Internews Kazakhstan

Страсти по подписке

Cоздан:   пн, 25/02/2008 - 10:28
Категория:
Тэги:

В Астане состоялась республиканская конференция "Подписка на печатные СМИ: вопросы добросовестной конкуренции и реализация свободы выбора".

Журналисты, правозащитники и профессионалы в сфере защиты свободы слова пытались найти ответ на вопрос, как победить гидру принудительной подписки, отравляющей жизнь едва ли не всем казахстанским бюджетникам - врачам, учителям, госслужащим - и нагло отъедающей приличные куски от их более чем скромных зарплат.

Модератор конференции - Диана Окремова, глава костанайского общественного фонда "Медиа-центр" - заметила, что принудиловка являет собой "секрет Полишинеля", нечто, о чем все знают, но вслух особенно не распространяются: "Это полностью противоречит принципам добросовестной конкуренции на рынке масс-медиа, это нарушает права людей на свободу выбора. Госструктуры все отрицают, и реакция их предсказуема и совершенно стандартна. На мой взгляд, отрицание очевидных фактов - верх лицемерия, которое не может не сказаться на отношении к власти граждан".

По данным исследования, "подписному притеснению" подвергаются в основном бюджетники: это самая уязвимая группа, которой больше всего "достается", и которая не может повлиять на ситуацию, чаще всего это молодые люди, ежемесячный доход которых едва превышает двадцать тысяч тенге. Подписка из-под палки процветает в университетах, детских садах, школах и даже небольших дворовых клубах (разнарядки спускают даже в те организации, где работает лишь несколько человек). Причем сами чиновники утверждают, что разнарядки - просто рекомендации, мониторинг и не более того. Складывается впечатление, говорит Диана Окремова, что они или лукавят, или лгут, потому что, как известно, у нас очень сложно не выполнить "рекомендацию" вышестоящего руководства и акимата, так рекомендация становится однозначным приказом.

Анна Дудина, представитель Союза налогоплательщиков Костанайской области, рассказала о забавном моменте. Когда эта организация направила официальный запрос касательно порочной практики в областной акимат, оттуда ответили, что случаев принудительной подписки зафиксировано не было, "спасибо за активную гражданскую позицию" и прочее в том же духе. (Лирическое отступление. Чиновники иногда уподобляются улыбчивым авгурам. Авгурами в Древнем Риме называли жрецов, которые толковали волю богов по полету птиц. Обманывая веривших в такие предсказания, авгуры, тем не менее, при встрече друг с другом не могли сдержаться от заговорщического смеха... )

По словам организаторов, на мероприятие долго и безуспешно приглашали представителей министерства образования и юстиции: "Прокуратура нам официально заявила, что данная тема их не интересует. В министерстве образования ответили, что не имеют к принудительной подписке никакого отношения, потому как все решается на региональном уровне. Мы приглашали также редакторов и журналистов нескольких газет, которые входят в "черный список" (или список "золотой" - кому как), однако никто не пришел".

Булат Кальянбеков, начальник управления СМИ министерства культуры и информации, был одним из немногих чиновников высокого ранга, кто принять участие в диалоге с журналистами, так прокомментировал озвученные примеры злоупотребления власти своими ресурсами:

- Посмотрел факты по принудительной подписке... Это как минимум абсурдно. Спасибо вам за подробные исследования, на своем уровне мы тоже проведем разбирательство. Хочу сказать, что никакой разнарядкой мы не занимаемся, возможно, газеты сами заключают договора с акиматами на местах. Министерство здесь не ведет никакой работы.

Еще одно отступление, правда, фактическое. Общемировая тенденция заключается в росте сегмента рынка подписки, средний уровень увеличения которого за последнее десятилетие составил 9%.

Уровень подписки в Китае составляет 90%, в Канаде - 88% от общего тиража, в Финляндии - 86%, в США - 85%, в России - 30%. Причем за рубежом работает практика предоставления издателями скидок на подписку, а у нас и северного соседа, наоборот, в цену подписки включают все риски и стоимость доставки.

И еще. В Европе и Америке распространением периодических печатных изданий по подписке занимаются в основном сами издательства (так называемая "редакционная подписка"), а почта выполняет лишь функцию доставки печати в виде писем и бандеролей. Естественно, о давлении государства на подписчиков не может быть и речи: в цивилизованном мире такая практика давно считается дикой и невероятной.

В России, по данным Департамента почтовой связи Министерства связи, в общей структуре доходов газет доходы от подписки занимают значительное место. Анализ показывает, что современный российский подписчик - человек предпенсионного возраста. Второй тип подписчика - организации и промышленные предприятия. Это было заложено еще при советской системе - четкая организация подписных процессов на предприятиях…

О том, что наша проблема знакома и россиянам (правда, существует она в несколько другом виде - так называемом праве на "информационное обслуживании" власти газетами, которое определяется через тендер) рассказал Михаил Мельников, эксперт Центра экстремальной журналистики (Москва).

