Телевизионный оператор одна из главных творческих профессий телевидения. Зритель смотрит телепрограмму его глазами, и ее успех во многом зависит от отношения оператора к снимаемому материалу, от его творческого почерка и мастерства. А ведущий оператор это оператор, «возведенный в степень». Его задача создать наиболее полную, объемную картину события, чтобы зритель почувствовал себя его участником. О тонкостях своей профессии с читателями «МедиаПрофи» рассказывает главный оператор телевизионного технического центра «Останкино» Александр ЕРШОВ. Мастер-класс, что называется, идет в прямом эфире, на съемках юбилейной программы Александра Серова «Бесконечная любовь» в московском Концертном зале имени П. И. Чайковского.
Работа ведущего оператора на любой съемочной площадке начинается с подготовительного периода, который состоит из нескольких этапов. Первый этап: оператор обговаривает с режиссером, что именно хочет получить заказчик, в данном случае певец Александр Серов. Второй этап: в зависимости от пожеланий заказчика составляется список необходимой техники, то есть камер. Третий этап: под камеры заказывается оптика объективы, насадки, фильтры и прочее. Четвертый этап: камеры расставляются на месте будущей съемки. Расстановка камер иногда обговаривается заранее, но поскольку Концертный зал имени Чайковского помещение хорошо известное, говорить о том, куда какую камеру поставить, не имеет смысла, это все равно, что толочь воду в ступе. Мы снимали здесь бессчетное количество раз, поэтому знаем, как ставить камеры для съемки выступления танцевального ансамбля, или симфонического оркестра, или солиста с эстрадным ансамблем, вот как сейчас (фото 1).
НЕ МЕШАТЬ ЗРИТЕЛЮ...
Конечно, съемки съемкам рознь. Нередко бывает так, что заказчик самостоятельно определяет количество съемочной техники. Допустим, раньше предполагалось, что у нас будет шесть камер, а сейчас видите? Их уже восемь: шесть стационарных и два ТЖК телевизионных журналистских комплекта. Это портативные камеры с индивидуальными осветителями.
Что же касается стационарных камер, то задача камеры № 1 показывать сцену сбоку и сверху (фото 3 a, b), камера № 2 держит средний план на уровне сцены... (фото 4 a, b)
С камерой № 3 возникла маленькая проблема. Раньше камера стояла на сцене справа (фото 5 a). Зрителям, сидящим на крайних местах правой стороны, она бы загораживала обзор. РАНЬШЕ МЫ НЕ ОБРАЩАЛИ НА ЗРИТЕЛЕЙ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ, СТАВИЛИ КАМЕРЫ ТАМ, ГДЕ НАМ НУЖНО. А ТЕПЕРЬ, В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО БИЛЕТЫ СТОЯТ ВЕСЬМА ДОРОГО, МЫ РАСПОЛАГАЕМ КАМЕРЫ ТАК, ЧТОБЫ НЕ ЗАКРЫВАТЬ ОБЗОР. И проходы в зале стараемся не загораживать этого требует пожарная служба. Так что третья камера «переехала» к правому проходу первого амфитеатра (фото 5 b). Теперь она показывает сцену чуть сбоку (фото 5 c). Идем дальше: четвертая камера держит средний, а при необходимости и крупные планы сцены сверху (фото 6 a, b). Пятая общий план (фото 7 a, b), шестая дальний план (фото 8 a, b).
РОЯЛЬ СОЛИСТУ НЕ ПОМЕХА
ХОРОШИЙ РЕЖИССЕР, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ПОЛОН ТВОРЧЕСКИХ ПЛАНОВ, НИКОГДА НЕ БУДЕТ МЕШАТЬ ОПЕРАТОРУ. Это очень важно, это основной закон! Потому что если оператор настоящий, грамотный профессионал, он все сам увидит и все сам сделает. Когда режиссер говорит: «Нет, я хочу, чтобы было вот так и никак иначе» при просмотре обязательно вылезут все ляпы. Потом режиссер будет бить себя по голове, и говорить оператору: «Ах, почему я тебя не послушал?!» А уже поздно.
