Internews Kazakhstan

Законопроект «О телерадиовещании» приведет к госмонополии в сфере электронных СМИ Казахстана


Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана, Международный Фонд свободы слова «Адил Соз» при поддержке представительства ОБСЕ в Астане, Фонда Сорос-Казахстан провели в Астане круглый стол «Каким быть закону «О телерадивещании»?»

Как известно, осенью законопроект «О телерадиовещании», который в течение полугодия разрабатывался Министерством связи и информации РК, поступит на рассмотрение в Мажилис Парламента РК. В деятельности рабочей группы министерства активно участвовали представители гражданского сектора, в том числе и организаторы Круглого стола. 5 сентября 2011 г. было обнародовано Обращение неправительственных медиа-организаций в адрес депутатов Парламента РК, в котором говорится, что «наиболее принципиальные предложения общественности в законопроект не вошли. В результате ряд положений законопроекта «О телерадиовещании» утверждают монопольное положение государства на рынке электронных СМИ, содержат предпосылки для нарушения права общества на беспрепятственное получение и распространение информации и подрывают основы предпринимательства и принципов честной конкуренции в сфере телерадиовещания».



Как известно, осенью законопроект «О телерадиовещании», который в течение полугодия разрабатывался Министерством связи и информации РК, поступит на рассмотрение в Мажилис Парламента РК. В деятельности рабочей группы министерства активно участвовали представители гражданского сектора, в том числе и организаторы Круглого стола. 5 сентября 2011 г. было обнародовано Обращение неправительственных медиа-организаций в адрес депутатов Парламента РК, в котором говорится, что «наиболее принципиальные предложения общественности в законопроект не вошли. В результате ряд положений законопроекта «О телерадиовещании» утверждают монопольное положение государства на рынке электронных СМИ, содержат предпосылки для нарушения права общества на беспрепятственное получение и распространение информации и подрывают основы предпринимательства и принципов честной конкуренции в сфере телерадиовещания».

И вот ровно через неделю после Обращения депутаты Парламента РК, международные эксперты, представители Министерства связи и информации РК, медийные и международные организации, руководители негосударственных телеканалов, операторы кабельного ТВ, представители АО «Казтелерадио» собрались за Круглым столом. Для организаторов целью круглого стола было донести свою позицию по законопроекту до сведения присутствующих депутатов Парламента РК, поскольку возможность совершенствования законопроекта теперь только в их власти.

Вице-министр связи и информации Нурай Уразов, открывая Круглый стол отметил, что принятие закона позволит обеспечить конкурентоспособность отечественного эфирного телерадиовещания. Законопроект предусматривает регулирование IP-телевидения и кабельного вещания. В частности, кабельных операторов обяжут включать в базовый пакет все отечественные телеканалы, вещающие в регионе. Кроме того, зарубежные телеканалы, распространяющие сигнал на территории Казахстана, должны будут пройти регистрацию и соблюдать все требования закона – в том числе запрет рекламы алкоголя, пропаганды жестокости и насилия. Закон предполагает и полный переход с аналогового на цифровое вещание к 2015 году. В пилотном режиме первыми на цифровой формат перейдут Астана, Алматы и Караганда – в следующем году.

– Граждане имеют право выбора – какое телевидение смотреть им. Если речь идет конкретно о социально уязвимых слоях населения, то здесь нашим министерством сейчас прорабатывается вопрос по финансированию процесса закупки и распространения тем или иным способом среди населения на бесплатной основе, разумеется, ресиверов, подключив который, они смогут смотреть цифровое эфирное вещание, – сказал вице-министр связи и информации Н.Уразов.
Вице-министр озвучил официальную точку зрения министерства. Свои мнения по обсуждаемой теме высказали и другие участники круглого стола.

