14 марта 2012 года, на выставке CPS/ CinemaProductionService - 2012 состоялся круглый стол «Работа в кино- и телепроизводстве в 2012 году», организованный порталом MediaJOBS.RU и экспертным рекрутинговым медиаагентством «Штаты.RU» с участием руководителей ведущих компаний-производителей кино- и телеконтента. Мы публикуем полную стенограмму события, для удобства пользователей разбив ее на несколько частей.
Первый вопрос от пользователей портала MediaJOBS.RU: В каких профессионалах на данный момент заинтересованы работодатели в сфере кино- и телепроизводства? Есть ли дефицит в специалистах? Или дефицит в идеях?
Ирина Кемарская, профессор ГУ ВШЭ (факультет медиакоммуникаций): Я буду говорить, скорее, не как профессор Высшей школы экономики, поскольку я недавно стала этим профессором. Я буду с двух сторон отвечать и как бывший главной редактор большой производящей компании «Телеформат» в моем ведении была подготовка сценарных кадров, и как человек, который занимается обучением кадров.
В данный момент работодатели в сфере телепроизводства заинтересованы в людях, которые умеют работать в формате. Это самое главное требование, которое есть на сегодняшний день.
Дефицит в специалистах огромный, текучесть кадров гигантская. Например, я подбирала специалистов для телеальманаха «Галилео» - за 4 года через мои руки прошло около 2 тысяч человек. Осталось примерно двадцать. Вот вам ответ на этот вопрос. Дефицит в идеях, в общем-то, тоже есть, но это сейчас не главное, с моей точки зрения.
Михаил Фатахов, режиссер, сценарист, представитель филиала Нью-Йоркской Академии киноискусства в Москве: Я буду говорить про кино. Дефицит в идеях есть всегда, во всех странах. Хороших проектов мало, и талантливых людей, как мы знаем, очень мало. Дефицит в творческих специалистах есть по такой причине у всех ощущение, что можно начать работать в кино или на телепроизводстве, не обучаясь. Мы с Ириной Николаевной (Кемарской ред.) как раз и упираемся в то, что приходят люди, которые не умеют писать сценарии, не понимают, что такое монтаж, не понимают, что такое режиссура. И все попытки отправить людей учиться упираются в то, что человек уже написал пять-шесть сценариев, и обязательно их хочет продать. У меня всегда ответ на это очень простой: возьмите гитару, и, если вы никогда не учились, попытайтесь сыграть вас никто не будет слушать. Такое же качество у ваших сценариев. Идите учиться, и там сделаете первый шаг. Когда вы начинаете учиться, вы знакомитесь с большим количеством людей и за короткий промежуток времени очень быстро вольетесь в процесс.
Нина Ромодановская, руководитель проекта «ПрофиСинема»: По сути, основные вещи сказаны, я бы хотела только добавить, поскольку я еще и преподаватель ВГИК, - обязательно нужен «входной билет». И этот «входной билет», по моему глубочайшему убеждению, - это, конечно, образование. Потому что нехватка в киноиндустрии, как и в любой другой отрасли, конечно же, в специалистах. А специалистов нет. Увы, нет. Невозможно просто прийти и сказать: «Я так вижу». Обязательно нужно опираться на определенные и четкие знания, которые, как бы вам ни казалось, что они эфемерны, - и часто бытует мнение, что во ВГИКе ничему не учат, но на самом деле не так во ВГИКе учат, и учат очень хорошо, если вы хотите учиться. Это многолетний опыт и преподавания, и учебы. Я думаю, что, во-первых, если отвечать конкретно на вопрос нехватка в специалистах и дефицит он практически везде есть, какую бы специальность мы ни взяли.
Геннадий Иванов, сценарист, продюсер киношколы Александра Митты: В первую очередь, наверное, дефицит не столько в идеях, сколько в людях, которые могут идею довести до логического завершения сделать четкий сценарий, с пониманием структуры, конфликта, развития персонажей. Если говорить по режиссуре то по возможности довести свою идею, идею сценариста, реализовать, дать возможность актерам сыграть и произвести впечатление на зрителя
Александра Ремизова, продюсер компании СТВ: Мы - компания, которая снимает кино, которая производит фильмы. Предыдущие ораторы по верхам прошлись сценариев нет, режиссеров тоже, обучаться нужно обязательно. Я со всем этим полностью согласна, но мы в момент производства, в момент вхождения в кино, когда у нас есть и сценарий, и режиссер, сталкиваемся с тем, что и специалистов, которые могли бы помочь нам снять кино их тоже нет. Потому что в стране, где много вузов, которые готовят профессионалов, лично со мной работает очень мало людей, которые закончили ВГИК, это просто единицы, даже профессионалы, такие как оператор-постановщик, художник-постановщик, порой либо только поступали во ВГИК, либо два курса закончили. Я думаю, что тут проблема начинается с образования, специалистов очень мало. У нас на самом производстве фильма работает большая часть людей, не получивших специального образования.
Екатерина Осипова, продюсер компании «Наше кино»: Я могу говорить о телепроизводстве, и, честно говоря, я уверена, что специалистов много, я знаю очень многих людей, которые действительно топовые профессионалы в своей сфере. Другое дело, что они сидят не на своих местах. Они не могут занять ту должность, которую они должны занимать. На телевидении полный разброд. У нас администраторы занимают позиции режиссеров монтажа и так далее. Я считаю, что в этом у нас основная проблема.
