Владимир Федорин, главный редактор Forbes Украина, рассказал порталу MediaJOBS.RU о том, на какие форматы следует ориентироваться и как добиться успеха молодым журналистам.
Владимир, первый вопрос как главному редактору: от каких профессионалов в первую очередь зависит успех журнала сегодня?
В любом издании есть две главные функции — издательская и редакционная. Прежде всего профессионалом должен быть издатель. Без реалистичного бизнес-плана, правильного распределения ролей между коммерческой частью и редакцией, готовности и способности издателя выдерживать давление извне на успех рассчитывать трудно.
Каким образом будет сконструирована сильная редакция — с главным редактором-харизматиком или с командой единомышленников, в которой лидерская функция распределена более равномерно,-это уже второй вопрос. Важно, чтобы в редакции было ясное понимание, что и ради кого она делает. Редактор, репортер, дизайнер должны «знать свой маневр», работая на общую цель — делать лучшее издание в своей нише или на своем рынке.
Как строилась команда в Forbes Украина — Вы ведь начинали журнал с нуля?
К моему удивлению собрать сильную команду в Киеве было проще, чем в Москве. Я вышел на работу 1 декабря прошлого года, а к концу декабря штат был на три четверти сформирован. Для сравнения: когда в 2005 году я формировал свой отдел в журнале SmartMoney, наем шести репортеров занял около трех месяцев.
У меня есть несколько объяснений этому.
Год спустя могу оценить результаты найма как достаточно неплохие: команда работала в очень трудозатратном режиме стартапа, при этом текучка кадров — меньше 20%. Такой показатель характерен для устоявшихся изданий.
Расскажите, пожалуйста, о профессии главного редактора и основных обязанностях главного редактора такого журнала как Forbes?
Я скептически отношусь к представлению о том, что главный редактор — это профессия. Фигура профессионального главного редактора, периодически пересаживающегося из одного издания в другое, не внушает мне доверия.
В моем понимании главный редактор должен хорошо справляться с тремя функциями. Он отвечает за то, чтобы издание было востребованным, то есть интересным, за то, чтобы сотрудники старались работать как можно лучше, и за контроль над издержками.
В первую очередь он должен хорошо справляться с редакторской функцией: чувствовать тексты, задавать правильные вопросы, формировать повестку дня. Как и любой редактор, главред должен быть надежной крышей для издания и для сотрудников: разделять с ними ответственность за ошибки, вдохновлять на подвиги, особенно если это сопряжено с риском
Примерно такими принципами я и руководствуюсь в Forbes Украина.
Как бы Вы определили разницу в требованиях к журналистам, корреспондентам, редакторам, арт-директорам и фотографам в сегментах деловой, новостной и глянцевой журналистики?
Если мы говорим о качественных изданиях, то разница только в предмете и методе изображения. Неважно о чем речь — глянец это, новости или деловой журнал — каждому сотруднику нужно стремиться к тому, чтобы быть на своей поляне как максимум номером один, как минимум входить в первую тройку. Не врать, стараться находить эксклюзивные истории, подробности, ракурсы.
Какие квалификации в печатных СМИ сегодня в наибольшем дефиците?
В Украине, на мой взгляд, существенная нехватка сильных редакторов. В России редакторов и журналистов достаточно, но в нулевые годы стало меньше профессиональных издателей, способных делать честные журналы и газеты.
Пресса и интернет-СМИ. Off-line
Пока все выглядит так, что главными жертвами оттока читателей в интернет станут ежедневки. По моему мнению, журнальные бренды, по крайней мере в нашей части света, ближайшие пять-десять лет будут чувствовать себя достаточно уверенно и даже расширять аудиторию за счет добавления различных электронных платформ.
Молодым журналистам (и не только им) могу посоветовать только одно: заниматься тем, от чего их «прет». Репортажи — очень хорошо, эксклюзивные новости — тоже здорово. Уверен, что спрос на качественный контент будет только расти, и хорошие журналисты будут востребованы и через 10 лет и через 50.
Опираясь на Ваш личный опыт и опыт Ваших коллег — главных редакторов других изданий, скажите, есть ли типичные шаги в карьере от выпускника университета до главного редактора?
Типичная карьера: хорошее (не журналистское) базовое высшее образование — поиски себя (лично я переводил на русский исторические детективы и кодекс римско-католического канонического права, работал агентом по рекламе и т. п.) — работа на начальных позициях в СМИ — профессиональный и карьерный рост
Каковы ваши личные критерии при выборе сотрудника? Какие профессиональные качества являются преимуществом при равном опыте?
Хороший журналист/редактор получает удовольствие от того, что он делает. Если человек грамотный, но «выгоревший», мало чем интересующийся, то и мне с ним/ней не интересно.
Если суммировать качества идеального репортера, я бы выделил следующие: образованность, начитанность, неравнодушие, упорство.
В журналистике Владимир почти 15 лет. Был репортером и редактором в газете Ведомости, участвовал в запуске еженедельника SmartMoney — несмотря на то, что проект в 2009 году закрылся, гордится тем, что был одним из его «отцов-основателей». С 2008 по 2010 годы — первый заместитель главного редактора Forbes Россия. Победитель Всероссийского конкурса «Русский язык в электронных СМИ» в номинации «Слово обозревателя» — за цикл колонок в журнале Руський Newsweek. «Журналист года» по версии Российского союза промышленников и предпринимателей — за цикл интервью с участниками событий 1991 года.
Источник: MediaJOBS.RU