Директор Бюро представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Андрей Рихтер анализировал и первый вариант законопроекта, и нынешний – второй. Мнение его неутешительно: законопроект не улучшился. По его мнению, следует "предусмотреть преобразование государственного телевидения в общественное, а в "переходный период предусмотреть в законопроекте позитивные обязательства государственного телерадиовещателя по служению общественным интересам". Он также считает, что в законопроекте нужно "установить ясные критерии определения победителя в конкурсах на использование радиочастотного спектра для целей телерадиовещания и на вхождение в перечень теле-, радиоканалов свободного доступа".
Помимо этого, считает А.Рихтер, следует отменить положение об "ограничении использования других языков, кроме казахского", при этом "пересмотреть ограничение на ретрансляцию зарубежных программ и каналов".

"Главной моей рекомендацией является призыв к разработчикам законопроекта и правительству Республики Казахстан учесть замечания к законопроекту, предлагаемые со стороны гражданского общества и самих вещателей, входящих в состав рабочей группы, а также международных организаций", – сказал А.Рихтер в Астане в ходе круглого стола. Директор Бюро представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Андрей Рихтер призвал власти Казахстана привести законопроект в соответствие с международными обязательствами и существующей в странах ОБСЕ практикой регулирования телерадиовещания.

Советник по юридическим вопросам Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ Дмитрий Нурумов в своем выступлении высказал ряд замечаний для улучшения законопроекта «О телерадиовещании» с тем, чтобы он лучше соответствовал обязательствам Казахстана как члена ОБСЕ по вопросам защиты национальных меньшинств. Они касались следующих вопросов:
- такой важный для многонационального казахстанского общества законопроект «О телерадиовещании» должен быть согласован с национальными диаспорами, живущими в Казахстане;
- чрезмерное государственное регулирования языковой политики в области телерадиовещания должно быть пересмотрено или изменено в пользу предоставления частным вещателям альтернативных способов стимулирования их к производству телевизионного контента на государственном языке;
- государство должно выработать и применять специальные позитивные меры для развития языков вещания.

В своем выступлении исполнительный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева обратила внимание на то, к чему на практике приведет такой закон – переделу рынка и государственной монополии на электронные СМИ. Ведь при переходе на цифровое вещание телеканалы лишаются частоты и подпадают в полную техническую и финансовую зависимость от госмонополиста АО «Казтелерадио» в статусе Национального оператора телерадиовещания согласно законопроекту. В таких условиях говорить о свободе слова, плюрализме СМИ, поиске и доступе к разнообразным каналам информации уже не приходится.

«О качестве законопроектов, которые поступают к депутатам, мы наслышаны, – сказала Ш.Жаксыбаева, – Но здесь речь идет не о качестве, а о концепции законопроекта, который учитывает исключительно интересы государства как участника рынка. И полностью игнорируются интересы населения, из карманов которых и оплачивается этот многомиллиардный проект. Естественно, что законопроект нравится разработчикам. Но население, которое лишается телеканалов разной формы собственности, а значит и их содержания и телеканалы, которые теряют бизнес в пользу государства, не разделяют такого восторга».

Она заметила, что согласно нашим международным обязательствам суть законопроекта «О телерадиовещании», должна была заключаться не в описании перехода на цифровое вещание (это предмет Программы перехода на ЦТВ), а в регулировании вопроса, который уже 2 десятка лет висит на повестке дня Казахстана, как члена ОБСЕ с 1992 года, и заключается в преобразовании государственных каналов в общественные.

В своем выступлении Шолпан Жаксыбаева сформулировала следующие варианты недопущения госмонополии в сфере телевещания, которые еще не поздно внести в законопроект:
- законопроект должен содержать гарантии сохранения всех имеющихся на сегодня вещателей и, в первую очередь, региональных телеканалов. Для этого законопроект должен предусмотреть возможность создания телеканалом на базе имеющейся у него частоты регионального (местного) частного мультиплекса;
- законодательно закрепить бессрочность нахождения в обязательном пакете программ для всех существующих на сегодня телеканалов;
- национальный оператор телерадиовещания для целей телерадиовещания имеет право получить без проведения конкурса частоты только для трансляции обязательных программ. Распространением всех остальных должны заниматься частные операторы телерадиовещания;
- в законопроекте должно быть четко прописано каким образом, на какой срок, и на каких условиях гарантируется для вещателей «место» в мультиплексе для их каналов;
- должны быть предусмотрены компенсации вещателям, которые выкупили свои частоты за солидные суммы.

