Internews Kazakhstan

Что могло тронуть опытного зрителя в уходящем телесезоне

Cоздан:   пн, 28/06/2010 - 10:18
Категория:
Тэги:

«Не могу смотреть ТВ в последнее время. Скучно, иногда противно. Но чаще просто наваливается тоска от этих информационных выпусков, псевдополитических ток-шоу с темами, которые разочаровывают либо в народе, либо в журналистах. Политики-аналитики-общественники могут уже просто не раскрывать ртов — достаточно знать тему, и нет никаких сомнений в том, что польется из них. Достало смакование чужой беды и публичное полоскание грязного белья. Торжество уродства, в том числе и морального, и постоянная игра в гламурную ностальгию с распеванием песен и сдуванием пыли с воспоминаний. Калька в передачах пришла на смену мысли — заимствуются уже форматы, образы ведущих, герои, темы, сериалы, шоу...» — не правда ли, достаточно точная картина нашего ТВ? Я, к примеру, готова подписаться под размышлениями бывшего телеведущего Владимира Соловьева, обнаруженными мною на его блоге на сайте «Эха Москвы». Поэтому решила сделать обзор заканчивающегося сезона не в обычной канонической форме сухого анализа, а в свободной. Рассказать о том, что тронуло меня как опытного зрителя.

Открытия сезона случились не на федеральных, а на дециметровых каналах. (Если, конечно, не считать сериала «Школа» на Первом, явления скорее общественно-социального, чем телевизионного — достаточно вспомнить конгениальный депутатско-чиновничий пиар по выходу первой серии!) Уже после двух выпусков ток-шоу «Справедливость» (РЕН ТВ) с Андреем Макаровым стало ясно — это на сегодня лучший дискуссионный формат на российском ТВ. Поначалу макаровская манера ведения раздражала — хотелось спросить, что это он тут актерствует, интересничает, работает под Плевако, а также судью и прокурора вместе взятых?.. В итоге это и захватило. Надо признать: Андрей Михайлович мастерски пользуется своими профессиональными наработками. Точный вопрос, подчеркивание ответа, отсекание ненужного в дискуссии. Поблагодарить человека за приход в студию, восхититься его смелостью, тем самым усыпив бдительность, и оп — мордой об стол!

До появления «Справедливости», посещая в статусе эксперта разные программы, Макаров не выбивался из общего строя, скорее раздражая своей депутатской персоной, чем восхищая.

Дорогой юмор

Вторая заметная удача сезона (и щелчок по носу юмористическиx форматов больших каналов) — комедийное шоу «Одна за всех» на «Домашнем» с блестящей пародисткой Анной Ардовой. Оказывается, для успешности и рейтингов («Одна за всех» обходила самого «Доктора Хауса»!) достаточно найти хорошихи актеров и писать остроумные, без намека на пошлость тексты. С чего федеральные каналы решили, что чем больше вбухать денег в юмористический проект, тем он окажется удачнее и смешнее?.. Кроме недоумения по поводу шуток ниже пояса, разве что завернутых в дорогие декорации, ничем не порадовали ни «Чета Пиночетов», ни «Бульдог-шоу» — премьеры сезона на канале НТВ.

Схоже мыслят, видимо, и на канале ТНТ — там в честь своего пятилетия решил обновиться «Камеди-клаб». Не только путем увеличения хронометража, появления видеофрагментов на большом экране, но и путем повышения общей помпезности. Маленький зальчик со столиками в «Атриуме» заменили на большой концертный зал Golden Palase со зрительскими рядами. Мгновенно исчезла атмосфера клубного стенд-апа, где позволительны и даже органичны соленые шутки, — пошлость стала выпирать. При этом продюсер проекта Джанибекян с чрезвычайной гордостью заявляет журналистам: «Новый формат стоит огромных — подчеркните это слово — просто неприлично огромных денег». А я бы для личного пользования от всего нового формата оставила мини-сериал «Митрич» с Сергеем Светлаковым про пьющего мужика из российской деревеньки. И, пожалуй, еще одного нового персонажа — кандидата в депутаты от партии «За правильную Россию» Егора Батрудова (резидент Тимур Батрутдинов). И тот, и другой эпизоды, кстати, требуют минимальных затрат.

На неизменно хорошем уровне остаются юмористические проекты Первого канала — «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон». Новинка сезона «Мульт личности», несмотря на 3D-технологии, кажется чем-то вроде фарса от «Кукол»; по-моему, неприлично все время высмеивать руководителей чужих государств плюс Максима Галкина, который, видите ли, посмел уйти на «Россию».

«Девчата».

Кстати, что касается неудачного клона «Прожектора...» на канале «Россия», премьеры «Девчата», — необходимость ее появления для меня загадка. Что задумывалось-то? Если пародия на «Прожекторперисхилтон» — так она не получилась. И как бы ей получиться, если ребята в «Прожекторе...» — и шоумены, и генераторы идей, и отличные импровизаторы. Девчата же шуток не пишут, лишь с переменным успехом их воспроизводят...

