После просмотра фильма BBC "Путин, Россия и Запад" ("Putin, Russia & The West") остается только один вопрос: как этот фильм вообще могли показать в эфире на канале НТВ? Ответа у меня нет. На языке даже крутится слово "диверсия"... Факт остается фактом: подобного на нашем телевидении не показывали очень давно. Владимир Путин, может быть, там и главный герой. Это кто как рассмотрит. Но вот финальные слова в фильме вполне определенные: "Ему (Путину. "Ъ") удалось решить ряд проблем. Но он подорвал демократию и верховенство закона... Он может остаться на своем посту до 2024 года".
Фильм британской телекомпании ВВС, снятый режиссером Полом Митчеллом, впервые мелькнул в наших новостях в связи с историей о "камнях-шпионах" еще в январе. Но разве можно было тогда предположить, что этот эпизод лишь незначительный штрих в увлекательнейшем четырехсерийном документальном проекте "Путин, Россия и Запад".
НТВ объявил о показе фильм в России почти сразу после того, как он закончился в эфире ВВС. Это было в начале февраля. Такой неожиданной и стремительной международной сделки, в которой к тому же прослеживался откровенно политический контекст, в истории российского телевидения припомнить сложно. На НТВ "Ъ" отказались отвечать на вопросы, почему телекомпания решила показать этот фильм ВВС, да еще в период избирательной кампании, на какую аудиторию он рассчитан и могут ли быть в фильме какие-то купюры.
Один из продюсеров фильма, Маша Слоним, рассказала "Ъ", что все ее замечания и поправки с точки зрения перевода были на НТВ учтены. Вообще работа, проведенная российским каналом в столь короткие сроки, вызывает уважение, как и сам факт показа. Какие бы цели и задачи ни ставились НТВ и его гендиректором Владимиром Кулистиковым, с кем бы они ни согласовывались, но российские зрители получили уникальную возможность посмотреть работу, в которой одна из самых авторитетных в мире телекомпаний представила свой взгляд на громкие международные и внутренние события, связанные с Россией.
О доверии к ВВС красноречиво говорит тот факт, что героями фильма стали прежде всего первые лица мировой политики. И они дают там не просто какие-то официальные комментарии, а живые, местами очень откровенные, иногда даже сенсационные интервью. В них много мелких деталей, красок, полутонов, из которых, собственно, и складывается любая большая история.
Например, эпизод о том, как Сергей Иванов вместе с Кондолизой Райс сбегает с официального мероприятия балета "Щелкунчик", на который пошли Владимир Путин и Джордж Буш с женами. С помощью параллельного монтажа, с рассказами Иванова и Райс, зрители в следующем кадре видят, как оба политика сидят в неформальной обстановке в балетной студии Бориса Эйфмана. А вместе с ними еще и Владимир Рушайло с неподражаемым выражением лица. Или вот признания Леонида Кучмы и Александра Квасьневского о том, что во время событий на Украине, в разгар "оранжевой революции", Владимир Путин предлагал в качестве посредника для участия в переговорах от России Бориса Ельцина. Но это предложение было резко отклонено.
Или воспоминание о событиях на Украине политолога Глеба Павловского, работавшего тогда на Кремль. Он признается в фильме, что в разгар событий на Майдане, когда стало очевидно, что Москва проиграла, ему было особенно тяжело. Гостиница, где жил Павловский, находилась в самом эпицентре митинга победивших сторонников Виктора Ющенко. Чтобы незамеченным уехать из Киева, рассказывает Глеб Павловский, ему пришлось переодеться в оранжевую шапочку и оранжевый шарф. Аркадий Дворкович рассказал ВВС, что Дмитрий Медведев хотел баллотироваться на второй президентский срок.
В фильме "Путин, Россия и Запад" много ярких событий, о которых давно запрещено говорить в российском телеэфире. Дело ЮКОСа (интервью Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина), роль в этой истории Игоря Сечина. Война в Чечне, которая в фильме именуется "мятежом", революция на Украине, война России с Грузией. Впервые за последние годы Виктор Ющенко, а особенно Михаил Саакашвили показаны на российском телевидении без цензуры. Образ президента Грузии в эфире наших федеральных телеканалов уже давно сводился разве что к показу того, как он жует свой галстук. Но у ВВС, как нетрудно догадаться, иная стилистика.
Вообще, когда слышишь авторский текст ВВС в эфире НТВ про "диктаторский режим Путина", про то, что "общественности надоела неспособность Медведева противостоять Путину", и многое другое, о чем давно не говорят по телевизору, недоумеваешь, как это все могло попасть в эфир НТВ. Вот, к примеру, комментарий к эпизоду, где рассказывается про приезд Владимира Путина на завод в Пикалево: "Если такая большая страна, как Россия, нуждалась в личном визите премьера, чтобы возобновить работу лишь одного завода, то у нее серьезные проблемы". По всему фильму рассыпаны мельчайшие детали российской общественно-политической жизни, о которых хорошо известно многим россиянам. Но только из интернета, а не из телеэфира.