- Принудительная подписка - это всегда превышение госслужащим своих полномочий. В разных странах СНГ конфликт находится на разном уровне. Четыре года назад на Украине начали раздаваться жалобы от пенсионеров. Тогда все было решено на уровне пенсионного фонда (это, как известно, мощнейшая организация с огромными деньгами и огромным электоратом), который обязал все свои учреждения принимать на местах меры по недопущению давления на пенсионеров.

В Белоруссии, по словам Михаила Мельникова, тоже "неспокойно". Три года назад, кстати, здесь разгорелся скандал по поводу принудительной подписки на издание Администрации президента "Советскую Белоруссию" и газету минских властей "Минский курьер". Портал "Новости Беларуси" сообщал по этому поводу: "В зависимости от уровня фирмы и численности ее персонала, в устной форме доводится "просьба" - подписываться не на один, а на несколько экземпляров этих газет. Такие "просьбы" странным образом "совпадают" обычно с очередными визитами каких-либо налоговых инспекций или других проверяющих органов. А подтверждение подписки предписывается высылать по факсу… По официальной информации, особенно удачно подписка "сложилась" для газеты "Советская Белоруссия": тираж издания пересек 500-тысячную границу". Знакомая история…

- В России время от времени тоже возникает эта проблема, - продолжает Михаил Мельников. - В Екатеринбурге региональным представительством Большого жюри (орган саморегулирования, рассматривающий конфликтные ситуации этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей - прим. авт.) была рассмотрена жалоба предпринимателей, на которых оказывал давление один из руководителей госаппарата. Принудительной подпиской он, по сути, вымогал у бизнесменов деньги. Провели публичные слушания, приняли соглашение, и вопрос был снят. Это было очень мощное дело, широко растиражированное (с заключением Большого Жюри о принудительной подписке в Екатеринбурге можно ознакомиться по адресу http://domjour2005.narod.ru/fan9.html).

- Но самое интересное мы наблюдали в Киргизии в 2004 году, - говорит Михаил Мельников. - Тогда учителя направили жалобы уполномоченному по правам человека национального уровня. Интересную сессию по инициативе депутатов провел бишкекский госсовет, который рассмотрел вопрос принудительной подписки. Было принято постановление, запрещающее руководителям госструктур организовывать за счет бюджета подписную кампанию. Аналогичное постановление было принято парламентом.

Но уже через два года почтовики стали бить тревогу - подписка сократилась в пять раз, многие люди потеряли работу! Ликвидация государственной прессы - это все-таки ликвидация определенного сегмента, сегмента нужного, поскольку власть должна как-то информировать о своих решениях. К таким серьезным шагам надо готовиться, но киргизские власти не сумели принять адекватного решения. Нужно было грамотно структурировать государственную прессу, нужно было готовить журналистов, кардинально менять работу государственных служб по связям с общественностью… Так что мы имеем дело с серьезным макроконфликтом внутри общества.

Ольга Волкова, директор карагандинского общественного фонда "Medialife", рассказала об опыте своей организации на ниве борьбы за честные подписные кампании:

- Когда работала "горячая линия", к нам звонило и приходило немало граждан, правда, многие не хотели представляться. Вывод, который мы сделали, проанализировав проект: уровень правовой грамотности людей необходимо повышать, это будет способствовать тому, что граждане свои права начнут активно защищать.

Увы, большинство держится за свое рабочее место как за последнее в своей жизни трудовое пристанище… Слава богу, до массовых увольнений непослушных работников мы пока не дожили, но несколько таких случаев все же было. Повод работодатели находили самый благовидный - попал, дескать, под сокращение. И даже в судебном порядке доказать обратное было невозможно.

Зауре Жумалиева, представитель общественного фонда "Адил Аркат" (Петропавловск), уверена, что своим противодействием указаниям "сверху" казахстанцы "подняли руку "на святое":

- Это часть идеологической работы, которую в свое время проводили в СССР. Сломать эту систему будет очень сложно, для этого, конечно, надо знать свои права...

Сейтказы Матаев, председатель Союза журналистов Казахстана, совершил небольшой экскурс в прошлое, заметив, что в 80-х и сам участвовал в организации принудительной подписки. Стоит, конечно, отметить, что цены на комплекты газет и журналов тридцать лет назад были поскромнее нынешних, и подписка не "отъедала" треть зарплаты. "Думаю, выход - развивать розницу, что будет способствовать исчезновению принудительной подписки".

