Телевидение широко отпраздновало юбилей Людмилы Гурченко. И это совершенно оправданно. Народная артистка СССР, настоящая звезда, не похожая ни на кого. Всегда немного особняком: играет, поет, танцует, эпатирует. И как
Еще лет пять назад, в канун предыдущей круглой даты Людмилы Гурченко, Леонид Парфенов снял один из самых своих необычных фильмов. Назывался он «Люся». Тогда его показали на «Первом канале» чуть ли не в десять утра. Рейтинг у фильма был высоким, да и доля аудитории весьма заметная почти 25%. И это ранним воскресным утром. Фильм смотрелся на одном дыхании. Необычная телевизионная форма рассказа, абсолютно новаторский тип монтажа... И, конечно, невероятная там была Гурченко! Вроде бы отстраненный внешне, но на самом деле глубоко погруженный в актрису и ее время Парфенов провел и саму Людмилу Гурченко, и зрителей через «Люсю» так, что она раскрылась во всю свою невероятную мощь в разных амплуа.
И вот спустя пять лет новый юбилей актрисы. Еще 31 октября на НТВ в рамках программы «Центральное телевидение» Вадим Такменев пригласил Людмилу Гурченко в студию. Интервью небольшое. Но, что называется, на разрыв аорты. Пронзительное, щемящее. Такменев в несколько минут сумел уложить все: и вопросы про личную семейную драму актрисы, и про ее одиночество, и про режиссерский дебют Гурченко. И вроде бы уже столько раз про ее разлады с дочерью говорили в многочисленных чистосердечных признаниях и прочих форматах того же НТВ. А у Вадима Такменева получилось спросить так органично, что не возникло даже малейшего ощущения, что телевидение в сотый раз беспардонно влезает в душу известной актрисы с вопросами о ее частной жизни. И ведущий слушал свою собеседницу, словно этот разговор для него сейчас самое главное на свете и нет ничего важнее этого интервью. В конце разговора в глазах у Гурченко блестели слезы. Могу предположить, что и у тех, кто смотрел это интервью в «Центральном телевидении», была подобная ответная реакция.
Иная форма интервью с актрисой, но тоже высшего пилотажа, была за день до юбилея в программе Бориса Бермана и Ильдара Жандарева «На ночь глядя» на «Первом канале». И тоже оторваться невозможно! Но тут уже совсем иная стилистика разговора. Никакой частной жизни, зато о профессиональной столько неожиданных и совсем непарадных признаний. О том, как не хотел ее снимать Алексей Герман в «Двадцати днях без войны», не скрывая некоторого пренебрежения актрисой, и как из всех многочисленных наград дорог Людмиле Гурченко полученный ею орден Трудового Красного знамени... А уж выбранные по личным ощущениям ведущих эпизоды из фильмов «Полеты во сне и наяву» и «Любовь и голуби» как эталонные работы актрисы дали почву для совершенно необычного поворота в разговоре с ней. И, как и в случае с Парфеновым, с Такменевым, Берман и Жандарев в этом почти часовом интервью вели за собой свою собеседницу, давая ей возможность подниматься на недосягаемую высоту и как женщине, и как актрисе. И было видно, что ее ответами и тем образом, который в итоге рождался в «На ночь глядя», поражены не только сами ведущие (хотя это далеко не первая их встреча в эфире), но и их героиня. Жаль, что глубокой ночью зрителей у этой программы было немного всего 8% аудитории. Но те, кто видел, вряд ли уже ее забудут.
А вот то, что делал на следующий день в специальном выпуске «Пусть говорят» с Людмилой Гурченко Андрей Малахов, вспоминать не хочется. Казалось бы, в этом ток-шоу есть хорошо обкатанный формат бенефис. В студии собираются гости, друзья, коллеги и чествуют юбиляра. Аналогичные программы были с участием Александра Серова, Юрия Антонова, Людмилы Сенчиной и многих других. И всегда такие выпуски программы «Пусть говорят» собирали доли под 30% аудитории. А тут вдруг отличный ведущий в жанре ток-шоу Андрей Малахов вступил ну совсем не на свое поле. Он почти час пытался брать интервью у Людмилы Гурченко. Смотреть на эти потуги ведущего Малахова в жанре телеинтервью было мучительно. И вроде бы взгляд внимательный, неравнодушный. Но стилистика беседы и вопросы совсем не попадали в точку. И сама актриса в этой беседе опустилась на тот уровень, который ее точно не красил. Хотя, понятно, что Людмила Гурченко может позволить себе все, наплевав на мнение окружающих. Но все же такой, какой она предстала в интервью с Андреем Малаховым, ее хочется видеть гораздо меньше, чем такой, как в «На ночь глядя». Да и рейтинговый итог не самый радостный для «Пусть говорят» доля в среднем около 21%.
А уж за шоу «Марковна. Перезагрузка», которое так активно анонсировали на НТВ и показали в минувшую пятницу, было просто неловко. В пресс-релизе канала режиссер этого телепроекта Хуан Ларра в частности говорит: «... В сценарии мы только обозначили берега, от которых будем отчаливать. Но никто, включая саму Люсю, не знает, куда мы приплывем...» Прямо так и хочется ответить: приплыли, ребята, конечная... Понятно, что эксплуатировать желание талантливой актрисы, всегда жаждущей новых форм в работе, не запрещено. Но всегда можно найти грань, чтобы остановиться. И профессионализм режиссеров и продюсеров состоит не в том, чтобы максимально выжимать соки из актрисы и эпатировать зрителей эксцентричной и смелой Гурченко, а чтобы вовремя подсказать, что нужно и что нельзя делать ей в кадре. А еще именно режиссер и продюсер должны вовремя сказать актрисе «стоп» и уберечь от произношения позорных текстов, если авторам не хватило умения отредактировать их до съемок.
«Марковна. Перезагрузка» это не мюзикл и не бенефис, хотя поет Людмила Гурченко и здесь замечательно, это просто
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