Что порадовало

Канал «Россия» я бы поблагодарила за другую премьеру — «Специальный корреспондент» в новом формате, который считаю самой значимой общественно-социальной программой сезона. Уровень репортажей-расследований в этой программе таков, что сделал бы честь любому западному каналу, а содержание их стало бы предметом обсуждения на национальном уровне в любой европейской стране. Хочу особенно отметить работу Бориса Соболева — репортера просто бесценного в жанре социальных расследований (еще один репортер, которого хотелось бы отметить, — Леонид Канфер с РЕН ТВ, работающий в горячих точках, как правило, под звуки близкой перестрелки). Еще все увидели, что ведущая Мария Ситтель — не просто красавица, но и умница, упорно копающая вглубь и по-хорошему «достающая» экспертов.

То, что лучшие информационно-новостные программы идут на канале РЕН ТВ — факт общепризнанный (во всяком случае, телекритиками): это итоговая передача дня «24» с Михаилом Осокиным и итоговая передача недели — «Неделя» с Марианной Максимовской. Получается, и здесь — вопрос не денег?.. Ведь возможности дециметрового канала в информационном производстве попросту не сравнить с возможностями и базой каналов федеральных...

С приходом на «Культуру» сильного продюссера Сергея Шумакова, он несколько оживилась. Тем не менее есть масса вопросов: что это за жуть с двумя ведущими происходит в «Магии кино», которую много лет преотлично вел Сэм Клебанов? Зачем было брать название культовой передачи «Пресс-клуб», присоединив к нему число 21, и выпустить невзрачный продукт, в котором от клуба — только кофейная пауза перед камерами? Однако задать эти и другие вопросы Шумакову нет никакой возможности, поскольку он упорно отказывается от интервью.

Что касается ТВ Центра — прорывов не было, событий не было. Всегда интересно смотреть заслуженный старый формат «100 вопросов взрослому». Иногда интересно посмотреть — в зависимости от гостя и от того, насколько сильно тянут на себя одеяло ведущие — «Временно доступен». Приятно видеть точную и профессиональную работу Ильи Колосова в «25-м часе».

Внимание: Пятый!

О работе российского ТВ в первые часы после трагедии 29 марта все сказано. Первый сюжет о случившемся в московском метро показало CNN — тогда, когда на отечественном ТВ «модно приговаривали», восхищались Бабкиной и кулинарили. Проведя этот день у телеэкрана хочу сказать — самой информативной, конструктивной в подаче материала мне показалась идущая в прямом эфире «Открытая студия» (Пятый канал) с Никой Стрижак. Это вообще самая захватывающая передача на сегодняшний день в российском телеэфире — в первую очередь благодаря самой Нике. Она очень неравнодушный человек и профессионал высочайшего класса. Надо уложиться по времени, надо раскрыть тему, надо соответствовать собеседникам, надо направлять беседу — она гениально справляется со всем. А какие страсти творятся в ее прямом эфире между приглашенными VIP — только держись! Недавно к «Открытой студии» добавилось ведение «Встреч на Моховой», где в первые пять минут Стрижак удается захватить и героя, и аудиторию; тот случай, когда ведущая находится в равной личностной весовой категории со своими гостями.

Это я уже перешла к мартовскому перезапуску Пятого канала — главному индустриальному событию сезона. Вызывает уважение и приязнь уже сама задумка — стать интеллектуальным ресурсом, вернуть интеллектуального зрителя к экрану, сделать ставку на личности ведущих. Светлана Сорокина, Сергей Майоров, Андрей Норкин, Дмитрий Быков, Ника Стрижак покоряют своей искренностью, полным отсутствием фальши, внутренней наполненностью. Мне с ними интересно, тепло и хорошо, я готова смотреть на них часами — как на огонь и воду. Уникален состав руководства: интеллектуал Владимир Ханумян (гендиректор НМГ-ТВ), создатель собственных форматов Наталья Никонова (генпродюсер Пятого), суперпрофи Александр Роднянский (председатель экспертного совета НМГ) — всё люди неравнодушные, с аналитическим складом ума, живыми глазами и высочайшим творческим потенциалом. Признаться, не все пошло гладко на обновленном Пятом — например, интеллектуальный зритель не захотел смотреть изыски и нюансы от образца журналистского профессионализма Сергея Майорова, забуксовала по массе причин очень важная, очень нужная социальная передача «Дорогие мама и папа»... Но канал — живой, гибкий, он развивается, учитывая ошибки и неудачи; есть надежда, что он-то и станет каналом моей мечты. НГ


Подпись: Вера Цветкова

Источник: Лениздат