15 мин. часа Реклама
GR
B
CR
30 мин. часа Реклама
GR
A
GR
45 мин. часа Реклама
C
BR
G
Одно очень важное замечание. Среднестатистический слушатель обычно слушает радио в одно и то же время. Если составить суточную сетку вещания из одного базового рабочего клока, получится, что в одно и то же время человек будет попадать на песни одной и той же категории. Это раздражает, потому что возникает эффект предугадывания. Чтобы избежать подобного казуса, можно сделать второй стандартный клок, который будет выглядеть, например, так:
Клок 2
00 мин. часа Новости
GR
A
GR
15 мин. часа Реклама
G
BR
C
30 мин. часа Реклама
G
AR
G
45 мин. часа Реклама
GR
B
CR
Вот таких два варианта часовой сетки у нас получились. Не буду детально их анализировать, скажу лишь, что песни родственных категорий (А, B, C, AR, BR, CR) раздвинуты у нас внутри часа. Таким образом мы избегаем блоков однотипной музыки и равномерно распределяем «горячие» хиты. Кроме этого мы имеем
Кроме часов, где можно использовать стандартные клоки, есть часы, где могут звучать рубрики, специальные программы и тому подобное. В этом случае мы копируем базовые клоки и вставляем в нужные места вышеуказанные элементы эфира. Обычно это делается вместо «золотых» категорий. Видоизменяя, удаляя или добавляя различные рубрики, выпуски новостей, песни специальных категорий (например, баллады), мы создаем новые, нужные нам клоки и, компонуя их в зависимости от стоящих перед нами задач, делаем суточную сетку вещания и недельную. Базовая недельная сетка выглядит так.
Вы обратили внимание, что она похожа на шахматную доску. Естественно, если у вас есть специальные клоки (но на основе в данном случае двух базовых!), они получают собственное имя и занимают свое место в недельной сетке. При этом, если специфический клок создан на основе основного клока 1, он занимает место клока 1 в недельной сетке, а если на основе клока 2, то соответственно он занимает место клока 2 в недельной сетке.
И так далее. Мы выстраиваем клоки в шахматном порядке для того, чтобы у среднестатистического слушателя, который включает радио ориентировочно в одно и то же время, не сложилось ощущения, что сегодня все звучит, как вчера, а в час дня, как в полдень.
Еще один пример клока. Допустим, сохраняя соотношение русских и англоязычных песен в часе из расчета 50 на 50, мы хотим сделать больший крен в сторону
Один из вариантов:
00 мин. часа Новости
G
AR
G
15 мин. часа Реклама
GR
C
GR
30 мин. часа Реклама
G
CR
G
45 мин. часа Реклама
GR
A
GR
И так далее. Существует огромное количество вариантов расположения музыкального материала внутри клоков. Главное, чтобы клок выглядел сбалансированным, гармоничным. Важно избегать блоковости, чтобы не получилось так, что в первой
Теперь о времени выхода новостей, рекламы, рубрик. Здесь также существует большое количество различных схем для разных форматов. Рассмотрим некоторые из них. Сначала о схемах в формате АС. С первой схемой вы уже знакомы:
00 мин. часа Новости
песня
песня
песня
15 мин. часа Реклама
песня
песня
песня
30 мин. часа Реклама
песня
песня
песня
45 мин. часа Реклама
песня
песня
песня
Эта схема имеет целый ряд преимуществ. В какой бы момент слушатель ни включился, он попадает на равные по времени миксы между немузыкальными включениями.
Вариант номер два:
00 мин. часа Новости
песня
песня
песня
песня
20 мин. часа Реклама
песня
песня
песня
35 мин. часа Реклама
песня
песня
песня
50 мин. часа Реклама
песня
песня
Этот вариант позволяет в первой половине часа послушать чуть больше музыки. За это приходится платить тем, что в конце часа после рекламы может прозвучать только две песни. За ними идет начало следующего часа с выпуском новостей, то есть много текстового материала и меньше музыки.
У НИХ И У НАС
В принципе, вышеприведенный вариант номер два заимствован из практики работы американских
Однако исследования российского рынка этой тенденции здесь у нас не подтверждают, поэтому предпочтение отдается все же первому варианту.
Формат CHR отличается от АС в первую очередь значительно меньшим временем непрерывного прослушивания
Например:
00 мин. часа Идентификационный джингл
песня
песня
песня
10 мин. часа Реклама
песня
песня
песня
20 мин. часа Реклама
песня
песня
песня
40 мин. часа Реклама
песня
песня
песня
50 мин. часа Реклама
песня
песня
песня
Теперь о необходимости жестко придерживаться времени выхода рекламы внутри часа. Строгое соблюдение этого правила настоятельно требует жесткого программирования, которое в свою очередь заметно ухудшает эфир. При жестком плей-листинге в миксы вставляются не те песни, которые должны звучать, а те, которые подходят по времени. В результате страдают все. Опыт подсказывает, что точное время выхода рекламы большой роли не играет. Рекламодателю в принципе безразлично, звучит ли его ролик
Рубрика: Радио
Источник: МediaРrofi