Вообще приятно, когда на съемках никто не проявляет ослиного упрямства и все понимают, как сделать лучше. Вот сейчас у нас была проблема, с ней я сталкивался уже неоднократно подиум для ударной установки поставили слишком близко к краю сцены. А куда деваться солисту? Солисту остается полтора метра рабочего пространства. Все остальное место занимает подиум. А как же остальные исполнители, они будут жаться по обе стороны подиума? Пришел директор Серова, мы это с ним спокойно обговорили, рабочие отодвинули подиум вглубь сцены. Теперь будет хорошо и солисту, и ударнику, и бас-гитаристу, и соло-гитаристу, и клавишнику, и пианисту вон рояль сколько места занимает в общем, все красиво разместятся на сцене, всем будет комфортно.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Можно сказать, что наиболее трудная часть работы оператора это сама съемка. За час до ее начала происходит сдача зала по свету, по планам съемки, по цветовому балансу, я провожу инструктаж операторов... Кстати, по поводу операторов. Некоторые работают из них совсем недавно, не прерывая образования. Вот, например, один был осветителем, мечтает овладеть операторским мастерством, но это довольно сложно. Сложно потому, что времени на подготовку нет, ему сразу приходится идти в бой. Если раньше оператора воспитывали, образно говоря, десятилетиями, то сейчас на подготовку уходит полгода, от силы год на различных курсах хотя, конечно, есть и институты с шестилетним образованием. Ребята учатся за свой счет. Сейчас пытаемся «раскрутить» ТТЦ на то, чтобы им оплачивали учебу.
После подготовки оператор уже должен уметь все... ну, не все, но очень многое. Послали его на съемку будь любезен привезти качественный материал. НА ОПЕРАТОРА ВОЗЛАГАЕТСЯ КОЛОССАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОТ НЕГО НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Подобного рода концерты снимаются
А есть еще операторы, которые хорошо работают с ТЖК. Им и указания даются особые: перемещаться по зрительному залу, то к сцене подойти, снять исполнителей снизу, то какого-нибудь зрителя держать крупнячком в кадре. Еще они снимают, как зрители аплодируют по окончании номера.
МЭТРЫ И ПРОФАНЫ
Каким должен быть ведущий оператор? Само собой, профессионалом высшего класса, таким, чтобы мог с любой камерой работать, на любом плане крупном, общем. Но этого мало. Ведущий оператор это особый склад характера, особый психологический тип. Прежде всего, он берет на себя ответственность за всю съемку. На это не каждый способен. На телевидении много операторов, которые проработали там не один десяток лет, но так и не поднялись до ведущих. Почему? Характер не тот.
Мы знаем, кто из наших сотрудников на что способен. Есть, например, супер-профи, их на нашем телевидении наберется десятка три. Они умеют решать любые поставленные задачи. Такого на любую камеру поставь он все сделает. Вести трансляцию матча из Лужников пожалуйста, снимать концерт в Кремле пожалуйста, он все это умеет. А ведь у каждого вида спорта и у каждого вида музыкального мероприятия свои особенности! Одно дело съемки эстрадного концерта, другое съемки джаз-оркестра, третье съемки симфонического оркестра. И здесь большое значение имеет опыт. Ведущий оператор, который отработал на телевидении лет тридцать-сорок, знаком с этими особенностями, поэтому заранее строит у себя в голове картинку, своеобразный план: по расстановке камер, по свету, по цвету, тем более, если он знаком с залом, в котором будет проходить съемка. Оператор уже знает: эту камеру туда, эту сюда, третью сбоку сцены на балконе... Все складывается из таких вот маленьких нюансов. И тогда во время трансляции концерта все планы буквально «дышат».
Всех операторов можно разделить на собственно операторов и неоператоров по одному простому признаку. ИСТИННЫЙ ОПЕРАТОР ВСЕГДА ВИДИТ КАРТИНКУ ДО ТОГО, КАК ОН НАЧИНАЕТ ЕЕ СНИМАТЬ. Вот он заходит в студию, перед ним пять, шесть, восемь камер. И нужно распределить планы так, чтобы каждая камера брала картинку, не похожую на картинку другой камеры. Каким образом это достигается? Разными ракурсами, разными крупняками, разными точками съемки в соответствии с географией съемочной площадки...
