Даниил Шардаков, Shard-copywriting
Это немыслимо! Чтобы я, человек с высшим образованием, попался на такой дешевый трюк. Сказать по правде, сейчас меня переполняют двойственные чувства. С одной стороны праведный гнев: «Ну как я мог на такое повестись?!» С другой восхищение: меня «обработали» настолько чисто и виртуозно, что будь я сторонним наблюдателем, я бы, наверное, аплодировал стоя. Но нет, я оказался жертвой и в самом эпицентре событий. Из этой ситуации я извлек ценный урок. И сейчас Вы поймете, о чем я говорю...
Мой друг работает в центре нетрадиционной медицины. Вернее, я бы сказал, полутрадиционной. В общем, они используют гипноз, гомеопатию, аккупунктурные техники и прочие методы, не получившие широкого распространения в официальных учреждениях здравоохранения...
Вы все еще читаете? Да будет Вам! Все, что написано выше не более чем бутафория. Вот настоящее начало статьи. Здесь. И, к слову, именно о начале мы с Вами сегодня и будем говорить. Готовы? Тогда устраивайтесь поудобнее, сегодня мы на реальных примерах рассмотрим, как начать статью, чтобы вовлечь читателя в чтение и не отпускать до самого конца!
Начало статьи: что такое лид, и с чем его едят
По статистике, человек определяет полезность материала в течение первых
С понятием лида связан очень важный принцип принцип перевернутой пирамиды, который гласит, что самую интересную, самую важную информацию надо размещать в первом абзаце. Однако это не является догмой. Существует масса способов сделать лид цепляющим, и многие из этих способов мы сегодня рассмотрим.
Да, но Вы помните, что начало публикации это второй шаг. Первым делом Вам нужно вызвать интерес с помощью заголовка.
До того как начать статью
Главное чтобы у Вашего материала была четкая структура, и начало подчеркивало его ценность, а не наоборот. Однако есть вещи, которые эту ценность убивают напрочь, и которых всеми силами нужно избегать. Вот некоторые из них.
Избитые клише. Избавьте себя от подражания тысячам авторов без фантазии, не имеющим ни малейшего понятия о том, как начать статью, чтобы она с ходу вызывала интерес у читателя.
Начало в стиле:
- Мобильные технологии существенно облегчили жизнь современному человеку.
- Сегодня новые технологии развиваются молниеносными темпами.
- Движение это жизнь.
Уже стали настолько избитыми, что ничего кроме налета скуки не вызывают.
Банальность. Еще один лидер среди типичных ошибок. Отличие от предыдущего пункта всеобъемлющая очевидность.
- Не бывает на свете одинаковых людей.
- Каждый из нас заботится о своем здоровье.
- Женщины отличаются от мужчин.
Словом, спасибо, Кэп! Как правило, подобные тривиальные фразы часто встречаются в дешевых текстах для сателлитов. Для серьезных публикаций они, естественно, не годятся.
Сложные хитросплетения. Еще одна распространенная ошибка делать первое предложение сверхсложным для восприятия.
Пример:
В свете тотальной глобализации становится актуальным вопрос рациональности совместного использования информационных ресурсов, которые, в свою очередь, с каждым днем представляют все большую ценность для международного информационного сообщества.
Все эти вещи утомляют читателя и вынуждают прервать чтение (иначе он умрет со скуки). Их еще называют водой, поскольку как таковой информационной ценности они не несут. Чтобы проверить цепкость лида, спросите мнения у друзей и знакомых. Наконец, поставьте себя на место читателя. Интересно ли Вам было бы читать такое начало?
Как начать статью: 11 проверенных подходов
Указывать на недостатки и на то, как делать не надо, может любой. Давайте рассмотрим несколько способов начать статью, которые с вероятностью более 90% заинтересуют Вашего читателя.
1. Золотой способ «Скользкая горка Шугермана»
Этот способ начала статьи придумал известный американский копирайтер Джо Шугерман. Называется этот подход «скользкой горкой». Он универсален и подходит для начала как обычных публикаций, так и продающих текстов.
Принципы «скользкой горки»:
- Первое предложение делается максимально коротким и недосказанным. Оно должно порождать интригу и вопрос, побуждая читателя прочитать второе предложение в поисках ответа.
- Второе предложение усиливает интригу, переводя читателя к третьему предложению и т. д. Идею Вы поняли.
Пример:
Продавать непросто. Особенно в нишах, где конкуренты тратят тысячи долларов на продвижение, рекламу и подкуп клиентов. Тем не менее, если не идти вслед за большинством, а включить мозги, то стать лидером вполне реально. И вот каким образом.
Видите? После первого предложения созревает вопрос: «Но?». После второго предложения этот вопрос усиливается: «Да, но?». После третьего предложения созревает вопрос «Как?». а после четвертого читателя уже не остановить.
Похожий прием я использовал для начала этой статьи, добавив немного эмоциональности. После первого предложения у Вас встал вопрос: «Что немыслимо?» затем этот вопрос усилился разгоревшейся интригой, которая с каждым предложением накалялась.
