На сайте Zоna.kz опубликовано обращение журналистской общественности к депутатам и авторам законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей”, подписанное
Председателем правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаевым, Президентом Международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамарой Калеевой, Юристом Центра поддержки СМИ Национальной Ассоциации теле- радиовещателей Сергеем Власенко, Юристом Казахстанского юридического Форума Игорем Лоскутовым. Приводим текст обращения полностью.
Уважаемые депутаты!
Не раз мы, представители гражданского общества, встречались с вами и с авторами законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей”. Мы старались вас убедить, что этот документ, став законом, ущемит законные права и интересы людей. Вы доказывали, что законопроект разработан как раз в интересах наших граждан и государства.
Спасибо вам за терпение и готовность к дискуссиям. Нам стала понятнее ваша непреклонность в отстаивании новых ограничений и наказаний для СМИ. Хочется, чтобы и вы лучше поняли нашу позицию.
Вы утверждаете, что хотите оградить молодежь от растления. Хотите закрыть последние лазейки для терроризма, экстремизма, разжигания розни и прочих ужасов. Мы - однозначно “за”! Разногласия начинаются при выборе методов.
С великим и горьким удивлением мы убедились, что наши уважаемые законотворцы считают источником повышенной опасности и потенциальным рассадником всех преступлений - средства массовой информации.
“Страшно подпускать ребенка к компьютеру, того и гляди нечаянно зайдет на порносайт”, “В газетах публикуется реклама секс-услуг, а потом этих жриц платной любви убивают”, “В Интернете могут быть и антиконституционные призывы, и грязная клевета на наших граждан”, “Газеты описывают бытовые конфликты как межнациональную рознь и тем самым подрывают межнациональное согласие”, “А если какая-то статья взорвет общественную стабильность?!”, - все это ваши аргументы.
Господа, присмотритесь к нашему медиапространству без предубеждения! Не надо демонизировать СМИ и взваливать на них ответственность за чужую вину. Не эта ли ложно ориентированная тревога за судьбу отечества заставляет вас не замечать очевидного - того, что проект о регулировании информационно-коммуникационных сетей предлагает, вопреки его названию, полный произвол в отношении всех отечественных СМИ?
Не нравится вам реклама коммерческого секса? Вводите ограничения в закон “О рекламе”, принимайте закон о запрете проституции - СМИ подчинятся новым правилам. Хотите запретить порнографию? Но она и так запрещена - законом о СМИ, Уголовным кодексом, самой Конституцией страны, - добивайтесь применения этих запретов в полном объеме!
Нет у нас в стране ни одного официально зарегистрированного издания и ни одного журналиста, чья публикация могла бы взорвать общественное согласие. Да и за рубежом таких не сыщешь - наш народ достаточно мудр и даже скептичен, чтобы поддаваться провокациям. Опубликована клеветническая информация? Опровергайте ее в тех же СМИ. А для борьбы с реальными злоумышленниками есть законы “О национальной безопасности”, “О борьбе с терроризмом и экстремизмом” и другие, есть силы правопорядка. Этого недостаточно? Вводите изменения и дополнения в профильные законы, принимайте решения об укреплении полиции, КНБ и пр. Средства массовой информации будут рассказывать об этих ваших действиях, а народ - единственный источник власти в стране - их оценивать.
Авторы проекта пытаются реанимировать идею досудебной приостановки издания СМИ. Это предложение уже вносилось в правительственный законопроект “О средствах массовой информации”, и в 2004 году Президент Казахстана наложил на него вето. Теперь правительство предлагает наделить таким правом Генерального прокурора, действия которого в силу его статуса и полномочий априори являются безупречными. Однако на практике это неизбежно обернется произволом и снижением авторитета Генерального прокурора в обществе, так как ему будут готовить документы на подпись подчиненные, определяющие “вредность” того или иного СМИ по своему разумению и пристрастиям.
При этом собственникам сайтов, которые, согласно проекту, имеют одни обязанности и никаких прав, не предлагается никаких внятных процедур для того, чтобы они могли самостоятельно удалить вредную информацию, получив извещение органов прокуратуры, не доводя дела до приостановления деятельности и суда. Хотя можно было бы взять успешно апробированный за рубежом опыт по взаимодействию государственных органов и провайдеров в оперативном решении подобных вопросов.
Если предлагаемый правительством законопроект станет законом, любой сайт может легко пасть жертвой конкурентной борьбы, когда недоброжелатель, анонимно разместив в гостевой книге или на форуме этого сайта противозаконную информацию, тут же скинет соответствующий интернет-адрес в прокуратуру. В результате деятельность сайта будет приостановлена - ведь авторы законопроекта предусмотрели, что любая информация, размещенная на сайте неизвестно кем, является продукцией СМИ, за которую несет ответственность собственник сайта.