К слову, высокая стоимость подписки - это политика наших издательств. Именно издатель формирует только каталожную цену, и сюда входят перевозка, экспедирование, полиграфия и труд самой редакции, не входят затраты по организации подписки и доставки (эта часть формируется на почте). На доставку приходится в среднем 20-25% от стоимости подписки, и на рынке по распространению периодических изданий по подписке "Казпочта" занимает доминирующее положение.

В интервью, для сайта "Издатель.kz", заместитель директора областного филиала АО "Казпочта" Николай Воронцов упрек в завышенных тарифах нашел несправедливым: "Да, у "Казахстанской правды" стоимость доставки может доходить до 30% от цены номера, но нужно учитывать и частоту ее выхода - несколько раз в неделю. А ведь в наших условиях - при разбросанности населенных пунктов - расстояния становятся играющим фактором. К примеру, мы доставляем газеты за 90 км до райцентра и оттуда к поселку - еще 130 км бездорожью. В районы ходит наш транспорт, "Газель", которая, как известно, потребляет немало бензина. Часть изданий передаем с попутным транспортом (заключаем договор с перевозчиками). Плюс зарплата почтальонам. И выходит, что только за доставку нужно платить более 3000 тенге, вы представляете, сколько тогда будет стоить издание?!"

Вообще, казахстанская же сеть распространения - сложная, запутанная и малоуправляемая. Это мешает здоровой конкуренции и порождает ту самую подписную "принудиловку", потому как наша система распространения делает невозможным полноценный контакт издателя с потребителем.

Универсальных подходов к продвижению и формированию ассортимента печатных изданий в розничных сетях, которые устраивали бы и продавца, и издателя, и читателя пока нет ни в России, ни у нас. Также специфика рынка печатных СМИ в России и Казахстане заключается в том, что многие распространители печати являются одновременно и крупными игроками на рынке продаж.

За рубежом такое было бы невозможно: чтобы некая структура владела сотнями точек продажи газет.

Но, пожалуй, одним из самых смелых выступлений стала речь Надежды Павловой (областная газета "Индустриальная Караганда"). Журналист рассказала о том, как редакция отстаивала свое право быть независимыми от мнения акимата:

- Наша газета считается акиматовской и на нее существует принудительная подписка. Более того, заставляют подписываться и самих журналистов! Тираж газеты составлял около 18 000 экземпляров, люди подписывались в основном на два месяца, в итоге мы за год "потеряли" около двух тысяч экземпляров.

Учредитель выделяет нашей газете около тридцати миллионов тенге, двадцать из которых уходит "Казпочте", которая занимается доставкой газет. Получается, учредитель газеты оплачивает лишь треть нашего бюджета, и это не делает для редакции никакой "погоды".

Потом у нас поменялся редактор, и за год с убытков мы пришли к 3 млн тенге ежемесячной прибыли, которую нам приносит реклама. Это о многом говорит, и мы сейчас боремся за читателя. Административный ресурс нашей газете на данный момент очень мешает, мы вполне могли бы справиться и без него, а эта "обязаловка" перед представительными органами не дает нам встать на ноги.

Какая бы ни была газета, мы должны уважать не только себя, но и своих читателей. Если мы относимся к официальному органу - акимату - это не значит, что мы должны всячески поддерживать его политику и "прогибаться". Нас читают, особенно в сельской местности, где нет возможности оперативно получать большие еженедельники.

Сергей Уткин, независимый юрист, заявил следующее:

- Даже государственная газета является по своей форме частным предприятием. И любое лоббирование госслужащего интересов этого предприятия относится к коррупции!

Юрист пошутил, что нас всех еще больше надо напрягать, стоит и акиматы попросить - увеличьте, дескать, списки, увеличьте стоимость подписки. И может тогда, загнанные в угол люди начнут, наконец, сопротивляться, избавляясь от рабской психологии.

Звучали и весьма экстравагантные (хотя и вполне разумные) предложения: всю макулатуру, которая лежит у недовольных читателей "мертвым грузом", везти в редакции - и пусть коллективам, ее выпускающим, будет стыдно за десятки тысяч непрочитанных экземпляров.

Все присутствовавшие сошлись на одном: дело чести для любой газеты - не быть обузой налогоплательщику, а самостоятельно завоевывать сердце читателя, тем более, что если редакция работает по госзаказу, не факт, что издание автоматически меняет свою прежнюю политику и становится выхолощенным. "В Казахстане есть издания, которые, выиграв конкурс на размещение официальных материалов, продолжают критику власти". Так что пока мы живем в двойном измерении - с одной стороны, все осуждают принудительную подписку, а с другой стороны, многие редакции стремятся попасть в пресловутые списки и получить госзаказ.

Такие "легкие" шальные деньги - своего рода наркотик, но как говорила великая Фаина Раневская: "Деньги проем, а стыд останется"…

Ярослава Науменко , специально для Gazeta.kz

Источник: Gazeta.kz