Татьяна Беличенко, директор по производству и разработке компании АМЕДИА: Ежемесячно к нам приходит около 500 писем от людей разных специальностей. Во всяком случае, так себя позиционируют эти люди. Это и режиссеры, и сценаристы, и звукорежиссеры масса людей. В год мы получаем где-то 8 тысяч заявок. Это очень важно, что так много людей в принципе хотят себя попробовать в киноиндустрии. Мы рассматриваем каждую заявку. Если мы понимаем, что человек имеет какой-то опыт или, как минимум, он присылает какую-то адекватную анкету с информацией о себе, то мы, естественно, с этим человеком связываемся, общаемся. И мы не требуем корочки. Для нас не важно, есть ли у него профессиональное образование в данном случае. Потому что наша индустрия очень молодая. К счастью потому что каждый может попробовать свои силы, к сожалению потому что ежедневно мы сталкиваемся с тем, что человек, который назвал себя сценаристом или режиссером, и который получает возможность написать или снять, он разочаровывает. Есть и те, кто радуют, даже те, кто не имеет какого-то большого опыта. Но эти люди креативные, и они хотят попробовать, довести идею до логического результата и сделать ее качественно. В общем, мы готовы работать с каждым, дефицит есть, и он будет, потому что кадров, особенно профессиональных, не хватает никогда. Но если вы готовы чего-то добиться в нашем бизнесе, то вы обязательно добьетесь. Потому что через Амедиа уже прошло очень много народу; во многих компаниях, которые существуют на рынке, есть хотя бы один человек, который когда-то работал в Амедиа. Нам это очень приятно, и мы надеемся, что все они приносят пользу этим компаниям. Поэтому присылайте свои заявки и анкеты, мы со всеми встретимся и пообщаемся.
Дмитрий Яковлев, директор по кадрам компании «Главкино»: Конечно, специалистов не хватает, скажу больше сейчас мы нацелены на киноиндустрию 21 века, но специалистов, работающих со сложным оборудованием, с серьезными компьютерами, аппаратными, монтажными их просто нет. Мы готовы обучать специалистов, развивать, что греха таить, перекупать, создавать более комфортные условия. Но дефицит кадров есть, очереди к нам не стоят, к сожалению. Приходится как-то выкручиваться.
Вопрос второй: Какие специалисты наиболее востребованы в кино- и телепроизводстве, а каких на рынке переизбыток?
Александра Ремизова: Могу сказать, кто востребован, кого не хватает это режиссеры монтажа и люди, которые занимаются постпродакшном. У нас в стране две большие студии компьютерной графики Армана Яхина и Александра Горохова, которые делают все кино можно взять любой последний фильм, и окажется, что он сделан либо там, либо там. Во ВГИКе этому обучают у меня все, кто заканчивал ВГИК, знают технологию. Но профессионалов по пальцам можно пересчитать.
Дмитрий Яковлев: На таких специалистов стоит очередь, реально, за них дерутся, кто-то кого-то не пускает куда-то, кто-то с кем-то ругается, такое происходит постоянно. Более того, я не знаю ни одного хорошего специалиста по перечисленным выше специальностям, у которого нет работы. Они все заняты на каких-то проектах.
Татьяна Беличенко: Я больше хочу сказать про творческие профессии. Нам не хватает, прежде всего, сценаристов и нам не хватает редакторов. Это очень большая проблема. Потому что, в принципе, идею принести может каждый, но важно, как эту идею потом расписать. В принципе, сценаристы могут сказать да, я знаю, как я напишу эту историю, я знаю, как она начнется и чем она закончится. Но ее еще нужно умело выстроить. Для этого нужны еще редакторы. Редакторы это люди, которые помогают сценаристу создать эту историю. Не пишут за него, а именно направляют в нужное русло. А если есть история это 75 процентов успеха.
Ирина Кемарская: Я хочу добавить к тому, что сказала Таня (Татьяна Беличенко, АМЕДИА ред.), сценаристы сейчас не универсальная профессия, они расслоились очень сильно. 5-6-7 лет назад мы не задумывались о нужде в сценаристах. И считали, что на телевидении сценаристов вообще нет, они остались в кино. Но сейчас это крайне востребованная профессия, которая выглядит совершенно по-разному. Для неигровых программ один тип сценаристов, для длинномеров длинных дневных телероманов - другой тип сценаристов, способных работать в команде, с определенными профессиональными характеристиками, для вертикальных сериалов третий тип сценаристов. Есть «сюжетчики», есть «диалогисты», есть шоураннеры. Сценаристы «расслаиваются» очень сильно, каждая узкая специализация требует своей подготовки и страдает огромным дефицитом кадров.
Геннадий Иванов: Я был на продюсерском семинаре, и там сообщили цифры по сериальной продукции, которая выпускается за границей, и сколько выпускается у нас. Так вот, у нас выпускается продукции в три раза больше сериальной, телевизионной, чем заграницей. Поэтому, соответственно, качество у нас страдает из-за большого количества, и отсюда же - нехватка специалистов.
Продолжение следует...
Источник: MediaJOBS.RU