Министерством юстиции Республики Казахстан разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений», который предполагается внести на рассмотрение депутатов Мажилиса Парламента РК в декабре 2012 года.
Как следует из пояснительной записки, разработка законопроекта осуществлена по следующим двум направлениям:
исключение противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов в области государственного и общественного устройства, исполнительного производства, административных правонарушений, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и гражданского процессуального законодательства;
исключение норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Законопроект предусматривает внесение поправок в ряд законодательных актов Республики Казахстан, что связано с необходимостью упорядочить нормы действующего законодательства, устранить противоречия в содержании правовых норм, исключить устаревшие правила и нормы, носящие коррупциогенный характер. Законопроект вносит изменения и дополнения в действующие законы: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс РК об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, «О транспорте», «О нормативных правовых актах» и другие, в том числе в Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации» и в Закон Республики Казахстан от 18 января 2012 года «О телерадиовещании».
Изменения и дополнения, которые предлагается внести в Закон РК «О средствах массовой информации»
Статья 13 закона регулирует порядок приостановления и прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции СМИ. Пункт 3 статьи 13 содержит перечень действий, при совершении которых деятельность средства массовой информации либо распространение продукции СМИ могут быть приостановлены сроком до трех месяцев. Пункт 4 статьи 13 содержит перечень оснований, которые являются поводом для прекращения деятельности СМИ либо для прекращения распространения продукции СМИ. Приостановление и прекращение деятельности СМИ или распространения продукции СМИ являются мерами административного взыскания за совершенные правонарушения, которые устанавливает суд в рамках административного производства. Правовые последствия применения данных взысканий различны: в первом случае речь идет о временном приостановлении деятельности СМИ или временном запрете на распространение продукции СМИ, а во втором случае о прекращении выпуска СМИ под определенным названием либо о полном запрете на распространение продукции СМИ. Основания (то есть совершенное правонарушение) для применения таких мер воздействия различаются по степени общественной опасности: в первом случае оно не столь опасно и негативно, во втором случае представляет крайнюю степень общественной опасности, в связи с чем и может быть принято судом решение о принудительном прекращении деятельности СМИ либо о принудительном запрете на распространение продукции СМИ.
Законопроектом вносится дополнения в пункты 3, 4 статьи 13, еще одним основанием, которое может повлечь как приостановление, так и прекращение выпуска СМИ либо распространение его продукции, будет являться распространение заведомо ложных сведений и материалов о происходящих массовых беспорядках.
Однако такой подход представляется более чем спорным и вот почему:
Таким образом, необходимо:
разграничить степень общественной опасности при распространении заведомо ложных сведений и материалов о происходящих массовых беспорядках и в зависимости от этого определить, являются ли соразмерными совершенным деяниям такие виды административного взыскании как приостановление выпуска или прекращение выпуска СМИ; временный или постоянный запрет на распространение продукции СМИ? Ведь приостановление выпуска СМИ, не говоря уже о прекращении выпуска, является серьезным и недопустимым ограничением свободы выражения и свободы СМИ.
рассмотреть возможность исключения данных мер административного взыскания к средствам массовой информации, ограничиваясь денежными штрафами.
необходимо дать толкование используемым понятиям, поскольку в законе «О средствах массовой информации» не разъясняется, что такое «массовые беспорядки», что понимать под «сведениями», а что под «материалами» в контексте статьи 13.
дополнить действующее законодательство положениями об обязанности должностных и уполномоченных на то лиц предоставлять журналистам, СМИ в случае возникновения массовых беспорядков достоверную, оперативную, полную информацию, документы, официальные сообщения;
предусмотреть ответственность должностных лиц в случае, если такая информация по запросу СМИ не предоставляется либо предоставляется в крайне ограниченном объеме или является недостоверной.
Изменения и дополнения, которые предлагается внести в Закон РК «О телерадиовещании»
В Закон РК «О телерадиовещании» вносятся изменения и дополнения, касающиеся разграничения функций и полномочий в сфере телерадиовещания между двумя министерствами Министерством культуры и информации РК и Министерством транспорта и коммуникаций РК. Согласно законопроекту, первое министерство является уполномоченным органом в сфере телерадиовещания, второе уполномоченным органом в сфере технического сопровождения телерадиовещания. Компетенции уполномоченных органов, предусмотренные ранее законом, распределены между министерствами, в связи с этим изменяется редакция статьи 7. О распределении полномочий между министерствами известно с марта 2012 года, однако законодательно функции и полномочия закреплены не были. Настоящий законопроект устраняет этот пробел.
Еще одно изменение касается статьи 8 Закона РК «О телерадиовещании». Первоначальная редакция статьи предполагала разработку Правительством РК технического регламента по размещению индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств, кабельных коммуникаций в жилых комплексах. Законопроект предлагает отказаться от разработки и принятия такого регламента в пользу принятия общего для стран Таможенного союза технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Такой проект находится на стадии внутригосударственного обсуждения, ответственный за его принятие в Казахстане является Агентство РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Остальные изменения и дополнения в Закон РК «О телерадиовещания (статьи 9, 15, 42) носят уточняющий характер: «уполномоченный орган» заменяется на «уполномоченный орган в области технического сопровождения телерадиовещания», каким является Министерство транспорта и коммуникаций РК.
***
Отметим и другие поправки, которые будут внесены в действующие казахстанские законы, в случае принятия проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений»:
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях будет дополнен новой статьей
В Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» вносятся поправки, в соответствии с которыми электронному варианту принятых нормативных правовых актов придается статус официального, наряду с бумажным вариантом. При этом интернет-ресурсам государственных уполномоченных органов присваивается статус источников официального опубликования принятых НПА (наряду с газетами «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан» и другими изданиями)
Вложения | Размер |
---|---|
Досье на проект Закона РК_Изменения и дополнения в законы О СМИ и О ТРВ.doc | 1.49 Мбайт |