Бигельды ГАБДУЛЛИН
После оглашения своего Послания народу, президент Нурсултан Назарбаев устроил форменный разнос правительству Карима Масимова. Серьезные обвинения прозвучали из его уст в адрес министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, бывшего руководителя ФНБ «Самрук-Казына», а ныне вице-премьера Кайрата Келимбетова, министра финансов Болата Жамишева, министра здравоохранения Салидат Кайрбековой, председателя Агентства по делам строительства и ЖКХ Серика Нокина и других. Предельно откровенный разговор со своими подчиненными лидер нации провел в Ак Орде при закрытых дверях даже руководители государственных СМИ не попали внутрь. Но, несмотря на это, острота и накал разноса, во время которого прозвучали такие слова, как «расслабились!», «ни хрена не работаете!», стали достоянием гласности.
Первое мое чувство после трансляции заседания:
Но надо заметить, что об этих проблемах, точнее безобразиях, давно писали и пишут многие газеты республики, в том числе и Central Asia Monitor.
Еще пару лет тому назад при личной встрече с президентом страны я говорил ему о том, что в нашей стране власть не реагирует на критику в печати, что власть и журналисты научились существовать параллельно друг к другу, а параллельные линии, как известно, не пересекаются. Я пытался донести до главы государства, что надо заставить чиновников реагировать на критические выступления прессы, как это было в былые времена по принципу: газета выступила меры приняты. Иначе грош цена свободе слова. Президент внимательно выслушал меня, сделал пометки на бумаге. Но, увы, с тех пор мало что изменилось в отношениях между властью и СМИ!
Не мной придумано выражение, что СМИ это зеркало, в которое смотрится общество. Сегодня зеркало пытаются выбросить или разбить. Что означает эта примета разбитое зеркало, известно всем. Именно такое отношение к прессе, к сигналам неравнодушных журналистов привело к тому, что столь серьезный и очень нужный разговор состоялся с большим запозданием.
Мы всегда воспитывались на вере в то, что правдивое слово, прорвав препоны цензуры, оказывает прямое воздействие на общество и власть, во многом определяя действия последней. Так было при ханах, так было и при генсеках. К сожалению, сегодня наша журналистика скорее напоминает позднесоветские разговоры на кухнях, где говорили о чем угодно: спорили, критиковали, обличали, разоблачали. Потому что польза от такой журналистики почти минимальна: власть ее к сведению не принимает.
И именно власть получает сегодня наибольшие выгоды от такого отношения к прессе: из сотен «гласов вопиющих» она может на свое усмотрение выбрать и организовать реакцию лишь на тот «глас», который нужен именно ей. Нужен, исходя из соображений текущего момента, а не исторической необходимости. Что мы и увидели на прошлой неделе. Это, на мой взгляд, опасно и для журналистики как профессии, и для общества, и в перспективе для самой власти, теряющей в лице прессы чуткий барометр социального самочувствия в стране.
Именно вследствие дисбаланса в отношениях между властью и СМИ, приведшего к некой инверсии, президент оказался в положении человека, для которого стало откровением то, о чем давно говорят все вокруг. Именно потому чиновники вместо того, чтобы ответить за многочисленные прожекты, мнимые тендеры госзакупок, забытую легкую промышленность, непомерно разбухшие «самруки-казына», вечные праздники за государственный счет, назначаются вице-премьерами и министрами!
Доколе!?
Создание цивилизованного, демократического общества немыслимо без сильной журналистики. В Казахстане она есть и в областных центрах, и в столицах. Ее истинный авангард не утратил ни профессионализма, ни мужества, ни готовности писать правду. Надо бы прислушаться к ее голосу. Ведь делаем-то мы, по сути, общее дело. Во имя страны.
Источник: Zona.kz