Пока на телеэкране продолжают внедрять и поддерживать мысль о том, что в стране идет борьба с коррупцией. Для подогрева этой темы в очаг периодически подбрасывают какие-то поленца. Но что-то пламя не сильно разгорается и совершенно неясно, есть ли вообще шанс осуществиться желаниям Аркадия Мамонтова: сделать, как он мечтал, 20-серийный цикл передач под названием "Коррупция".
Но если Аркадий Мамонтов как ветеран движения все время сейчас на слуху, то вот о герое другого тележанра все немного подзабыли. С коррупцией на экране он не борется, но его вклад в борьбу за массовое сознание населения весьма велик. В эти выходные Евгений Петросян вновь напомнил о себе, да еще как! Четыре часа эфирного воскресного времени отдал под его бенефис "50 лет на эстраде" (почти с 17 лет, между прочим, человек выступает в этом нелегком жанре) государственный канал "Россия 1" с 16:00 до 20:00. Благодарные зрители отплатили за этот бенефис высокими рейтингами. В течение четырех часов зрители Москвы и других городов страны был единодушны в своем выборе они хотели смотреть бенефис Петросяна. Доля аудитории к его началу у канала выросла фактически вдвое. То есть абсолютно адресный интерес: 17,6% зрителей в Москве, по стране в целом и вовсе 21,3% (с рейтингом выше 7%).
Более того, бенефис Петросяна в воскресенье не только собрал максимальные показатели за весь день, он еще и увел у конкурентов зрителей: рейтинги "Первого канала" и НТВ в то время, когда на "России 1" выступал Евгений Петросян и артисты, его поздравляющие, резко упали. На НТВ зрители вернулись, как раз когда бенефис закончился, после 20:00. Примечательно: на "Первом канале" в воскресенье как раз до начала "Бенефиса Евгения Петросяна" шел документальный фильм с говорящим за себя названием "Тайные знаки конца света". Судя по рейтингам, это событие чрезвычайно занимает массовую аудиторию. Фильм шел на "Первом" с 15:10 до 16:10 и успел удачно просочиться в эфир до появления Петросяна у конкурентов. И в итоге у него доля аудитории 16,2% в Москве и 17,7% в других городах страны.
Понятно, что этот фильм, судя по рейтинговой динамике, аудитория оценила. Доля "Первого" к началу "Тайных знаков конца света" заметно подросла. А закончился фильм, и зрители ушли рейтинги снизились. И вот примерно какая картина мира получается: посмотрели зрители фильм про так беспокоящий всех конец света, потом на четыре часа на бенефис Евгения Вагановича Петросяна, а потом можно и на НТВ, на "Чистосердечное признание".
"Вести недели", которые шли на "России 1" сразу за бенефисом, не могут похвастаться такими же показателями. Закончили чествовать любимого артиста, и зрители пошли по другим каналам. Дмитрий Киселев, конечно, в одиночестве не остался, но до Евгения Петросяна с точки зрения рейтингов ему еще пока далеко. В остальном может быть и подтянется. Но Петросян в очередной раз доказал, что он живее всех живых. Кстати, на следующей неделе на канале "Россия 1" в воскресенье еще один бенефис и тоже почти на четыре часа с 15:45 до 20:00 программе "Аншлаг" 25 лет. Думали, что ее уже нет? Ошибаетесь. Верные зрители уже ждут.
Бенефисы в телеэфире бывают разные. На канале "Культура" их на каждой неделе сразу несколько. Стилистика, понятное дело, там совсем другая. И реакция зрителей несравнима с каналами массового потребления. На прошлой неделе свой юбилей отмечала Виктория Токарева. Четыре вечера подряд в лучшее время на "Культуре" шел фильм компании "Авторское телевидение" "Она написала себе роль...". В кадре Токарева, которая рассказывала о себе, о своей жизни, о времени, о тех, с кем работала, кого знала, кого любила и любит... А за кадром был Анатолий Малкин, который задавал ей вопросы. И жанр получился какой-то совсем особый: это даже не интервью в чистом виде, это диалог двух людей, переходящий в монолог Токаревой-писательницы и Токаревой-женщины. Разговор этот местами был провокативным. Малкин часто перебивал Токареву, задавал неудобные вопросы, которые кололи, как шипы. И, казалось бы, диалога могло не получиться. Но от этих острых и глубоких проникновений в суть человеческих отношений разговор только выигрывал. Тот случай, когда от экрана было не оторваться. И венец всему циклу, конечно, заключительная, четвертая часть, где Виктория Токарева, как никогда откровенно, рассказывала о своей главной любви в жизни о Георгии Данелии. Их отношения длились 15 лет. Вместе начинали работать над первыми сценариями, написанными Токаревой. "Вы понимали, что это ваша судьба?" спросил ее Малкин. "Нет, я не понимала, мне просто было интересно... Но я смотрела на него так же, как смотрит героиня Нееловой на Бузыкина в "Осеннем марафоне"", добавляет Токарева. "Этот фильм Данелии о вас, о ваших отношениях?" Пауза. В этой части фильма вообще много пауз. Но пауз, говорящих.