Отдельная история, как создатели фильма "Путин, Россия и Запад" работают с интервью умело монтируя рассказы участников одного и того же события. Как тонко иллюстрируют их откровения, как тщательно подбирают архив. Дважды в середине и в самом конце фильма мелькают кадры, как в Киеве, во время военного парада 9 Мая на трибуне стоят Владимир Путин, Виктор Янукович и Дмитрий Медведев. Янукович, уже избранный президентом Украины, что-то жует. На крупном плане это очень заметно. Потом он достает из внутреннего кармана то ли жвачку, то ли леденец, предлагает сначала Медведеву. Тот охотно соглашается и тоже бодро начинает жевать. Потом Янукович разворачивается уже к Путину и тоже предлагает пожевать, но тот очень твердо отказывается, мотая головой. И вот все трое двое жуют, а третий нет так и стоят, принимая парад, и смотрят, как по киевскому Крещатику идут танки.
НТВ поставил фильм "Путин, Россия и Запад" на поздний вечер субботы и воскресенья (по две серии). Фильм шел в эфире с 22:55 и заканчивался во втором часу ночи. Это длинное кино, требующее погружения в содержание. Казалось бы, в такое позднее время смотреть его будет только избранная публика. Но в итоге рейтинги у фильма ВВС на НТВ были невероятно высокими и для подобного тайм-слота, и для подобного формата.
В субботу первые серии в Москве в среднем посмотрело более 17% аудитории (рейтинг около 6%). По стране в целом доля составила 14% с рейтингом выше 4%. В воскресенье зрителей было еще больше. Значит, тех, кто смотрел фильм в субботу, он увлек, его пришли досматривать, а какая-то часть аудитории подключилась уже к финалу. Тем более что ткань и структура фильма ВВС позволяет его смотреть с любой серии. В воскресенье третью серию "Путин, Россия и Запад" в Москве смотрело 19,5% зрителей (рейтинг 6,5%), а заключительную уже 22,4% аудитории (рейтинг 4,6%). В других городах тоже почти не отставали от москвичей: фильм ВВС посмотрело более 17% аудитории.
Такие показатели на НТВ чаще всего бывают у наиболее популярных у целевой аудитории канала форматов, таких как "Чистосердечное признание", "Русские сенсации", "Программа "Максимум"". Так что фильм о внутренней и внешней политике России и о Путине, хотя самого его в фильме не так много, российские зрители оценили высоко. ВВС можно поздравить с успехом.
О том, какой была стилистика сюжетов о митинге 23 февраля в поддержку Владимира Путина, весьма показательно можно было увидеть на примере лишь одного эпизода в эфире того же НТВ. В 19:00 в итоговой программе "Сегодня" корреспондент Роман Соболь среди прочего информирует своих зрителей: "Уральские рабочие приехали в Москву, зафрахтовав (!) целый поезд... Даже с Дальнего Востока делегаты прилетели". На какие средства это могут позволить себе "уральские рабочие" и другие "делегаты", корреспондент, конечно, не сообщал. А спустя всего два часа на этом же канале в программе "Центральное телевидение" тема митинга в репортаже Родиона Чепеля выглядела уже иначе: "С самого утра, несмотря на выходной, на митинг работала вся транспортная система столицы... На вокзалы вне расписания прибывали спецсоставы из регионов с тем самым уральским рабочим классом. Они добирались... 30 часов и тем же вечером отправлялись обратно". Казалось бы, разница в словах, в интонации, стиле. А смысл происходящего в итоге отличается радикально.
"Центральное телевидение" по-прежнему белая ворона в отражении общественно-политических событий. Доверие зрителей вылилось в этот раз в высокие рейтинги (доля аудитории около 17%). Эта передача была единственной, которая по сути и подробно говорила об акции "Белый круг", проходившей в Москве 26 февраля. На остальных телеканалах либо совсем не было такого события, либо под него отдавали несколько эфирных секунд и подавали таким образом, что лучше бы вообще ничего не рассказывали.
И еще об НТВ. Совсем о другом. Несколько дней, включая выходные, в межпрограммке канала шел проморолик, который просто невозможно не заметить. Он посвящен премьере сериала "Ментовские войны-5", показ которого начался 27 февраля. Этот анонс сделан на основе текста легендарной "Священной войны" Лебедева-Кумача: "Садись, страна огромная, // Гляди на смертный бой // С бандитской силой темною, с проклятою братвой. // Пусть ярость благородная // Вскипает, как волна. // Идет кино народное // Ментовская война". И заканчивается эта реклама так: ""Ментовские войны-5". Долгожданный новый сезон". Интересно, когда на НТВ придумывают и запускают такие анонсы, кто-нибудь вообще хоть о чем-нибудь думает?
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