Больше всего страдают от кризиса медиа Соединенных Штатов, меньше всего – Юго-Восточной Азии.
Медиа всего мира пытаются выжить в условиях финансового кризиса. Самая серьезная ситуация и, соответственно, самые плачевные последствия – в Соединенных Штатах.
The Tribune Company, компания – издатель популярных американских газет The Los Angeles Times и The Chicago Tribune, а также The Sun of Baltimore, The Hartford (Conn.) Courant, владелец еще 6 газет и 23 телестанций, подала иск о признании себя банкротом. Долг компании составляет около 13 миллиардов долларов, в то время как стоимость активов – лишь 7,6 миллиардов. Условия возвращения основной части долгов таковы, что денег не потребуют еще полгода, однако по динамике прибылей уже сейчас видно, что долг не сможет быть покрыт. Чтобы закрыть часть обязательств в этом году, компания продала газету Newsday корпорации Cablevision Systems, что, в свою очередь, привело последнюю к финансовым проблемам.
The New York Times пытается получить кредит в размере 225 миллионов долларов под залог своей штаб-квартиры – небоскреба в Манхэттене. Акции этого издания упали в цене на 55%. The McClatchy Company, третий по величине газетный холдинг США, объявил, что его Miami Herald (тираж 210 000 экземпляров, журналисты 19 раз были удостоены премии Пулитцера) выставлена на продажу. Акции CBS упали до уровня ниже 5 долларов, акции News Corp. – ниже 6 долларов, Time Warner – ниже 8 долларов…
Дэвид Карр, колумнист The New York Times, поясняет: «Средства массовой информации были одними из первых жертв рецессии, поскольку их основным источником прибыли является реклама, расходы на которые компании-производители урезали в первую очередь». По данным Newspaper Association of America, прибыли от рекламы в газетах в третьем квартале текущего года упали на 2 миллиарда долларов, что составляет рекордный показатель падения в 18%. Крупнейшая общенациональная газета The USA Today объявила о сокращениях. В ведении Gannett, управляющей компании издания, находятся около 80 газет, каждый десятый сотрудник которых будет сокращен. Конгломерат Cox Newspapers (17 газет) закрыл Вашингтонское бюро. Milwaukee Journal-Sentinel потерял 20% штата на протяжении полутора лет. Большинство американских медиа закрыли свои зарубежные корпункты или существенно урезали их финансирование. Компания 4Kids Entertainment (США) объявила, что урежет свой штат на 15% – это будет стоить ей 375 000 долларов, потраченных на выходные пособия. Текущие расходы в следующем году запланировано сократить на 4-5 миллионов. Эти шаги вкупе с прекращением производства выпусков на телеканале FOX должны сохранить 4Kids Entertainment от 15 до 18 миллионов долларов без учета налогов.
Руководство одной из крупнейших телестудий США 20th Century Fox Television попросило продюсеров таких сериалов, как «24» и «Меня зовут Эрл» (производятся для NBC), сократить съемочные расходы на 2%. Всего ограничение будет действовать для около двадцати шоу, в то же время увольнение людей пока не планируется – продюсерам предлагается изыскивать другие пути экономии. Этот шаг – часть стратегии News Corp. (владельца, в частности, 20th Century Fox Television) по противостоянию спаду в отрасли. Поскольку прибыли от рекламы упали, на всех предприятиях корпорации урезаны расходы на командировки и развлечения персонала, а вакантные места пока не заполняют. В ноябре также на 2% урезала производственные расходы своих шоу студия ABC (собственность The Walt Disney Co.). NBC Universal сократила 500 человек – это 3% всей рабочей силы, Viacom Inc. (владелец сетей MTV и BET) – 850 человек, или 7%.
В начале декабря эксперты ZenithOptimedia изменили свой прогноз динамики затрат на рекламу на 2009 год с 4-проецентного роста на 0,2-процентное уменьшение. В Северной Америке ожидается падение на 5,7%, в Западной Европе – на 1%. В Центральной и Восточной Европе, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе рост продолжится, однако меньшими темпами, чем ожидалось ранее. Для Восточной и Центральной Европы это лишь 1,5% (предыдущий прогноз – 12,7%). Причина – нестабильная экономическая ситуация на таких рынках, как Украина, Венгрия и Турция.