Также Ш.Жаксыбаева обратилась к депутатам с просьбой привлечь НАТ Казахстана и другие медийные организации к участию в рабочей группе по законопроекту «О телерадиовещании», которая будет сформирована в Мажилисе.

На Круглом столе эта тема затронула многих присутствующих в зале руководителей региональных телекомпаний. Генеральный директор одной из ведущих региональных телекомпаний «Отырар» Валентина Куликова рассказала о том, каким тернистым, долгим и затратным был путь к успеху. Именно на этом телеканале в свое время была открыта первая в Казахстане детская редакция телевещания на казахском языке. Почти на каждом национальном телеканале работают журналисты-выходцы с телеканала «Отырар». По опросу, проведенному НАТ в 2010 году 75 процентов населения г.Шымкент хотели бы обязательно иметь в цифровом бесплатном пакете телеканал «Отырар». «И вот теперь, когда столько пережито, когда мы наконец добились долгожданного успеха, выясняется, что мы собственно уже и не нужны и можем уходить…», – горько заключила она.

Зульфия Арефьева, директор Костанайского телеканала «Алау», который в рейтинге популярности занимает первое место в регионе, говорила о роли региональных телеканалов: «Телезрители в регионе доверяют местным СМИ, потому что у местных каналов есть свое существенное конкурентное преимущество – гораздо больший интерес к местным источникам информации среди населения и большее доверие к региональным, чем национальным СМИ». Также она сообщила о технической и творческой готовности телеканала вещать в составе спутникового пакета.

Ярким было выступление генерального директора одного из лидирующих региональных телекомпаний «TV-арт» Руслана Никоновича: «В свое время много говорилось о завышенных ценах на услуги монополиста в области связи. Монополист-связист утверждал обратное и даже сравнивал наши цены с другими странами, сравнение всегда было в нашу пользу. Ситуация продолжалась до тех пор пока президент не озвучил размер миллиардной зарплаты первого руководителя этой компании-монополиста. Монополист конечно оправдался, сказав, что это не зарплата, а бонус! Но удивительным образом стоимость звонков пошла вниз… Там где монополизм – там всегда много непонятного»… Руслан Никонович считает, что для ускоренного развития конкурентоспособного телевидения в Казахстане, для привлечения инвестиций, необходимо предоставить возможность существующим региональным телеканалам организовывать частные мультиплексы. Чем больше каналов хороших и разных, тем больше казахстанских зрителей у цифрового наземного вещания, тем крепче информационная безопасность страны!

В своем выступлении Исполнительный директор «Интерньюс Казахстан» Маржан Ельшибаева познакомила участников Круглого стола с позицией «Интерньюс Казахстан» относительно ситуации вокруг Комиссии по развитию телерадиовещания в законопроекте:

«В п.1 ст.11 говорится, что Комиссия создается в целях учета и защиты общественных интересов в области телерадиовещания, а также удовлетворения потребностей населения в телеканалах». Однако статус Комиссии, высокая доля представительства исполнительных и законодательных органов в составе Комиссии при сокращении роли институтов гражданского общества и субъектов медиа-бизнеса в ее работе, ограниченные функции и полномочия, – все это свидетельствует о том, что Комиссия задумывалась как некая суррогатная структура, красивая по форме, но пустая по содержанию. Орган, не принимающий каких-либо решений самостоятельно, и ничего не может дать ни отрасли, ни обществу в целом.

Консультативно-совещательный орган при Правительстве РК по вопросам телерадиовещания, возможно, имеет право на существование, но только он, ни в коем случае, не должен подменять собой независимый регулирующий орган в сфере телерадиовещания, соответствующий хотя бы минимальным стандартам в этой области. Поскольку цели, задачи, состав полномочия и компетенции у этих структур различные, объединить их и/или скомпилировать не получится».
По итогам Круглого стола организаторами будут подготовлены Рекомендации, которые будут переданы депутатам Парламента Республики Казахстан.