Традиционная журналистика умирает. В качестве похоронки, к примеру, приходят сообщения о закрытии Школы журналистики в американском Университете Колорадо одного из респектабельных учебных заведений этого профиля, которое много десятилетий готовило отъявленных писак.
О безвременной кончине школы мы, конечно, тоже узнаем из текстов. Человечество вообще никогда так много не писало и не читало, как в последние несколько лет (эсэмэс плюс Твиттер, да еще статусы в Фейсбуке в основном). Дело в том, что теперь медиа уже не являются привилегией профессионалов они доступны любому. В сущности, сбылась мечта третьего президента США Томаса Джефферсона у каждого в руках сегодня есть печатный станок.
Профессионалы, понятное дело, в таких условиях существовать не привыкли и в конкурентной борьбе стремительно проигрывают. Все меньше людей смотрят телевизор, все меньше продается в мире газет, все больше кликов получают бесплатные сайты, в первую очередь социальные сети. Сетевым маркетологам тоже давно понятно, куда дует ветер. Создатели того же Твиттера, которые раньше, похоже, в принципе не понимали, в чем смысл существования их детища, недавно наконец определились в этом вопросе. Теперь они позиционируют щебечущий сайт как всемирную новостную сеть, где ньюсмейкером может выступить каждый. При условии, что он стал свидетелем
Лет пять назад весь этот медийный карнавал, свидетелями и участниками которого мы стали, воспринимался однозначно позитивно. Блоги считались более достоверными источниками информации, чем пресловутые «продажные СМИ».
Блогеры оказались людьми безответственными. Они редко занимаются фактчекингом, пристрастны и малограмотны в самом тривиальном, чаще всего даже орфографическом смысле слова. Сказывается отсутствие за плечом у домашнего писателя опытного редактора и корректоров.
В мире новых медиа победила скорость. Подсчитано, например, что твит живет четыре минуты, а потом о нем забывают. Такая спешка чаще всего оказывается несовместимой с естественным человеческим желанием подумать. В этот момент выясняется, что у умной и, по определению, более медленной профессиональной журналистики остается все же место под солнцем. Потому что одно дело на бегу читать анекдоты о природе экономического кризиса в Твиттере. И другое дело потратить вечер на изучение подборки публикации на эту тему в какой-нибудь The Wall Street Journal, которая отвечает за свои строки профессиональной репутацией редакции и вековой историей издания.
Но кто будет платить за «медленный» контент? Стоимость контента, созданная блогером, стремится к нулю, потому что он, за редким исключением, пишет ради «фана». А чем оплачивается бесценное время топового экономического аналитика, который в отчаянии валяется на диване в попытках написать идеальные двадцать тысяч знаков для журнального разворота?
Доход печатных СМИ всегда складывался из розничных продаж, подписки и рекламы, причем третий источник чаще всего был самым важным. Теперь доходы падают люди не покупают газеты, а читают их сайты. Реклама же в интернете
Выход вроде бы найден. Многие западные сайты переходят на платную модель распространения своего контента по подписке. Постепенно за ними тянутся и российские СМИ. На первый взгляд тут все логично. Хочешь быстрых и поверхностных суждений, читай навечно бесплатный Твиттер. Ищешь вдумчивой аналитики раскошеливайся. Полная аналогия с эфирным и спутниковым ТВ, если говорить о качестве контента.
Но на практике работает это пока не очень хорошо. Интернет совсем не похож на телевидение, поскольку (и это, конечно, трюизм) в нем присутствует реальная, а не симулятивная интерактивность. Телезритель, скажем, может голосовать, чтобы любимый сериал продлили на следующий сезон, а юзер может к тому же писать комментарии с требованием изменить сценарий этого сериала, т. е. выходит за рамки, предложенные профессионалами. Эти комментарии теоретически могут стать сенсацией в каком-нибудь сообществе и выйти за его пределы. Однако загвоздка состоит в том, что это может случиться лишь тогда, когда материал, который комментирует наш юзер, открыт для всех.
Проще говоря, идея платного контента в сети пока наталкивается на препятствие в виде социальных функций интернета. Нам хочется не только читать материалы сайтов, даже самых уважаемых, но и цитировать их в своих блогах, делиться ссылками с друзьями. Словом, создавать свою личную информационную реальность. И пока какой-нибудь гений из числа издателей не придумает способа разрешить это противоречие, по журналистике
Кирилл Мартынов, Московские новости
Источник: Планета СМИ