Средства массовой информации - это главная площадка, обеспечивающая людям “роскошь человеческого общения”, интеграцию наших граждан в жизнь страны и мира. Наши СМИ работают в сложных условиях многочисленных законодательных ограничений, экономических и профессиональных трудностей. Бывают и ошибки, за что они несут наказание. Бывает, что их наказывают за вину, которую видит только испуганное воображение “ответственных лиц”. Не случайно же первые руководители государства в преддверии председательства в ОБСЕ говорили о необходимости либерализации законодательства о СМИ. Такая тенденция определилась с подписанием в феврале нынешнего года главой государства закона по вопросам деятельности средств массовой информации. Авторы законопроекта перечеркивают эту тенденцию, предлагая заменить штрафы “отсечением головы”, то есть приостановлением и закрытием СМИ за целый букет правонарушений, не свойственных СМИ в силу специфики их деятельности.
Вместо объявленного еще в 2007 году законопроекта о регулировании казахстанского сегмента сети Интернет они хотят дать анонимным цензорам право решать за наших граждан, что можно, а чего нельзя читать во всей всемирной паутине. Вы гарантируете, что “уполномоченные лица”, принимающие решение о блокировке доступа к тому или иному сайту на территории Казахстана, будут умнее, просвещеннее, ответственнее “простых” пользователей? Нам представляется более реальной ситуация, когда из страха быть обвиненными в попустительстве и безответственности они начнут “на всякий случай” блокировать все непонятные или спорные материалы.
Вы стоите на том, что будете защищать казахстанских интернет-пользователей от информации откровенно преступного содержания. Но границы Интернета условны, желающий всегда их обойдет. А специалисты Агентства по информатизации и связи объяснили всем нам на последней встрече, что точечная фильтрация интернет-ресурсов - дело хлопотное и потребует дополнительного финансирования. Таким образом, в ближайшей перспективе мы столкнемся с “законной” блокировкой целых массивов информации, типа “Живого журнала” и блог-порталов mail.ru. Просчитывали ли авторы этого предложения, как его реализация скажется на развитии Интернета в стране, на праве граждан на получение информации, на репутации Казахстана в мировом сообществе? Как это предложение сочетается с ратифицированным Казахстаном Международным Пактом о гражданских и политических правах, который устанавливает свободу получения и распространения информации независимо от государственных границ?
Главной проблемой проекта является поверхностная проработка в концептуальном плане, а также расплывчатое определение терминов и процедур. В итоге, не учитывая специфики Интернета, авторы законопроекта объявили все, что в нем имеется, средствами массовой информации. Это то же самое, что причислить все предметы кухонного обихода к холодному оружию и наложить на них соответствующие ограничения. Они так и не определились, что считать казахстанскими интернет-ресурсами, а что зарубежными, а просто замахнулись на регулирование Интернета в планетарном масштабе.
Сделав такое глобальное обобщение, уважаемые разработчики законопроекта механически скопировали из законов “О выборах”, “О политических партиях”, Уголовного и Административного кодексов различные ограничения деятельности и действий общественно-политического характера и перенесли их на средства массовой информации. Господа, СМИ сами не производят никаких действий, они только о них рассказывают, они только зеркало общества!
Авторы проекта уверяют нас, что все неясные моменты и процедуры будут в последующем определены в подзаконных актах. Однако правоприменительная и судебная практика наглядно показывают нам, что если на законодательном уровне терминология, порядок регулирования соответствующих правоотношений, критерии, границы и размеры ответственности четко не определены, то это неизбежно ведет к таким негативным моментам, как произвол, коррупция, избирательное правосудие и т.д.
Поскольку закон - это нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, то определиться со всеми неясными моментами нужно именно в нем, не отдавая их на откуп ведомственным инструкциям и правилам.
Мы все опасаемся того, что плохо знаем. Возможно, избыточная репрессивность и противоречивость законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей” вызвана тем, что абсолютное большинство депутатов и авторов проекта незнакомы с реальной жизнью отечественных СМИ и отечественных журналистов. Если так, мы готовы помочь в восполнении этого пробела. Мы готовы организовать дружеские встречи в любой редакции, за любым круглым столом.
Давайте вместе постараемся сделать будущий закон о регулировании Интернета, если он действительно необходим, нашим общим детищем, написанным и принятым в интересах государства и граждан, чье право на свободное получение и распространение информации гарантировано Конституцией страны.
Председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев
Президент Международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамара Калеева
Юрист Центра поддержки СМИ Национальной Ассоциации теле- радиовещателей Сергей Власенко
Юрист Казахстанского юридического Форума Игорь Лоскутов
Источник: Zona.kz