Internews Kazakhstan

«Пончик Люся» попрощалась с эфиром. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 17 по 23 октября

Cоздан:   чт, 27/10/2011 - 14:04
Категория:
Тэги:

Незабываемое название «Пончик Люся» больше не мелькнет ни в эфире, ни в телевизионной сетке. Показ этого сериала был прерван на середине. Еще на прошлой неделе я писала в «Телелидерах», что премьера «Пончика Люси» на канале «Россия 1» выглядела довольно концептуальной. Ведь первые две серии вышли в эфир 17 октября прямо следом за получасовым интервью Владимира Путина, которое он давал руководителям трех федеральных телеканалов. И эта программная связка — телеинтервью Путина и премьера «Пончика Люси» — была неповторима, как и само название. Стратегическая нагрузка, возложенная на сериал, тоже считывалась: недаром ради того, чтобы начать «Пончик Люся» вовремя, на час раньше перенесли показ «Спокойной ночи, малыши!».

Но даже закаленные на просмотрах многочисленных сериальных линеек зрители канала «Россия 1» не выдержали содержания «Пончика Люси». Сломались. Рейтинги оказались таковы, что канал в прайм-тайм катастрофически шел ко дну. В Москве на протяжении четырех дней показа доля сериала «Пончик Люся» в среднем не превышала 10% аудитории. Общероссийская аудитория, как это всегда водится на «России 1», была более благосклонной, но и здесь в среднем выше 13,5% доля не поднималась. Когда на «Первом» идут «Черные волки», чья доля по стране в целом превышала 20% зрителей (в Москве 15—16%), а на НТВ царствует «Глухарь» со своими запредельными 35%, то тут уже не до шуток. Тем более что до этого на «России 1» завалилась по рейтингам «Доярка из Хацапетовки-3»: здесь выше 10% доля так и не выросла. Но этот сериал любителям трилогии все же показали до конца. И второго коварного удара уже со стороны «Пончика Люси» государственный канал выдержать не мог. В общем, с долей 10% этот сериал сняли с эфира.

А с понедельника на «России 1» в топку конкуренции кинули один из главных своих стратегических запасов — сериал «Тайны следствия». Истории про следователя Марию Сергеевну в исполнении Анны Ковальчук очень любят российские зрители. Конечно, не так отчаянно, как майора Глухарева в исполнении Максима Аверина, но все-таки. Девятая по счету часть «Тайн...» будет выходить на «России 1» по три серии за вечер. Довольно рискованный программный ход. Потому что если еще «Черных волков», груз которых целиком тащит на себе лишь исполнитель главной роли Сергей Безруков, «Тайны следствия» вполне могут обойти по рейтингам, то обыграть премьерные серии «Улиц разбитых фонарей» (11-я часть!) и все того же «Глухаря...» на НТВ крайне сложно. Первые рейтинги по Москве подтверждают это: «Тайны следствия» собрали от 15% до 20% аудитории. «Улицы разбитых фонарей» —  те, что напротив «Тайн следствия», смотрело 22,5% зрителей. Ну, про «Глухарь. Возвращение» говорить не приходится: старт очередной серии начался в Москве на доле аудитории 24%, финал смотрело уже более 31% зрителей. Когда проценты аудитории переводятся в рубли, поступающие от продажи рекламы в этих сериалах, то все становится еще более наглядным. «Пончик Люся» с его 10% зрителей был обречен.

Сериалы по-прежнему смотрят миллионы российских зрителей и поэтому для наших телеканалов они остаются главной движущей силой, заполняющей вечерний прайм-тайм. Чем выше процент аудитории, тем дороже реклама в рамках этого эфирного времени.

На этой неделе еще один телепроект пал жертвой крайне низких рейтингов. 9 октября на «Первом канале» стартовала программа «Специальное задание». Это совместный проект телевидения и Министерства обороны. Более того, как было сказано в пресс-релизе канала, это «не столько телевизионное шоу, сколько реальный армейский эксперимент». О том, что эта премьера на «Первом» носила стратегический характер, указывало выбранное для показа время — разгар воскресного вечера (около 20:00). Ну и понятно, что патриотическое воспитание российских граждан посредством вот такого телевизионного проекта явно было в числе приоритетных задач. А иначе зачем тогда привлекать вооруженные силы Российской Федерации?! Не только же для эффектной картинки.

Суть «армейского эксперимента» сводилась к тому, что разного рода популярные люди (сейчас к ним относятся даже те, чьи фамилии вам вряд ли что-то скажут), ставшие участниками «Спецзадания», превращаются в новобранцев российской армии. И все вроде как настоящее: казарма, присяга, несение военной службы и подчинение старшим офицерам. А еще там разные испытания: караул, строевая подготовка, марш-броски, владение оружием, подъем по тревоге... Ну и это еще не все. В «Спецзадании» проводились различные войсковые операции с привлечением военной техники: танков Т-90, вертолетов МИ-8, «Черные акулы» Ка-50, внедорожников ТИГР. Представляете, какой размах?! И форма у наших представителей шоу-бизнеса такая, как в американских боевиках, но с российскими, разумеется, знаками отличия и всем, что положено образцово-показательному воину вооруженных сил РФ.