А есть категория операторов, которые не видят общую картину и действуют, что называется, от фонаря: «Давайте одну камеру поставим туда, другую сюда...» Это не оператор. Раньше таких горе-работников выгоняли взашей, а сейчас они нередко стоят за камерами. Конечно, серьезную работу им не поручают так, занимают в какой-нибудь ерунде.
О СВЕТЕ НЕ СПОРЯТ
Если проводятся съемки какого-нибудь грандиозного шоу, то ведущий оператор заранее обсуждает с осветителями световую партитуру. Во время съемок он сидит за монитором, на который поступает видеосигнал с ПТС, наблюдает за картинкой, общается с режиссером, техниками, операторами в общем, руководит процессом.
А сегодняшняя съемка носит трансляционный характер, поэтому мы почти не занимаемся светоустановкой. Осветители концертного зала сами выставляют свой стационарный свет. Мы не вмешиваемся в их работу, это некорректно. Мы видим, как они подсвечивают сцену, зал, и для нас главное, чтобы на лицах было достаточно света.
ПРИ СЪЕМКАХ КОНЦЕРТОВ ОЧЕНЬ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ СВЕТОВОЙ БАЛАНС И ЦВЕТОВУЮ ТЕМПЕРАТУРУ. Камеры не должны выпадать из общего светового и цветового потока. Дело в том, что у «пушек» (наиболее мощных осветительных приборов) цветовая температура составляет 5600 градусов такая температура характерна для естественного солнечного света. Остальные же осветительные приборы обладают цветовой температурой 3200 градусов это температура искусственного, бытового света. Если мы настроим цветовой баланс под «пушки», то лица, освещенные другими осветительными приборами, на мониторе будут красными. Если же мы настроим баланс под «бытовые приборы», то в свете «пушек» лица будут синими. Поэтому необходимо сбалансировать «пушки» и остальные приборы так, чтобы лица в любом случае имели натуральные цвета. Как этого достичь? Мы фильтруем световой поток «пушек» слабыми желтыми фильтрами, то есть «сажаем» цветовую температуру до 4000 градусов в этом случае цвета выглядят естественно.
Сейчас все камеры «завязаны» на режиссерский пульт, на ПТС, хотя изображение с каждой и пишется на свою кассету. И возникает новая проблема. Так же, как на свете не существует двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, невозможно подобрать две совершенно одинаковые камеры одна «краснит» изображение, другая «синит»... ПОЭТОМУ ВСЕ КАМЕРЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В СЪЕМКЕ, НЕОБХОДИМО СБАЛАНСИРОВАТЬ. Делается это, как правило, визуально: смотрят на мониторе изображения белой простынки, подаваемые с камер (фото 9), сравнивают, при необходимости ставят фильтры.
ЛЮБОВЬ ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
Оператор это не просто работа, это образ жизни. Он снимает буквально все, что видит людей, события, мероприятия, различные места... Он трудится не за страх, а за совесть, а главное за интерес. Мне интересно снимать! Я ведь почти весь мир объехал с камерой, даже в экспедициях Тура Хейердала участвовал. На Гавайях делал подводные съемки там места есть особые, где туристы прикармливают акул и скатов. Подводного бокса у меня тогда не было, ну и что? Голь на выдумки хитра! Брал камеру, ставил на нее широкоугольник, заворачивал в полиэтилен... Кадры получались дух захватывает! А еще я очень люблю снимать закаты, особенно морские. Ставишь на объектив голубой фильтр такая красота!
Настоящему оператору (как, впрочем, любому подлинному профессионалу) никак не обойтись без любви к своей профессии. НО ЭТА ЛЮБОВЬ ТРЕБУЕТ ИЗВЕСТНЫХ ЖЕРТВ ТАК, ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ ЗАБЫВАТЬ О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ. И это обязательно должен учитывать тот, кто желает стать настоящим профессионалом.
Автор: АЛЕКСАНДР ЕРШОВ
Рубрика: Телевидение
Источник: МедиаПрофи