В Азии темпы роста снизятся с 5,2% до 3,2%. По Южной Америке прогнозы все еще оптимистичны – почти 15-процентный рост, в остальных частях мира – 11,2%. На рынках четырех крупнейших стран, на которые экономисты возлагают надежды по исправлению общемировой экономической ситуации после кризиса (т. н. БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай), рост продолжится на уровне: Россия – 5%, Индия – 9%, Китай – 13%, Бразилия – 30%.
Мировые рекламные рынки в медиа, как ожидается, восстановят свои объемы на протяжении следующих нескольких лет. Уже в 2010 году прогнозируют рост 5,5%, в 2011-м– 5,8%, в то же время в развитых странах он по-прежнему будет меньшим, чем в развивающихся. В период с 2008-го по 201-й рынки развивающихся стран увеличат свою долю в глобальном рекламном бюджете с 30% до 36%. Продолжается стремительное развитие рынка интернет-рекламы. Этот сегмент в будущем году предположительно возрастет на 18%. К 2011-му доля интернет-сегмента ожидается на уровне 15,6%, тогда как у журналов будет 10,4%, у газет – 21,2%. Реклама на телевидении в 2010 – 2011 годах обещает новый рекорд на уровне 38,5%.
В то же время есть и позитивные новости, которых, конечно же, меньше.
Американская FOX Business Network с 1 января расширяет посредством Fox Communications свое вещание еще на 2 миллиона подписчиков, их общее количество приближается к 45 миллионам домохозяйств. Теперь бизнес-канал FBN доступен на таких крупных рынках, как Лас-Вегас, Финикс и Санта-Барбара.
По оценке экспертов фирмы Screen Digest, бесплатное цифровое эфирное телевидение в Европе наименее пострадает от кризиса. Платные каналы тоже не должны особенно пострадать, если консолидируются. Крупные игроки рынка, такие как британская Sky, даже увеличат число подписчиков.
Тime Warner Inc., оправившаяся от падения акций на более чем 60%, в условиях рецессии главной задачей назвала обеспечение ликвидности и обеспечение солидных дивидендов для акционеров. На данном этапе компания будет в большинстве случаев отказываться от политики поглощений и сосредоточится на получении стабильных прибылей с существующих частей компании в предсказуемых объемах, – об этом заявил новый исполнительный директор Тime Warner Джефф Бьюкс. В частности, компания вливает в свое подразделение кабельного телевидения более 9 миллиардов долларов для укрепления позиций на рынке. Эта стратегия, по мнению большинства экспертов, рациональна, поскольку в условиях кризиса многие компании погорели именно на слияниях и поглощениях, для которых обычно требуется привлекать значительные кредиты и которые в сфере медиа часто не оправдывают ожиданий. Так, акции CBS с мая упали на 67% после поглощения компанией сайта CNET, обошедшегося в 1,8 миллиарда долларов, котировки акций Cablevision в этом квартале снизились на 43% после приобретения за 650 миллионов таблоида Newsday, акции гиганта News Corp. потеряли в цене 61% после покупки за 5 миллиардов Dow Jones & Co., издателя Wall Street Journal.
Азиатские страны, которые кризис не так затронул, развивают свое медиапроизводство бурными темпами, заявляют об амбициозных начинаниях и стремятся совершить прорыв в этой области, в то время как Запад вынужден сворачивать бизнес. На ежегодном Азиатском телевизионном форуме, на котором, кстати, зарегистрировалось на 15% больше участников, чем в прошлом году, правительство Сингапура обнародовало масштабные планы постройки Медиаполиса. На 19 гектарах разместятся вещательные, продакшн- и постпродакшн-мощности, в том числе виртуальные студии, а также жилье для персонала, офисы и вся необходимая для работы и отдыха инфраструктура. Таким образом, Сингапур еще раз подчеркивает, что позиционирует себя в качестве медийной столицы региона. Первый этап проекта будет реализован уже в первом квартале 2009 года, местная продакшн-компания Infinite Frameworks планирует вложить от 80 до 100 миллионов сингапурских долларов в постройку трех павильонов для профессиональной работы со звуком, которые будут отвечать как локальным, так и международным стандартам. Строительство всего комплекса планируется завершить к 2011 году. Еще четыре года спустя, по расчетам правительства, мощности комплекса дадут работу 10 000 сингапурцев.
Источник: ЦЭЖ