Все красиво и нарядно. Вот только динамики и драматургии у этого шоу не было совсем. Ведущие — Вера Брежнева в коротких шортах цвета хаки и Олег Тактаров, тоже словно сошедший из кадра супербоевика, — не добавляют никаких оригинальных красок в этот проект. Хотя в идеале шоу могло бы, наверное, получиться. Если применить к «Специальному заданию» наработки того же «Последнего героя», где психологизм был главной отличительной чертой этого увлекательнейшего шоу, то и результат был бы приличнее. Но «Спецзадание» совершенно не заинтересовало зрителей, хотя анонсировали его на «Первом канале» мощно. Первый выпуск программы в Москве собрал всего 12,5% зрителей. Для воскресного прайм-тайма это очень тревожный звонок. Общероссийский показатель был немного выше — около 16% доли, что тоже не ахти. А дальше совсем все плохо. Второй выпуск «Спецзадания» смотрело в Москве немногим более 7% зрителей, по стране — 11,6%. Закрыть «Специальное задание», как «Пончик Люся», невозможно. Как проект с участием Минобороны лишь после трех выпусков списать в утиль?

Ну а в это воскресенье вечером на «Первом» случилась абсолютная катастрофа с рейтингами. Я не припомню случая, чтобы шоу воскресного вечера на главном канале страны собирало у экранов всего... 4,8% телевизионной аудитории в Москве. По стране — чуть больше 9%. Но этот провал создатели устроили себе собственными руками. Естественно, дальше держать «Специальное задание» в прайм-тайме никто с такими рейтингами не будет. Патриотизм для госканала — вещь, конечно, важная. Но когда под угрозу попадает весь дальнейший вечер «Первого канала», включая очень низкие показатели итоговой программы «Воскресное „Время“», тут уже не до патриотического воспитания.

С 6 ноября «Специальное задание» выйдет в дневном эфире, после 12:00. Какой график будет дальше у передачи и насколько она задержится в эфире, предсказать невозможно. Но такие провальные рейтинги не оставляют никакого повода для оптимистического прогноза.

У кого хорошо с рейтингами, так это у ТНТ и НТВ. Но вот пришлось им из-за экстрасенсов столкнуться почти в лобовой атаке. На НТВ в пятницу в 19:30 вышел премьерный двухчасовой проект «Экстрасенсы против НТВ», а на ТНТ в 20:00 идет традиционно часовое шоу «Битва экстрасенсов» (уже даже трудно сказать, какой по счету сезон). На НТВ попытались формат окультурить, придать ему некую научность и благородство. Недаром привлекли в ведущие такого профессионала, как Павел Лобков. Но зрители совсем не клюнули на эту премьеру. Рейтинги для НТВ были очень низкие: в среднем около 11% зрителей смотрели эту «битву» на НТВ. А вот проект ТНТ даже не в целевой для себя аудитории старше 18 лет умудрился собрать около 15% зрителей (а среди тех, кому от 18 до 30 лет, — шоу «Битва экстрасенсов» смотрело аж 30% аудитории).

С сериалами на ТНТ тоже все неплохо. Премьерный сезон «Универа», который дополнился теперь названием «Новая общага», начиная с 10 октября, у молодой аудитории собирает какие-то умопомрачительные рейтинги: иногда доля доходит и до 40%. Но в среднем тех, кому до 30 лет, в числе зрителей «Универ. Новая общага» более трети.

А на НТВ в понедельник, как уже сообщал «Ъ», в качестве ведущей, вернулась Татьяна Миткова. Ее не было в эфире семь лет. И новый формат вечерних новостей, который теперь называется «Сегодня. Итоги», создан во многом под Миткову. Не стоит, конечно, ждать здесь каких-то особенных идеологических прорывов, поскольку новости остаются новостями. А на федеральном канале, каковым является НТВ, в нынешние времена проблематично ожидать какую-то политическую вольницу. Но есть еще мастерство и профессия, которыми Татьяна Миткова, конечно, наделена в полной мере. И то, что она в отличной рабочей форме, думаю, увидели все, кто включил в понедельник НТВ в 23:15. Конечно, есть волнение. И это понятно. Есть проблема студии, которую все время хочется «раздвинуть», создать пространство, изменить цвет и добавить воздуха. Есть проблема маленького хронометража. Но зрители Татьяну Миткову ждали. За последние две недели на НТВ выпуск в 23:15 получил в понедельник максимальные показатели: рейтинг почти 7% и долю около 22%. И здесь не только шлейф от высокой доли сериала «Глухарь...», который идет перед новостями. Есть еще и эффект от ожидаемого появления одной из лучших информационных ведущих российского телевидения. Почти убеждена, что в понедельник итоговый выпуск на НТВ, может быть даже ради любопытства, на один раз, включили даже те, кто давно перестал смотреть телевизор и НТВ в частности. Как бы там ни было, у Митковой есть шанс вернуть к вечерним новостям какую-то часть зрителей. Главное, не переоценивать ожидания.

А еще на этой неделе на НТВ будет прощание с майором Глухаревым. На радость всем конкурентам на канале заканчивается показ сериала «Глухарь. Возвращение». Похоже, что навсегда. Прощание анонсируют не иначе как национальный проект, а Максима Аверина, утопающего в цветах и славе, проводят в телеэфире, естественно, как национального героя. Думаю, даже Владимир Путин мог бы ему позавидовать.

Да, и еще. В воскресенье тут же, на НТВ, будут снова исповедоваться. В исповедальную очередь за Филиппом Киркоровым встал Николай Басков. Он тоже будет один на один со своим народом.

Арина Бородина


Источник: КоммерсантЪ