В этом месте есть вероятность того, что Вы думаете, дескать, «Это было ясно как день, начало банальное и скучное, баян, я такое уже видел!»
Отлично! Значит этот способ Вы усвоили и можете с успехом применять в собственной практике так, чтобы это было реально классно.
2. Факты или статистические данные
Ничто так не цепляет людей в начале статьи, как что-нибудь интересненькое. Приведите статистику или какой-нибудь любопытный факт, и человек будет читать Ваш текст.
Примеры:
- В США ежегодно утилизируются около
20-ти миллиардов подгузников. - Ученые установили, что люди не могут видеть сны, когда храпят.
- По статистике 1,5% людей на Планете имеют рыжий цвет волос.
3. Вопрос
Вопросы хороши тем, что люди на подсознательном уровне на них отвечают, а это вовлекает их в чтение. Вдвойне хорошо, если вопрос интригует.
Примеры:
- Вы знали, что Эйнштейн
до 4-х лет не умел говорить, и его считали отсталым ребенком? - Вы хотите, чтобы Вашу жизнь обеспечивал пассивных доход?
- Сколько времени у Вас уходит на купание?
4. Провокационная фраза
Один из моих любимых приемов. Заключается он в том, что Вы начинаете статью с провокационной фразы, вызывающей те или иные эмоции (чаще всего, негативные) у определенных групп читателей. Однако помните, что если Вы вызываете негатив, то должны потом его свести к нулю.
Примеры:
- Фанаты Beyonce идиоты.
- Если Вы не инопланетянин, Вы прочитаете следующее предложение.
- Глупо работать
на кого-то.
5. История или притча
Люди обожают истории.
Посмотрите на второй абзац этой статьи. Он написан как раз в формате истории.
6. Гипновставка
Не совсем типичное начало для традиционных статей. Однако этот прием часто используется в продающих текстах. Суть этого приема заключается в использовании таких оборотов как «Представьте...», «Вообразите...», «Вспомните...» и т. д.
Примеры:
- Представьте, что Вы капитан космического корабля.
- Вообразите, что Вы оказались в джунглях, где полно людоедов.
- Вспомните, как Вы бегали голеньким в детстве.
7. Цитата
Практика показывает, что еще один неплохой способ начать статью использовать умную цитату. Только если Вы используете этот прием, помните, что:
- Читатель должен понимать смысл этой цитаты.
- Цитата должна иметь непосредственное отношение к статье.
8. Тест
Еще один классный вариант для начала публикации это провести небольшой тест. Люди обожают проводить эксперименты и узнавать о себе
Примеры:
- Проверьте, к какому психотипу Вы относитесь.
- Если Вы ответите на пять простых вопросов Вы узнаете, в чем Ваша самая сильная сторона.
- Прежде чем продолжить чтение, пройдите небольшой тест, который покажет, допускаете ли вы типовые ошибки в английском языке.
9. Личный опыт
Люди любят, когда автор делится своими наблюдениями или опытом (особенно если этот опыт личный). В принципе, этот способ начать статью похож на историю, с той лишь разницей, что повествование идет от первого лица и может быть чрезмерно эмоциональным.
Примеры:
- Я хочу рассказать Вам историю, которая произошла со мной два месяца назад.
- Я не был самым красивым парнем в школе, но у меня было то, от чего девушки буквально вешались мне на шею.
- Ну все, приехали! Получи, деревня, трактор! Я опять наступил на те же грабли!
10. Акцент на проблеме или решении
Здесь все просто. Вы с ходу ставите проблему, актуальную для читателя, и обещаете ее решение в статье.
Примеры:
- Если Вы перепробовали все, а перхоть как появлялась, так и появляется, то есть один верный способ, который избавит Вас от нее раз и навсегда.
- Несмотря на то, что продвижение сайтов достаточно трудоемкий и дорогостоящий процесс, существует способ сократить издержки до 80%. И вот каким образом.
11. Новость
Новости всегда вызывали, вызывают и будут вызывать жгучий интерес и горячие споры. Так почему бы не использовать эту человеческую слабость, чтобы ударно начать статью? Особый ажиотаж вызывают «желтые» новости, так сказать, скандалы, интриги, расследования.
Примеры:
- Пенсионер из глубинки увел топ-модель
из-под носа у миллионера. - Найден способ зарабатывать деньги, лежа на диване и ничего не делая!
- Эксгибиционисты устроили оргию на Красной Площади!
Резюме по началу статьи
Приведенных выше приемов более чем достаточно для того, чтобы эффектно начать статью. Не все они универсальны: некоторые приемы можно использовать только в подходящем случае. Хотя, если откровенно, то для хорошего начала достаточно и первого способа. Нужно просто использовать любопытство и порождать интересующие человека вопросы, ответ на которые он рассчитывает найти в статье.
Источник: ГИЛЬДИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