Конечно, в каких-то моментах можно было бы формально промолчать, где-то деликатно уйти от ответа. Но между закадровыми вопросами автора и словами его собеседницы возникает какая-то неуловимая химия чувств, химия судьбы. "Из-за чего вы расстались?" "Из-за тяжелого накала страстей". "Есть истории, которые не укладываются в брак. Еще Бунин сказал, что настоящая любовь никогда не заканчивается браками", говорит она. Потом снова про отношения Токаревой и Данелии, еще и еще. Все глубже. И Малкин не уступает, он идет дальше: "Но ведь вы хотели этого...?" "Ну, на первом фильме, на втором, на третьем да. Но когда началась работа над шестым уже нет. Мир узнал меня, он звал меня к себе..." стала отвечать Токарева. И вроде бы дальше она хотела продолжить, но тут резкий и короткий вопрос Малкина: "Кто кому не простил?" И снова долгая пауза. "Я не помню", отвечает ему Токарева. И, наверное, самый пронзительный и драматичный кусок фильма "Она написала себе роль...", когда вечно излучающая на экране позитив писательница рассказывает, как из-за любви к Георгию Данелии, из-за сложности их отношений она в какой-то момент была готова покончить жизнь самоубийством. И только ее шестилетняя дочка, которая пришла к ней в комнату, чтобы спросить, умеет ли мама прыгать веревочкой, спасла и увела ее от этой трагедии. И этих мыслей. И пришлось Токаревой тогда скакать веревочкой... Представляете, как бы подобная исповедь могла звучать в эфире НТВ? Такому откровению там, конечно, могли бы позавидовать. И можно не сомневаться, что и анонс бы дали соответствующий, и тему веревочки обыграли, как требует формат канала.
На "Культуре" такие пронзительные, глубокие, тонкие исповеди звучат часто. Но этот цикл нерядовое событие. Работа Анатолия Малкина это большая его личная творческая удача. Это разговор из тех, какие запоминаются надолго. И конечно, дважды такие откровения не случаются. Здесь и Виктория Токарева выступила как равноценный партнер. Как соавтор. И это действительно настоящий ее бенефис. Конечно, рейтинги "Культуры" никогда не сравнятся с главными каналами. Но финальная часть цикла "Она написала себе роль..." собрала много зрителей. Это были максимальные показатели канала за день, вдвое больше, чем в среднем смотрят "Культуру".
Виктория Токарева, как известно, мастер женской прозы. Ее главная тема это история отношений мужчины и женщины. История любви. И сценарии двух главных сериалов прайм-тайма на "Первом канале" и "России 1" они вроде как тоже о любви, и о страданиях, и о поиске трудного женского счастья. Но от мира рассказов и повестей Виктории Токаревой это все очень далеко. Другой язык, другие приоритеты.
Жесткая идет борьба между двумя сериалами "Дорогой в пустоту" на "Первом канале" (ее режиссер Анна Гресь, автор бессмертного уже для телевизионного эфира рейтингового рекордсмена фильма "Доярка из Хацапетовки", его продолжение, кстати, как раз идет в предпрайме на канале "Россия 1", вряд ли случайно, зная "добрые" отношения каналов-конкурентов) и многолетним хитом "Всегда говори "всегда"" с непременной Марией Порошиной в роли главной героини. Там уже на марше сразу две новыхечасти восьмая и девятая. И в Москве, и в других городах страны с разницей 1-2% вперед вырывались поочередно то один сериал, то другой. На финише по итогам недели "Дорога в пустоту" поднялась по рейтингам чуть выше "Всегда говори "всегда"-8": доля аудитории по стране 23% против 21,9%. Но в начале наступившей недели историю девушки, прошедшей через тяготы жизни, рвущейся к своему счастью и к любимому, ставшему мужем другой женщины, уступает по рейтингам очередной истории семьи Баршевых, с которой по воле сценаристов все время случаются какие-то истории, дающие почву уже для девятой части, а почти нестареющие Мария Порошина и Ярослав Бойко все равно удерживают у телеэкранов около 17-20% телевизионной аудитории. В общем, аудитория "Первого канала" и "России 1" довольно плотно делит между собой эти два сериала. Ну и, конечно, зрители НТВ с очередной, третьей частью сериала "Дикий" (ясно по названию, что это не мелодрама, откуда ей на НТВ было бы взяться) тоже не отстают. Это выбор примерно 18% зрителей.
И вот как в итоге по результатам рейтингов выглядит десятка самых популярных телепроектов в стране за прошедшую неделю: десятое место у "Всегда говори "всегда"-9" ("Россия 1"), на девятом сериал НТВ "Брат за брата-2", на восьмом программа "Время", на седьмом как раз обосновался Евгений Петросян со своим бенефисом, на шестом еще раз "Всегда говори "всегда"", но часть восьмая. На пятом месте отечественная мелодрама "Костер на снегу" ("Россия 1"), на четвертом "Пусть говорят" Андрея Малахова (без него никуда), на третьем "Это моя собака" (еще одна мелодрама "России 1", без них также телевизионный мир, как правило, женской, чаще немолодой, аудитории становится тусклым), на втором "Дорога в пустоту" (и, надо признать, автор "Доярки из Хацапетовки", судя по рейтингам, не подвела своих верных зрителей). И лидер недели по рейтингам шоу "Голос" на "Первом канале". Его смотрят по-прежнему около четверти телевизионной аудитории. Тут, кстати, тоже: что ни выпуск то бенефис. Не оторвешься.
Впрочем, глядя на топ-десятку недели, в очередной раз убеждаешься, что телевидение это вообще сплошной бенефис. Бенефис глазами зрителей.
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